Администрат.(управленческое) право как наука и учебная дисциплина
АП следует рассматривать не только как отрасль права, как часть правовой системы РБ, но и как науку и учебную дисциплину. АП в первом случае выступает как совокупность правовых норм, которыми регламентируются управленческие общественные отношения. Во втором случае речь идет не о праве как регулирующем механизме, а о науке об АП, которая занимается исследованием норм АП, их систематизацией, определением места и роли в общественном развитии и правовом механизме. Наука АП — это поиск наилучших вариантов формулирования норм АП, их применения, классификация и систематизация этих норм. Итоги научных достижений выражаются в научных диссертациях, книгах, докладах, статьях.
Наука АП РБ является составной частью бел.юр. науки, ее отдельной отраслью. Она имеет связь с подобными науками ЗС, с юр. практикой своей страны и ЗС, опирается на положительные (приемлемые) достижения зарубежной науки. Поэтому очень важным и необходимым является поступление в РБ научной литературы из др.стран.
Предмет науки АП – не только совокупность действующих юр.норм. Наука рассматривает АП в динамике, каким оно было в прошлом, т.е. исторические аспекты, и каким должно быть в будущем, выявляет процессы развития административно-правовых явлений.
В процессе науки изучаются не только нормы АП, но и общественные отношения, регулируемые ими. Значит, наукой исследуются их субъекты и объекты, юр.факты.
В системе рассматриваемой науки наличествуют знания и об общих категориях, понятиях АП. К ним относ-ся понятия о предмете, методе, принципах и системе АП, администрат.-правовых нормах, исполнительной власти, ее функциях и органах, гос. службе, гос.служащем, гос. должности, должностном лице, представителе власти и т.д.
Можно констатировать, что предмет науки АП состоит из нескольких частей, составных элементов:
1. административно-правовые нормы;
2. административно-правовые отношения;
3. административно-правовые категории;
4. практика применения норм административного права.
Наука АП тесно связана с др. юр.науками. Она активно использует положения и понятия, выводы и предложения общей теории гос-ва и права, конституц. права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями.
В качестве учебной дисциплины АП выступает в учебниках, учебных пособиях, лекциях, учебных комплексах, программах. Учебная дисциплина базируется на науке АП, ее содержание зависит от достижений науки, оттого, насколько полно исследованы учёными администрат.-правовые нормы и отношения. В учебном курсе должны быть охвачены и освещены все вопросы, предусмотренные программой, чтобы учащийся мог получить весь комплекс знаний.
В учебнике освещаются не все вопросы, получившие научное исследование. Во-первых, это не позволяет объем учебника. Во-вторых, студент не имеет возможности изучить все вопросы АП досконально, как это сделано в научно-исследовательских работах, а в большинстве случаев в этом нет необходимости.
5 Государственное управление - сфера административного права.
Под сферой АП понимается гос.управление (ГУ). АП и ГУ — тесно связанные явления. АП регулирует управленческую деятельность, определяет принципы управления и его функции, т.е. содержание управления. Иначе говоря, ГУ является единственной сферой АП. Именно регулирующее воздействие норм АП направлено на ГУ, на функционирование системы ГУ в целях выполнения поставленных перед нею исполнительных задач.
ГУ — один из видов социального управления. Слово «управление» употребляется в нашей жизни довольно часто. Например, управление лошадью, автомобилем, столовой, парикмахерской, гос-вом, определенной сферой, отраслью. Таким образом, термин «управление» — довольно широкий и применяется в различных значениях. Слово одно, смысл вкладывается в него разный. Поэтому в науке различают несколько видов управления:
1. техническое управление — управление автотранспортными средствами, технологическими процессами;
2. биологическое управление — управление развитием растений, животных;
3. социальное управление — управление поведением людей.
Изучением управления занимаются различные науки. Кибернетика — одна из них. Она изучает наиболее общие закономерности всякого управления, независимо от того, где оно происходит — в атомах, организмах или в обществе, понимает под управлением перевод любой системы в новое заданное для нее состояние или всякое целенаправленное воздействие на что-либо.
Сферой соц.управления является поведение людей. Оно наличествует в первую очередь там, где существует совместная деятельность людей и требуется регулирование, согласование этой деятельности и направление ее по желаемому руслу. Необходимость в управлении возникла с появлением совместного труда. В процессе управления упорядочивается совместная жизнь людей,организуется их деятельность, устанавливается гармония междуиндивид.работниками в процессе их деятельности.
Соц.управление осуществляют только люди, их группы, коллективы.Управление — не застывшее понятие. Управлять — прежде всего действовать, приводить в действие, направлять чьи-либо поступки.Управленческая деятельность — это организующая деятельность.
