Точки зрения ученых на природу дел, возникающих из публичных правоотношений
Во-первых, для данной категории дел характерно наличие спора о праве. Необходимым элементом последнего является вопрос о субъективных правах и обязанностях участников публичных правоотношений. Во-вторых, спор о праве между гражданами, организациями и органом власти состоит в решении вопроса о наличии предусмотренных законом оснований, от соблюдения которых зависит реализация материального права. В-третьих, особенности передаваемых на рассмотрение суда материальных правоотношений предопределяют порядок судопроизводства по соответствующей категории дел. Неравенство субъектов публичных правоотношений и наличие спора о праве между ними обусловливают потребность в детальном процессуальном регламентировании правил рассмотрения и разрешения дел таким образом, чтобы, с одной стороны, сгладить неравенство, существующее в материальных правоотношениях, с другой - предоставить гражданам и организациям в максимальной степени возможные юридические гарантии защиты и восстановления их прав. В этих целях полагаем необходимым закрепить более активную роль суда не только в сфере доказывания, что предусмотрено действующим ГПК РФ, но и на этапе контроля за исполнением судебных решений. Например, можно ввести обязательную систему отчетов органов власти и должностных лиц о реализации решений суда и предусмотреть ответственность за их неисполнение в установленный судом срок не только в форме дисциплинарных взысканий, налагаемых вышестоящими органами, но и на основании судебных решений. Эффективность результата на практике в данном случае будет зависеть от добросовестного исполнения своих обязанностей судами и представителями властных структур, а также от их готовности к сотрудничеству. Далее, считаем целесообразным обеспечить обязательное участие органа власти в судебном заседании и предусмотреть возможность отложения процесса не более чем три раза при условии признания судом уважительной причины отсутствия органа власти (с тем чтобы нарушение права гражданина не носило длящегося характера). В случае неявки без уважительных причин закрепить правило, согласно которому суд автоматически признавал бы выигравшей стороной гражданина, организацию. Это логично, поскольку согласно ст. 249 ГПК РФ бремя доказывания законности решений, действий (бездействия) возложено на органы власти. Иные процессуальные гарантии защиты прав граждан, организаций могут включать в себя право сторон на извещение о предмете спора и претензиях друг к другу до начала рассмотрения дела по существу, обеспечение права доступа к получению всесторонней информации о деятельности органов власти (информационная открытость) и др.
Дисциплинарное судебное присутствие: полномочия и особенность рассмотрения дел
Статья 229. Вопросы применения правил настоящей главы
1. Производство в Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее также - Дисциплинарная коллегия) осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными настоящей главой.
2. Для целей настоящей главы административным истцом является лицо, направившее в Дисциплинарную коллегию жалобу (обращение).
Статья 230. Право на обращение в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
1. Лицо, судейские полномочия которого досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее - Высшая квалификационная коллегия судей) или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение им дисциплинарного проступка, вправе обратиться с жалобой на указанные решения квалификационных коллегий судей в Дисциплинарную коллегию.
2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации вправе обратиться в Дисциплинарную коллегию по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей или квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации отказано в удовлетворении представления о прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка.
3. В Дисциплинарную коллегию могут быть обжалованы решение Высшей квалификационной коллегии судей о наложении дисциплинарного взыскания на судью и решение Высшей квалификационной коллегии судей о результатах квалификационной аттестации судьи.
Статья 231. Требования к жалобе (обращению), подаваемой в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
1. В жалобе (обращении), подаваемой в Дисциплинарную коллегию, должны быть указаны:
1) Дисциплинарная коллегия в качестве органа, в который подается жалоба (обращение);
2) лицо, подающее жалобу (обращение), его почтовый адрес, адрес электронной почты (при его наличии) для направления почтовой корреспонденции, номер телефона;
3) решение, с которым не согласен административный истец, а также наименование квалификационной коллегии судей, принявшей данное решение;
4) требование, обращенное к Дисциплинарной коллегии;
5) обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) сведения о представителе;
7) перечень прилагаемых к заявлению документов.
2. В жалобе (обращении) также могут содержаться иные сведения, которые могут быть использованы для направления корреспонденции.
