Право и правовое регулирование
Правовое регулирование - разновидность нормативного регулирования, через которое общество путем создания и реализации особых социальных норм - права, формирует в наиболее значимых отношениях правопорядок, обеспеченный государственной властью.
В основе возникновения и существования правового регулирования лежит та же причина, что и государственной власти - формирование социально разнородного общества с многообразными и противоречивыми интересами его субъектов. Эти интересы и соответствующее им поведение людей не могут быть упорядочены посредством традиционного или морального регулирования, которые обеспечивают общественный порядок в социально однородных структурах. Для поддержания стабильности в новых условиях общество создает особую разновидность нормативного регулирования - правовое регулирование.
Цель правового регулирования общая с другими видами нормативного регулирования - подчинить поведение людей общим правилам и обеспечить тем самым стабильность общественных отношений. Вместе с тем, в отличие от традиционного и морального, правовое регулирование:
обеспечивает стабильность жизненно важных для общества в целом отношений;
осуществляется через особую группу социальных норм - право;
непосредственно связано с государством и гарантируется им.
Право - система особых правил поведения (юридических норм), выражающих официально признанную волю гражданского общества, направленную на создание в общественных отношениях порядка, позволяющего согласованно реализовать основные интересы субъектов социальной жизни.
По содержанию право представляет собой созданную в обществе систему юридических норм, обладающих особыми признаками, отличающими их от других социальных норм. К ним относятся: общеобязательность, формальная определенность, государственная защищенность.
Сущность права - это общая воля всех субъектов социальной жизни, направленная на выражение, закрепление и беспрепятственное осуществление их основных интересов. Однако в праве выражает себя не всякая воля гражданского общества, а только официально признанная, т. е. поддержанная государственной властью.
Социальное назначение права - установить гармонию, баланс этих интересов, не допустить их столкновения друг с другом, а при возникновении противоречий - определить нормальные способы согласования интересов и разрешения конфликтов.
Результатом воздействия права на сознание и волю людей является созданиеправопорядка,составляющего ядро, основную часть общественного порядка. Благодаря правопорядку могут нормально реализоваться признанные обществом и допустимые для него интересы отдельных личностей, общностей людей, их организаций и государства.
Основные теоретические подходы к определению сущности и социального назначения права.
Сущность права - это воля гражданского общества, направленная на регулирование наиболее важных общественных отношений с целью поддержания порядка и обеспечения стабильности в деятельности различных субъектов общественной жизни.
В основе любого общественного явления, в том числе и права, лежит социальная воля, т. е. стремление субъектов общественной жизни достичь определенных их потребностями целей. Определить сущность права - значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через право в своей деятельности.
До недавнего времени в российском правоведении доминировал классовый подход к сущности права. В соответствии ним право понимается как возведенная с помощью государства в закон воля экономически господствующего класса. Этот класс через право создает порядок общественных отношений, соответствующий его частным интересам. По отношению к другим социальным группам право выступает как противоположная их интересам, навязываемая из вне сила.
Данный подход достаточно правильно отражает существенные черты права ранних исторических периодов.
С точки зрения противоположного классовому общесоциального подходаправо по сущностивыражает волю всего гражданского общества. Его целью является достижение баланса, гармонии интересов индивидов и их объединений, установление нормальных способов разрешения конфликтов между ними, обеспечение в итоге стабильного общественного порядка. Право при этом подходе выступает как социальное явление, в котором объективно заинтересованы все основные социальные группы общества.
Данный подход в большей степени выражает существенные черты права современного цивилизованного общества.
Дуалистический подход к сущности правапытается в определенной степени соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в праве, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Право выражает как волю экономически господствующего класса, так несет в себе элементы воли всех основных социальных групп общества, объективно заинтересованных в порядке, стабильности общественных отношений.
В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изменяется соотношение между классовой и общесоциальной сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития человеческого общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания современного цивилизованного общества сущность права все более меняется в сторону ее общесоциальной направленности.
36. Принципы современного права.
Принципы права - ведущие идеи права, выработанные в общественном сознании, которые составляют основу процесса формирования, реализации и обеспечения норм права, всей системы правового регулирования в обществе.