Управление тесно связано с властью.Власть (авторитет) необходима для того,чтобы управляемые слушались управляющего, подчинялись еговоле. Следовательно, социальное управление — это целенаправленное воздействие «властвующих» на «подвластных» с целью подчинения и организации их деятельности, получения от этой деятельности наибольшего эффекта.
АП в целом регулирует не социальное управление, а только государственное.
ГУ - часть, один из видов социальногоуправления. Субъектом ГУ являются не просто люди (народ), а гос. организации,гос. аппарат. Объект, по существу, тот же — люди, ихдействия, поведение, совместный труд.
6. Принципы гос.управления (административного управленческого права).
ГУосновываетсяна принципах. Подпринципамипонимаются определенные требования(правила), имеющиеобязательный характер.Они используются в целях улучшения управления. Принципыпронизывают всю управленческую деятельность.
В административно-правовой литературе нет единого подхода к трактовке принципов ГУ и их классификации. Существует два вида принципов, связ.с ГУ: основные и специальные.
К основным относ-ся принципы, кот.закреплены в Конституции РБ и иных основополагающих прав.документах и явл-ся общими для всех отраслей (сфер) управления: соц.направленность; приоритетность чел-а, его прав и свобод; законность; гласность; народность; интернациональность; сочетание централизации и децентрализации, деконцентрация; ответственность; профессионализм; научность.
Принцип соц. направленности определяется соц.сущностью самого гос-ва.
Принцип приоритетности чел-а, его прав и свобод – гос-во берет на себя ответственность перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.
Принцип законности предполагает, что ГУ не только имеет исполнительный характер, но и в процессе осуществления строго основывается на действующем законодательстве, т.е. соблюдаются требования Конституции РБ, актов Президента, законов и иных правовых актов.
Принцип гласности означает, что граждане должны быть информированы об управленческой деятельности Гос. органов.
Принцип народностиопределяется тем, что народ является единственным источником гос.власти, а следовательно, и исполнительной власти (гос.управления), а также участием граждан в осуществлении ГУ.
Принцип интернациональности, т.е. равноправия национальностей в сфере ГУ, закреплен в ряде статей Конституции.
Принцип сочетания централизации и децентрализацииозначает, что в ГУ наличествует централизации и децентрализация. Централизация проявляется в осуществлении управления вышестоящими органами по отношению к нижестоящим, т.е. сверху вниз.Децентрализация в ГУ — это передачаполномочий из центра органам местного управления и самоуправления, которыми являются местные исполнительные комитеты,местные администрации, местные Советы депутатов. Децентрализация обладает демократическими качествами, так как она предполагает передачу части ГУ (полномочий по управлению) на места, местный уровень.
Схожей с децентрализацией является деконцентрация. Под деконцентрацией понимается передача полномочий от центра его представителям на местном уровне.
Принцип ответственности означает, что за ненадлежащее осуществлениеГУ предусматриваютсяразличные виды юр.ответственности: дисциплинарной,административной, материальной, уголовной.
Важным принципом является профессионализм в ГУ. Осуществление ГУ требует специальных знаний, проф. подготовки (эк., юр.образование,знание науки управления).
ГУ должно основываться на науке. Принцип научности,один из важнейших принципов ГУ, не нашел четкого конституционного закрепления. Указанныепринципы ГУ являются и принципами АП, которое, выполняя служебную роль в отношении управления, не может базироваться на каких-то особых принципах.
Основные принципы ГУ оказывают влияние на специальные (организационно-технические) принципы. Последние подчиняются основным принципам.
Спец.принципы подразделяются на два вида: принципы построения системы управления и принципы деятельности аппарата управления.
К первому виду принципов относятся:отраслевой, линейный; функциональный; территориальный.
Принципами деятельности аппарата управления являются: разделение труда и его нормирование; авторитет и власть; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение личного интереса общему; вознаграждение труда; сочетание стабильности персонала с выдвижением наиболее достойных на высшие ступени; единение персонала; порядок (определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем определенном месте - речь идет огармонии субъективных возможностей служащего и потребностейданного участка работы); иерархия.
7. Функции ГУ. Формы ГУ. Методы ГУ (понятие, виды).
ГУ многофункционально. Функции -это элементы, части управленческой деятельности. В научной лит-ре нет единого мнения о понятии и видах функций ГУ. Функции ГУ правомерно разделить на два вида:общие и специальные.
Общими являются те, которые имеют универсальный характер, присущи в той или иной мере всем видам управления. К ним относят: прогнозирование; планирование; организацию; регулирование; руководство; координацию; контроль; учет.
Прогнозирование— это предвидение возможного развития, достижения определенных результатов, предсказание событий или процессов. В Законе «О гос. прогнозировании и программах соц.-эк. развития РБ» определяются осн.цели разработки прогнозов, их временные рамки— долгосрочные (10 или 15 лет), среднесрочные (5 лет) и краткосрочные (1 год), и главные составляющие как система научно аргументированных представлений (предположении) о направлениях, критерия принципах, целях и приоритетах соц.-эк. развития РБ на соотв. период с указанием осн.прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.
