Характеристика отдельных видов оказания международной правовой помощи
Производство следственных и иных процессуальных действий, розыск лиц, предметов, ценностей; осуществление иных процессуальных действий
УПК не содержит закрытого перечня следственных действий, производство которых возможно при направлении и исполнении международного запроса. В ч. 1 ст. 453 УПК предусмотрена возможность для суда, прокурора, следователя при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК, внесения запроса в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Часть 1 ст. 457 УПК предусматривает при исполнении запроса о правовой помощи € Российской Федерации «производство процессуальных действий».
По-разному определяется возможность производства следственных действий международными договорам. Европейская конвенция в ст. 3 гл. II «Поручения» предусматривает выполнение запрашиваемой стороной в порядке, установленном ее законодательством, любых поручений, касающихся уголовных дел и направленных ей юридическими органами запрашивающей стороны в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов.
Минской конвенцией объем международной правовой помощи определен в ст. 6. Правовая помощь может быть оказана, в частности, путем составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, а также возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, и т.д.
Ни в гл. 53 УПК, ни в названных Конвенциях не названы многие процессуальные действия, являющиеся по УПК следственными, такие как: освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, контроль и запись переговоров, проверка показаний на месте и некоторые другие. Многие процессуальные действия, направленные на собирание доказательств, по законодательству иностранного государства имеют другое название.
Вместе с тем в соответствии с названными Конвенциями и многими другими международными договорами допускается производство любого процессуального действия, в частности, на основе принципа взаимности, если запрос не противоречит законодательству запрашивающего государства и не может нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемого государства. В этом случае в запросе необходимо указать содержание и цель поручаемого процессуального действия, способ получения информации, а при необходимости тот познавательный прием, с помощью которого могут быть получены фактические данные, а также способ их фиксации.
На территории РФ все следственные и иные процессуальные действия по уголовному делу при оказании правовой помощи выполняются в соответствии с уголовно- процессуальным законодательством РФ. При исполнении запросов, направленных российской стороной, иностранное государство также использует национальное законодательство своей страны. В связи с этим целесообразно в запросе наряду с другими сведениями привести также текст статьи закона, регламентирующей порядок производства следственного или иного процессуального действия.
Форма получения доказательств по национальному законодательству государств может быть различной. Так, по УПК Франции по общему правилу обыск в месте проживания обвиняемого проводится в присутствии двух его родственников или свойственников, находящихся на месте, и только при их отсутствии — с участием понятых; в США существуют четыре формы свидетельских показаний, в том числе свидетельские показания под присягой с санкции суда, однако это не исключает возможность использования их в качестве доказательств иностранным государством.
В теории уголовного процесса остается дискуссионным вопрос о форме использования сведений, полученных на территории иностранного государства, возможности их использования в качестве источников, предусмотренных ч. 2 ст. 74 УПК.
Существуют разные подходы к разрешению проблемы:
• в УПК предусмотрен порядок использования каждого источника доказательств. Например, отнесение сведений, полученных на допросе, к иному источнику доказательств, окажется в противоречии с другими нормами УПК (ст. 281 УПК);
• ст. 455 УПК допускает возможность использования сведений, полученных на территории иностранного государства, в качестве доказательств, как если бы они были получены на территории РФ.
Международная правовая помощь с целью осуществления иных процессуальных действий предполагает вручение документов, пересылку предметов, разъяснение прав, исполнение постановлений о применение мер принуждения, например наложение ареста на имущество, избрание мер пресечения.
Вызов участников уголовного судопроизводства для производства процессуальных действий на территории РФ
Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории РФ, могут быть с их согласия вызваны для производства процессуальных действий на территории РФ (ч. 1 ст. 456 УПК). Вызов названных участников судопроизводства предусмотрен также ст. 9 Минской конвенции, ст. 7—12 Европейской конвенции.
Иммунитет от уголовной юрисдикции предоставляют как многосторонние, так и двусторонние договоры о правовой помощи. В частности, Европейской и Минской конвенциями предусматривается вручение повесток в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны. Однако повестка не должна содержать угрозы применения санкций, поскольку вызываемое лицо по общему правилу не может быть подвергнуто какому-либо наказанию или применению меры пресечения, если оно не ответило на повестку.
