Администрат.(управленческое) право как наука и учебная дисциплина

АП следует рассматривать не только как отрасль права, как часть правовой системы РБ, но и как науку и учебную дисциплину. АП в первом случае выступает как совокупность право­вых норм, которыми регламентируются управленческие общественные отношения. Во втором случае речь идет не о пра­ве как регулирующем механизме, а о науке об АП, которая занимается исследованием норм АП, их систематизацией, определением места и роли в общественном развитии и правовом механизме. Наука АП — это поиск наилучших вариантов форму­лирования норм АП, их применения, классификация и систематизация этих норм. Итоги научных достижений выражаются в научных диссертациях, книгах, докладах, статьях.

Наука АП РБ являет­ся составной частью бел.юр. науки, ее отдельной отраслью. Она имеет связь с подобными науками ЗС, с юр. практикой своей страны и ЗС, опира­ется на положительные (приемлемые) достижения зарубежной нау­ки. Поэтому очень важным и необходимым является поступление в РБ научной литературы из др.стран.

Предмет науки АП – не толь­ко совокупность действующих юр.норм. Наука рассмат­ривает АП в динамике, каким оно было в прошлом, т.е. исторические аспекты, и каким должно быть в буду­щем, выявляет процессы развития административно-правовых явлений.

В процессе науки изучаются не только нормы АП, но и общественные отношения, регулируемые ими. Значит, наукой исследуются их субъекты и объекты, юр.факты.

В системе рассматриваемой науки наличествуют знания и об общих категориях, понятиях АП. К ним относ-ся понятия о предмете, методе, принципах и системе АП, администрат.-правовых нормах, исполнительной власти, ее функциях и органах, гос. службе, гос.служащем, гос. должности, должностном лице, представителе власти и т.д.

Можно констатировать, что предмет науки АП состоит из нескольких частей, состав­ных элементов:

1. административно-правовые нормы;

2. административно-правовые отношения;

3. административно-правовые категории;

4. практика применения норм административного права.

Наука АП тесно связана с др. юр.науками. Она активно использует положения и понятия, выводы и предложения общей теории гос-ва и права, конститу­ц. права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями.

В качестве учебной дисциплины АП выступает в учебниках, учебных пособиях, лекциях, учебных комплексах, программах. Учебная дисциплина базируется на науке АП, ее содержание зависит от достижений науки, оттого, насколько полно исследованы учёными администрат.-правовые нормы и отношения. В учебном курсе должны быть охвачены и освещены все вопросы, предусмот­ренные программой, чтобы учащийся мог получить весь комплекс знаний.

В учебнике освещаются не все вопросы, получившие научное исследование. Во-первых, это не позволяет объем учебника. Во-вторых, студент не имеет возможности изучить все вопросы АП досконально, как это сделано в научно-исследовательских работах, а в большинстве случаев в этом нет необходимости.

5 Государственное управление - сфера административного права.

Под сферой АП понимается гос.управление (ГУ). АП и ГУ — тесно связанные явления. АП регулирует управленческую деятельность, определяет принципы управления и его функции, т.е. содержание управления. Иначе говоря, ГУ является единственной сферой АП. Именно регулирующее воздей­ствие норм АП направлено на ГУ, на функционирование системы ГУ в целях выполнения поставленных перед нею исполнительных задач.

ГУ — один из видов социального управления. Слово «управление» употребляется в нашей жизни довольно часто. Например, управление лошадью, автомобилем, столовой, парикмахерской, гос-вом, определенной сферой, отраслью. Таким образом, термин «управление» — довольно ши­рокий и применяется в различных значениях. Слово одно, смысл вкладывается в него разный. Поэтому в науке различают несколь­ко видов управления:

1. техническое управление — управление автотранспортными средствами, технологическими процессами;

2. биологическое управление — управление развитием расте­ний, животных;

3. социальное управление — управление поведением людей.

Изучением управления занимаются различные науки. Кибер­нетика — одна из них. Она изучает наиболее общие закономернос­ти всякого управления, независимо от того, где оно происходит — в атомах, организмах или в обществе, понимает под управлением перевод любой системы в новое заданное для нее состояние или всякое целенаправленное воздействие на что-либо.

Сферой соц.управления является поведение людей. Оно наличествует в первую очередь там, где существует совмес­тная деятельность людей и требуется регулирование, согласова­ние этой деятельности и направление ее по желаемому руслу. Необходимость в управлении возникла с появлением совмест­ного труда. В процессе управления упорядочивается совместная жизнь людей,организуется их деятельность, устанавливается гармония междуиндивид.работниками в процессе их деятельности.

Соц.управление осуществляют только люди, их груп­пы, коллективы.Управление — не застывшее понятие. Управ­лять — прежде всего действовать, приводить в действие, направлять чьи-либо поступки.Управленческая деятельность — это организую­щая деятельность.