Принципы права как его ведущие идеи наиболее непосредственно связаны с сущностью права и проявляются на ступени формирования правовой воли гражданского общества. В основе правовых принципов лежат представления субъектов общественной жизни о необходимом социальном порядке, о наиболее рациональных способах взаимосвязи участников общественных отношений, приемлемых способах разрешения их конфликтов.
Принципы права, отражая эти объективные потребности, формируются, прежде всего, как элементы общественного правового сознания. Затем они находят выражение в законодательстве, главным образом в конституциях (основных законах страны), обобщающих нормативных актах (кодексах). Принципы права как наиболее общие его элементы определяют смысл конкретных юридических норм, различного рода правовых решений, они служат ориентиром для всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Различают общие принципы, реализуемые во всей правовой системе. К ним современное право относит принципы социальной свободы и справедливости, демократизма, равноправия, единства прав и обязанностей, публичности права, приоритета законов над иными нормативными актами, законности, ответственности за вину и ряд других. Все эти принципы в той или иной форме отражены к конституции Российской Федерации.
Кроме общих правовых принципов выделяют еще межотраслевые принципы, которые охватывают несколько отраслей права и отраслевые принципы, которые реализуются в отдельных областях правового регулирования (принцип безусловного исполнения обязательств в гражданском праве, принцип презумпции невиновности в уголовном праве, принцип состязательности в гражданском и уголовном процессе и др.). Межотраслевые и отраслевые принципы закреплены в гражданском, уголовном, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном и других кодексах.
37. Источники (формы права): исторические разновидности.
Источники права - официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права.
Источником права в широком смысле является социальная жизнь, потребности субъектов гражданского общества в правовом регулировании отношений. В узком, юридическом смысле термина источниками права признаются официальные государственные формы выражения юридических норм. Традиционно различают три основных вида источников права:
правовой обычай - санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы;
судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придается характер общего правила (т. е. нормы) путем его обязательного применения при решении аналогичных дел;
нормативный акт - определенного вида документ правотворческого органа государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы.
Правовые обычаи в качестве источников права наиболее характерны для ранних этапов развития общества; они ограниченно используются и сейчас в отраслях международного, гражданского, семейного, трудового права. Судебный прецедент распространен в странах так называемой англосаксонской системы права (Великобритания, США). В России и других европейских странах, относящихся к романо-германской системе права, основным источником права являются нормативные акты.
В странах мусульманской системы права особую роль в качестве источников права играют религиозные тексты и акты толкования религиозных норм учеными-правоведами.
В последнее время в качестве самостоятельного источника права выделяют договоры нормативного содержания. Примером такого источника может служить Федеративный Договор, заключенный между центральными органами государственной власти России и республиками, краями, областями, автономными образованиями в 1992 году.
38. Нормативный акт как источник права. Система нормативных актов в России.
Нормативные акты - официальные письменные документы, принятые специально уполномоченными правотворческими органами государства, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы.
Нормативные акты отличаются от других источников права (правовых обычаев, судебных прецедентов) тем, что:
принимаются только теми государственными органами, которые наделены соответствующей правотворческой компетенцией,
всегда содержат в себе общеобязательные правила поведения - юридические нормы, которые этим актом устанавливаются, изменяются или отменяются,
находятся между собой в определенной иерархической взаимосвязи;
имеют вид официального письменного документа особой формы, указывающей на принявший нормативный акт орган, наименование акта, дату его принятия, подпись соответствующего должностного лица.
В целом нормативные акты любой страны составляют единую систему, где каждый отдельный нормативный акт занимает строго определенное место в соответствии с его юридической силой, зависящей от уровня властной компетенции принимающего этот акт органа государства. В этой системе выделяются два главных уровня нормативных актов: законы и подзаконные нормативные акты.
В России законы принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием, а также законодательными органами субъектов Российской Федерации. Подзаконные нормативные акты принимаются Президентом Российской Федерации и различными звеньями органов исполнительной власти.
Помимо нормативных актов, источниками права в Российской Федерации признаются в ограниченных случаях правые обычаи (ст. 5 Гражданского Кодекса РФ), договоры нормативного содержания (в том числе международные), акты референдумов (как всероссийских, так и региональных).