Запрос должен содержать заверение о выплате денежных расходов в связи с вызовом лица, а также заверение оказать запрашиваемой стороне аналогичную правовую помощь.
Вызванные лица, независимо от гражданства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения государственной границы. Это означает, что гражданин России, прибывший в Россию в качестве свидетеля в порядке оказания международной правовой помощи, не может быть подвергнут аресту на основе приговора, который ранее был вынесен судом РФ. Против него не может быть возбуждено уголовное дело (уголовное преследование) и в том случае, если в ходе судебного процесса выяснится, что он был соучастником преступления. Такие лица не могут быть привлечены к ответственности в связи с их свидетельскими показаниями или экспертными заключениями по уголовным делам.
Иммунитет от уголовной юрисдикции страны пребывания действует в течение 15 дней после выполнения вызванным лицом обязательств по международному запросу. Действие иммунитета прекращается, если по истечении указанного срока вызванное лицо остается на территории запрашивающего государства. Срок может быть продлен на время, в течение которого эти лица по причинам, не зависящим от них, не могут покинуть территорию запрашивающей страны.
Если уголовно наказуемое деяние совершено вызванным лицом во время пребывания его на территории запрашивающего государства по истечении срока иммунитета, на данное лицо распространяется уголовная юрисдикция страны пребывания.
Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора
Экстрадиция — от латинских слов ех — из и tradere — подвергать, выдавать. В УПК термин «выдача» используется как синоним термина «экстрадиция».
Под экстрадицией в российском уголовном судопроизводстве понимается комплекс уголовно-процессуальных действий, направленных на розыск, задержание, заключение под стражу и передачу лица иностранному государству (или международному трибуналу, международному уголовному суду) на основании и в порядке, установленном международными договорами РФ и национальным законодательством, либо на основе принципа взаимности с целью осуществления уголовного преследования, отправления правосудия или приведения в исполнение вступившего в силу приговора суда[25].
К источникам нормативно-правового регулирования экстрадиции следует отнести: Европейскую и Минскую конвенции, Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978 г. и другие международные договоры, устанавливающие основания и порядок выдачи лица для уголовного преследования и исполнения приговора, а также ряд ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы выдачи лица.
Условия, при наличии которых возможна выдача лица из иностранного государства Российской Федерации:
1) лицо, в отношении которого высказано требование о выдаче, является гражданином России или лицом без гражданства, совершившим преступление на территории РФ;
2) совершенное деяние является уголовно наказуемым по закону как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны;
3) за совершенное преступление по законам обеих государств предусматривается наказание в виде лишения свободы не менее одного года или более тяжкое наказание;
4) преступление, вменяемое выдаваемому лицу, не должно подпадать под юрисдикцию запрашиваемого государства.
Экстрадиция невозможна, если лицо подвергается уголовному преследованию из-за его политических, религиозных взглядов, принадлежности к определенной социальной группе, расе, народности.
Российская Федерация в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства.
Решение о выдаче лица иностранному государству, а равно исполнении запроса о выдаче российской стороной принимает Генеральный прокурор РФ или его заместитель в порядке, предусмотренном международными договорами, и в соответствии со ст. 462, 466, 467 УПК. Порядок судебного обжалования решения о выдаче лица предусмотрен ст. 463 УПК. Основания и порядок передачи лица, осужденного к лишению свободы, установлен ст. 469—472 УПК.
В целях выдачи лиц, совершивших преступление, предусматривается их задержание и заключение под стражу. При получении российской стороной от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях осуществления возможности выдачи лица вправе возбудить перед судом ходатайство о заключении лица под стражу в порядке, установленном УПК (ч. 1 ст. 466).
Положения ст. 466 УПК не предполагают возможность применения к лицу, в отношении которого решается вопрос о выдаче его другому государству, меры пресечения в виде заключения под стражу вне предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством порядка и сверх установленных им сроков применения данной меры пресечения[26].
Следовательно, срок содержания под стражей лица, подлежащего экстрадиции, до выдачи его запрашивающей стороне, при необходимости должен быть продлен в порядке ст. 109 УПК. Суд должен также учитывать положения, предусмотренные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста».