Управление тесно связано с властью.Власть (авторитет) не­обходима для того,чтобы управляемые слушались управляющего, подчинялись еговоле. Следовательно, социальное управление — это целенаправленное воздействие «властвующих» на «подвластных» с целью подчинения и организации их деятельности, полу­чения от этой деятельности наибольшего эффекта.

АП в целом регулирует не социальное управление, а только государственное.

ГУ - часть, один из видов соци­альногоуправления. Субъектом ГУ являются не просто люди (народ), а гос. организа­ции,гос. аппарат. Объект, по существу, тот же — люди, ихдействия, поведение, совместный труд.

6. Принципы гос.управления (административного управленческого права).

ГУосновываетсяна принципах. Подпринципамипонимаются определенные требования(прави­ла), имеющиеобязательный характер.Они используются в целях улучшения управления. Принципыпронизывают всю управленческую деятельность.

В административно-правовой литературе нет единого подхо­да к трактовке принципов ГУ и их классификации. Существует два вида принципов, связ.с ГУ: основные и специальные.

К основным относ-ся принципы, кот.закреплены в Конституции РБ и иных основополагающих прав.документах и явл-ся общими для всех отраслей (сфер) управления: соц.направленность; приоритетность чел-а, его прав и свобод; законность; гласность; народность; интернациональность; сочетание централизации и децентрализации, деконцентрация; ответственность; профессионализм; научность.

Принцип соц. направленности определяется соц.сущностью самого гос-ва.

Принцип приоритетности чел-а, его прав и свобод – гос-во берет на себя ответственность перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

Принцип законности предполагает, что ГУ не только имеет исполнительный характер, но и в процессе осуществления строго основывается на действующем законодательстве, т.е. соблюдаются требования Конституции РБ, актов Президента, законов и иных правовых актов.

Принцип гласности означает, что граждане должны быть информированы об управленческой деятельности Гос. органов.

Принцип народностиопределяется тем, что народ является единственным источником гос.власти, а следовательно, и исполнительной власти (гос.управ­ления), а также участием граждан в осуществлении ГУ.

Принцип интернациональности, т.е. равноправия националь­ностей в сфере ГУ, закреплен в ряде статей Конституции.

Принцип сочетания централизации и децентрализацииозна­чает, что в ГУ наличествует централи­зации и децентрализация. Централизация проявляется в осуществлении управления вышестоящими органами по отношению к нижестоящим, т.е. сверху вниз.Децентрализация в ГУ — это пере­дачаполномочий из центра органам местного управления и само­управления, которыми являются местные исполнительные коми­теты,местные администрации, местные Советы депутатов. Децентрализация обладает демократическими качествами, так как она предполагает передачу части ГУ (полномочий по управлению) на места, местный уровень.

Схожей с децентрализацией является деконцентрация. Под деконцентрацией понимается передача полномочий от центра его представителям на местном уровне.

Принцип ответственности означает, что за ненадлежащее осу­ществлениеГУ предусматриваютсяраз­личные виды юр.ответственности: дисциплинарной,адми­нистративной, материальной, уголовной.

Важным принципом является профессионализм в ГУ. Осуществление ГУ требует специальных знаний, проф. подготовки (эк., юр.образование,знание науки управле­ния).

ГУ должно основываться на науке. Принцип научности,один из важнейших принципов ГУ, не нашел четкого консти­туционного закрепления. Указанныепринципы ГУ являют­ся и принципами АП, которое, выполняя служебную роль в отношении управления, не может базироваться на каких-то особых принципах.

Основные принципы ГУ оказывают влияние на специальные (организационно-технические) принци­пы. Последние подчиняются основным принципам.

Спец.принципы подразделяются на два вида: принци­пы построения системы управления и принципы деятельности аппарата управления.

К первому виду принципов относятся:отраслевой, линейный; функциональный; территориальный.

Принципами деятельности аппарата управления являются: разделение труда и его нормирование; авторитет и власть; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение личного интереса общему; вознаграждение труда; сочетание стабильности персонала с выдвижением наибо­лее достойных на высшие ступени; единение персонала; порядок (определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем определенном месте - речь идет огармонии субъ­ективных возможностей служащего и потребностейданного участка работы); иерархия.
7. Функции ГУ. Формы ГУ. Методы ГУ (понятие, виды).

ГУ многофункционально. Функции -это элементы, части управленческой деятельности. В научной лит-ре нет единого мнения о понятии и видах функций ГУ. Функ­ции ГУ правомерно разделить на два вида:общие и специальные.

Общими являются те, которые имеют универсальный харак­тер, присущи в той или иной мере всем видам управления. К ним относят: прогнозирование; планирование; организацию; регулирование; руководство; координацию; контроль; учет.