Статья 232. Принятие жалобы (обращения) к производству Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
1. Член Дисциплинарной коллегии в течение десяти рабочих дней со дня поступления жалобы (обращения) в Дисциплинарную коллегию рассматривает вопрос о принятии ее к производству.
2. Член Дисциплинарной коллегии, которому передана поступившая жалоба (обращение), выносит определение о принятии жалобы (обращения) к производству в случае ее соответствия предъявляемым требованиям или выносит мотивированное определение о возвращении жалобы (обращения), если ее рассмотрение не относится к полномочиям Дисциплинарной коллегии, а также в случае несоблюдения административным истцом требований, предъявляемых к жалобе (обращению).
3. В определении о принятии жалобы (обращения) к производству указываются время и место проведения судебного заседания, круг лиц, подлежащих вызову в судебное заседание Дисциплинарной коллегии, а также действия, которые следует совершить при подготовке административного дела к рассмотрению.
4. Квалификационная коллегия судей, вынесшая решение, с которым не согласен административный истец, направляет отзыв на жалобу (обращение), принятую к производству Дисциплинарной коллегии, в десятидневный срок с момента получения определения, указанного в части 3 настоящей статьи, в том числе по электронной почте.
5. Материалы и сведения, запрошенные Дисциплинарной коллегией, подлежат представлению в срок, определенный в запросе, в том числе по электронной почте.
Статья 233. Основания для отвода (самоотвода) члена Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
Помимо случаев, указанных в статьях 31 и 32 настоящего Кодекса, член Дисциплинарной коллегии не вправе рассматривать административное дело по поступившей в Дисциплинарную коллегию жалобе (обращению) в случаях, если он участвовал в рассмотрении данного административного дела в качестве члена квалификационной коллегии судей.
Статья 234. Рассмотрение административного дела Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации
1. Рассмотрение административных дел в судебном заседании Дисциплинарной коллегии осуществляется коллегиально в составе трех ее членов.
2. В судебном заседании Дисциплинарной коллегии председательствует председатель Дисциплинарной коллегии или кто-либо из членов Дисциплинарной коллегии. Порядок проведения и очередность процессуальных действий определяются председательствующим в судебном заседании.
3. Административное дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании Дисциплинарной коллегии в случаях и порядке, установленных статьей 11 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
4. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Статья 235. Распределение обязанностей по доказыванию по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации
1. В случае, если административным истцом является гражданин, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, с которым не согласен административный истец, а также законности данного решения возлагаются на квалификационную коллегию судей, его принявшую.
2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, обратившийся в Дисциплинарную коллегию, обязан доказать незаконность и необоснованность решения квалификационной коллегии судей, с которым он не согласен.
Статья 236. Пределы проверки Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации жалоб (обращений)
1. При рассмотрении административного дела по жалобе (обращению) административного истца Дисциплинарная коллегия не связана основаниями и доводами, изложенными в жалобе (обращении).
2. При рассмотрении административного дела по обращению Председателя Верховного Суда Российской Федерации Дисциплинарная коллегия проверяет решение квалификационной коллегии судей, с которым не согласен административный истец, в пределах оснований и доводов, изложенных в обращении.
3. При рассмотрении жалобы (обращения) Дисциплинарная коллегия вправе истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения административного дела.
Статья 237. Основания приостановления производства по административному делу
Рассмотрение принятых к производству Дисциплинарной коллегией жалоб (обращений) может быть приостановлено на срок до шести месяцев в случае необходимости проведения проверки материалов и сведений по ним, а также наличия иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению административного дела в течение длительного времени.
Статья 238. Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
1. По результатам рассмотрения жалобы (обращения) Дисциплинарная коллегия принимает одно из следующих решений:
1) об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей полностью или в части;
2) об удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи;
3) об отказе в удовлетворении жалобы или обращения.
2. По ходатайству лица, участвующего в деле, ему может быть выдана копия резолютивной части решения Дисциплинарной коллегии в день его принятия.
3. Копии решения Дисциплинарной коллегии вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, или их представителям либо направляются им в течение пяти рабочих дней со дня изготовления мотивированного решения.
4. Решение Дисциплинарной коллегии может быть обжаловано сторонами в апелляционном, надзорном порядке, а также пересмотрено ввиду вновь открывшихся или новых обстоятельств.