Существует ряд обстоятельств, препятствующих выдаче лица другому государству, а также обеспечивающих гарантии прав выданного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 461 УПК лицо, выданное иностранным государством, не может быть привлечено в качестве обвиняемого и осуждено без согласия государства, его выдавшего, за преступление, не указанное в запросе о выдаче, в том числе и в случае дополнительной квалификации[27].
При решении вопроса о выдаче лица для уголовного преследования компетентные органы должны располагать письменной гарантией иностранного государства, направившего запрос, что выданное лицо будет преследоваться только за преступление, указанное в запросе, и после отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству (п. 3 ч. 3 ст. 462 УПК)3.
Запрос о выдаче лица для уголовного преследования за преступления, по которым истекли сроки давности, не может быть исполнен[28]. В то же время уклонение лица от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства приостанавливает течение сроков давности уголовного преследования либо обвинительного приговора[29].
Направление и исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования
Под направлением материалов уголовного дела для дальнейшего уголовного преследования следует понимать осуществление на основании международных договоров и в соответствии с национальным законодательством уголовного преследования против собственных граждан при совершении ими преступления на территории иностранного государства.
Российская Федерация направляет материалы уголовного дела в компетентные органы иностранного государства для уголовного преследования лица, являющегося гражданином иностранного государства, совершившего преступление на территории РФ и после совершения преступления оказавшегося за ее пределами (ст. 458 УПК). Российская Федерация обязуется также исполнять запросы об уголовном преследовании граждан России, совершивших преступления на территории иностранного государства и после совершения преступления возвратившихся на территорию РФ (ч. 1 ст. 459 УПК). Кроме того, уголовное дело может быть возбуждено по материалам, направленным в Российскую Федерацию иностранным государством, если лицо возвратилось в Российскую Федерацию до возбуждения уголовного преследования (ч. 2 ст. 459 УПК).
В отношении лица, имеющего двойное гражданство и совершившего преступление на территории РФ, материалы уголовного дела могут быть направлены как в страну, гражданином которой он себя считает, так и в страну, в которой это лицо постоянно проживает.
Исполнение запроса об уголовном преследовании возможно, если лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование: а) подпадает под юрисдикцию запрашивающей стороны; б) имеются доказательства, подтверждающие обоснованность подозрения или обвинения лица; в) имеются доказательства о том, что подозреваемое лицо находится на территории иностранного государства, и, соответственно, невозможно производство процессуальных действий с участием этого лица на территории государства, возбудившего уголовное преследование.
Производство процессуальных действий, связанных с уголовным преследованием лица на территории запрашиваемого государства, возможно, если деяние, за совершение которого осуществляется уголовное преследование, является преступлением в запрашиваемом государстве.
Уголовное преследование по международному запросу невозможно, если оно осуществляется по политическим мотивам или в зависимости от половой, национальной и расовой принадлежности лица.
Направление и исполнение запросов об уголовном преследовании лица осуществляются через Генеральную прокуратуру РФ.
О решении, принятом по результатам исполнения запроса об уголовном преследовании, уведомляется государство, явившееся инициатором уголовного преследования.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите виды оказания международной правовой помощи по уголовным делам.
2. Назовите, какие международные договоры являются основой оказания правовой помощи государствами — членами Совета Европы и государствами СНГ?
3. Может ли быть исполнен запрос по уголовным делам, если оказание правовой помощи не установлено международным договором?
4. Какие требования предъявляются к содержанию и форме международного запроса об оказании международной правовой помощи?
5. Каков порядок направления запроса?
6. Дайте правовой анализ ст. 455 УПК.
7. В каком порядке может быть исполнен запрос о заключении лица под стражу на территории России, если в государстве, направившем запрос, предусмотрен иной порядок заключения под стражу?
8. В каких случаях Российская Федерация оставляет за собой право не исполнять запрос о выдаче лица?
9. Назовите основания направления материалов уголовного дела для уголовного преследования на территории иностранного государства.
Глава 27 УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
В результате изучения данной главы студент должен:
• тать основные типы уголовного процесса зарубежных стран; характерные особенности уголовно-процессуальной деятельности в зарубежных странах;
• уметь отличать специфику правоприменительной деятельности в зависимости от типологической характеристики уголовного процесса зарубежных стран; определять положительные и отрицательные черты, присущие различным типам уголовного процесса зарубежных стран;
• владеть навыками аргументации выбора наиболее оптимального типа уголовного процесса.