Прогнозирование— это предвидение возможного развития, достижения определенных результатов, предсказание событий или процессов. В Законе «О гос. прогнозировании и програм­мах соц.-эк. развития РБ» определяются осн.цели разработки прогнозов, их времен­ные рамки— долгосрочные (10 или 15 лет), среднесрочные (5 лет) и краткосрочные (1 год), и главные составляющие как система научно аргументированных представлений (предположении) о направлениях, критерия принципах, целях и приоритетах соц.-эк. развития РБ на соотв. период с указанием осн.прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Прогнозирование тесно связано с планированием. Прогнозы получают офиц. выражение в планах. Планирование — это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (эк., соц., оборонных и иных). Оно выражается, как правило, в форме нормативных актов. Планирование можно разделить на несколько видов: в обл. хоз., соц.и иного развития, а также в обл.организации управленческой деятельности. Организация как функция ГУ озна­чает образование, упразднение и реорганизацию органов, учрежде­нии, предприятий, определение их компетенции, внутренней струк­туры, подбор и расстановку кадров. Функция предназначена для основания, учреждения, упорядочения опреде­ленных управленческих структур, формирования и развития коллектива подразделений, управляемой (управляющей) системы.

Регулирование— это действие, вид управленческой деятель­ности, заключающийся в установлении, изменении или прекращениитех или иных управленческих отношений. Оно направленона упорядочение отношений между участниками, создание опред.режима управленческой деятельности в заданном порядке.

Руководствокак функция управления состоит ввоздействии управляющего насодержание деятельности управляемых путем нацеливания, указания основных ее направлений, определения текущих задач. Этуфункцию осуществляют все органы ГУ и должностные лица.

Координация – это деятельность субъектов управления по согласованию действий органов, предприятий, организаций, направленных на выполнение какой-то единой задами.

Контроль заключается в получении сведений (достоверных данных) о фактическом положении дел в управляемых объектах, о качестве и состоянии деятельности, выявлении отклонений и просчетов в работе по сравнению с предусмотренными (заданны­ми) параметрами, намеченными целями.

С контролем тесно связана функция учета. Учет— это фиксация путем подсчета наличия в количествен­ной форме промежуточных и итоговых данных о существовании, качестве, расходе и движении ресурсов (людских,, материальных и денежных), о ходе и результатах выполнения планов и других управленческих решений, о наличии и движении документов.

Учет помогаетпринимать правильные решения и в целом осуществлять ГУ.

Общие функциинезакрепляются водном каком-то НПА.Они,как и специальные функции, отображают отличительные признаки каждого органаили системы отрасли.

Под формой следует пониматьвнешнее выражение управленческих действий, содержания управления. В науке АП различают правовыеи неправовые формы. Правовые и неправовые формы ГУ различаются по характеру вызываемых последствийуправленческими действиями, входящими в них. Управленческие действия правовых форм имеют юридические последствия, неправовые необладают подобным качеством.

В правовых формах выражаютсяуправленческие действия, влекущие соответствующие юридические последствие. Подобные последствия влекут правовые акты управлений (нормативные и индивидуальные) иадминистративные договоры.

Акты – это формы выражения, закрепления волеизъявлений субъектов управления т.е. их управленческих действий. Правовую форму составляет не издание правов. акта, а сам акт со всеми его внешними атрибутами.

Вторым видом прав.формы ГУ считаются административные договоры.

Форма управленческой деятельности можетбыть признана правовой только в том случае, когда действия: совершаются носителем исполнительной власти(ГУ); являются управленческими; имеют властный характер, т.е. в процессе ихсовершения реализуются властные полномочия; влекут или имеют юридические последствия.

Многочисленныеповседневные управленческие действия, осуществляемыеносителями исполнительной власти,не обладаю­щие перечисленнымивыше признаками и незакрепляемые в пра­вовых актах,относятся к неправовым формам: организационной; материально-технической.

В организационной форме совершаются такие действия, как инструктирование, оказание практическойпомощи, изучение- обобщение и распространение передовогоопыта, разработка ме­роприятий по внедрению достижений науки, научно обоснован­ных рекомендаций, организационноепланирование, проведениесеминаров, совещаний ит.д.

В материально-технической форме выражаются действия по делопроизводству, стенографические,машинописные работы, учетно-статистическая работа,подготовка отчетных иинформационных данных, пересылка, отправка корреспонден­ции и т.п.

ГУ осуществляется спомощью мето­дов. Под методом ГУ понимается при­ем, способ реализации, осуществления управленческойдеятель­ности. Образно говоря, метод отвечает на вопросы,как, какимобразом, с помощью каких средств осуществляется управление. С помощьюметодов осуществляется определенное воздействие управляющих на управ­ляемых с целью достижения каких-либо намеченных результатов. Методы многочисленны и разнообразны. Различают:

1. Эк.методы — это комплекс материальных средств, рычагов воздействия на объекты управления субъектами управления.Отдельными их видами являются: прибыль, цена, кредит,налоги, ма­териальное стимулирование.

2. Администрат.методы представляют собой способы прямого, непосредственного воздействия на поведение управляемых, выражающиесяв издании нормативных предписаний и индиви­дуальных повелениях.

3. Социально-психологические методы (методы морального воздействия) — это способы психологического (морального) воздействия управляющих на управляемых для достижения поставленных целей.

Наши рекомендации