Прогнозирование тесно связано с планированием. Прогнозы получают офиц. выражение в планах. Планирование — это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (эк., соц., оборонных и иных). Оно выражается, как правило, в форме нормативных актов. Планирование можно разделить на несколько видов: в обл. хоз., соц.и иного развития, а также в обл.организации управленческой деятельности. Организация как функция ГУ означает образование, упразднение и реорганизацию органов, учреждении, предприятий, определение их компетенции, внутренней структуры, подбор и расстановку кадров. Функция предназначена для основания, учреждения, упорядочения определенных управленческих структур, формирования и развития коллектива подразделений, управляемой (управляющей) системы.
Регулирование— это действие, вид управленческой деятельности, заключающийся в установлении, изменении или прекращениитех или иных управленческих отношений. Оно направленона упорядочение отношений между участниками, создание опред.режима управленческой деятельности в заданном порядке.
Руководствокак функция управления состоит ввоздействии управляющего насодержание деятельности управляемых путем нацеливания, указания основных ее направлений, определения текущих задач. Этуфункцию осуществляют все органы ГУ и должностные лица.
Координация – это деятельность субъектов управления по согласованию действий органов, предприятий, организаций, направленных на выполнение какой-то единой задами.
Контроль заключается в получении сведений (достоверных данных) о фактическом положении дел в управляемых объектах, о качестве и состоянии деятельности, выявлении отклонений и просчетов в работе по сравнению с предусмотренными (заданными) параметрами, намеченными целями.
С контролем тесно связана функция учета. Учет— это фиксация путем подсчета наличия в количественной форме промежуточных и итоговых данных о существовании, качестве, расходе и движении ресурсов (людских,, материальных и денежных), о ходе и результатах выполнения планов и других управленческих решений, о наличии и движении документов.
Учет помогаетпринимать правильные решения и в целом осуществлять ГУ.
Общие функциинезакрепляются водном каком-то НПА.Они,как и специальные функции, отображают отличительные признаки каждого органаили системы отрасли.
Под формой следует пониматьвнешнее выражение управленческих действий, содержания управления. В науке АП различают правовыеи неправовые формы. Правовые и неправовые формы ГУ различаются по характеру вызываемых последствийуправленческими действиями, входящими в них. Управленческие действия правовых форм имеют юридические последствия, неправовые необладают подобным качеством.
В правовых формах выражаютсяуправленческие действия, влекущие соответствующие юридические последствие. Подобные последствия влекут правовые акты управлений (нормативные и индивидуальные) иадминистративные договоры.
Акты – это формы выражения, закрепления волеизъявлений субъектов управления т.е. их управленческих действий. Правовую форму составляет не издание правов. акта, а сам акт со всеми его внешними атрибутами.
Вторым видом прав.формы ГУ считаются административные договоры.
Форма управленческой деятельности можетбыть признана правовой только в том случае, когда действия: совершаются носителем исполнительной власти(ГУ); являются управленческими; имеют властный характер, т.е. в процессе ихсовершения реализуются властные полномочия; влекут или имеют юридические последствия.
Многочисленныеповседневные управленческие действия, осуществляемыеносителями исполнительной власти,не обладающие перечисленнымивыше признаками и незакрепляемые в правовых актах,относятся к неправовым формам: организационной; материально-технической.
В организационной форме совершаются такие действия, как инструктирование, оказание практическойпомощи, изучение- обобщение и распространение передовогоопыта, разработка мероприятий по внедрению достижений науки, научно обоснованных рекомендаций, организационноепланирование, проведениесеминаров, совещаний ит.д.
В материально-технической форме выражаются действия по делопроизводству, стенографические,машинописные работы, учетно-статистическая работа,подготовка отчетных иинформационных данных, пересылка, отправка корреспонденции и т.п.
ГУ осуществляется спомощью методов. Под методом ГУ понимается прием, способ реализации, осуществления управленческойдеятельности. Образно говоря, метод отвечает на вопросы,как, какимобразом, с помощью каких средств осуществляется управление. С помощьюметодов осуществляется определенное воздействие управляющих на управляемых с целью достижения каких-либо намеченных результатов. Методы многочисленны и разнообразны. Различают:
1. Эк.методы — это комплекс материальных средств, рычагов воздействия на объекты управления субъектами управления.Отдельными их видами являются: прибыль, цена, кредит,налоги, материальное стимулирование.
2. Администрат.методы представляют собой способы прямого, непосредственного воздействия на поведение управляемых, выражающиесяв издании нормативных предписаний и индивидуальных повелениях.
3. Социально-психологические методы (методы морального воздействия) — это способы психологического (морального) воздействия управляющих на управляемых для достижения поставленных целей.