ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ……………………………………………..415 – 440 16 страница

В юридической литературе продолжают высказываться различные, порой противоречивые, суждения о необходи­мости дальнейшего изменения средств проверки, предус­мотренных УПК. Предлагается разрешить производство допроса, выемки и других следственных действий.

8.4. Порядок возбуждения уголовного дела

В соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК при наличии повода и основания орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах своей компе­тенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соот­ветствующее постановление.

Компетенция должностных лиц по возбуждению уго­ловного дела ограничивается делами публичного и частно-публичного обвинения. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель воз­буждают дело частного обвинения, только если преступле­ние совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния не может защищать свои права и законные интересы, а также если преступление совершено лицом, данные о котором неизвестны (ч. 4 ст. 20 УПК).

Законом о полиции, ведомственными нормативными актами компетенция органов предварительного расследова­ния ограничивается также возбуждением дел о тех противо­правных уголовно наказуемых деяниях, которые их долж­ностные лица полномочны расследовать в соответствии с правилами предметной, территориальной, персональной и иной подследственности, хотя прямого указания на такое ограничение УПК не содержит.

Постановление о возбуждении уголовного дела состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

В соответствии с ч. 2 ст. 146 УПК в постановлении о воз­буждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья УК, на основании которых воз­буждается уголовное дело.

При установлении причастности определенного субъек­та к совершению общественно опасного деяния дело необ­ходимо возбудить в отношении лица, данное решение долж­но найти отражение в резолютивной части постановления.

Под возбуждением уголовного дела в отношении лица необходимо понимать правовой акт, выражающийся в пос­ледовательном вынесении уполномоченными должностны­ми лицами решений о возбуждении уголовного дела по фак­ту совершения преступления и признании определенного лица подозреваемым в связи с установлением достаточных данных (доказательств), указывающих на совершение этим лицом деяния, запрещенного уголовным законом.

В резолютивной части постановления также указыва­ется о принятии уголовного дела к своему производству (ч. 1 ст. 156 УПК). Если же уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка (ч. 3 ст. 146 УПК).

Копия постановления руководителя следственного ор­гана, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уго­ловного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руко­водителями геологоразведочных партий или зимовок, на­чальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследова­нии. В данном случае постановление о возбуждении уго­ловного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

О принятом решении руководитель следственного орга­на, следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Дела о преступлениях, уголовное преследование по ко­торым осуществляется в частном порядке, возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье по правилам, содержащим­ся в ст. 318 УПК.

В отношении отдельных категорий лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, возбуждение уголовного дела осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 448 УПК (см. гл. 25 учебника).

8.5. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела

Основания для отказа в возбуждении уголовного дела

Согласно ч. 1 ст. 24 УПК уголовное дело не может быть возбуждено по ряду оснований.

1. Отсутствие события преступления, что предпола­гает отсутствие самого факта (деяния), для расследования которого возбуждается производство.

2. Отсутствие в деянии состава преступления озна­чает, что сам факт деяния, совершенный конкретным лицом, установлен, но оно не предусмотрено либо не расценивает­ся уголовным законом в качестве преступления вследствие того, что преступность и наказуемость деяния устранены уголовным законом, вступившим в силу после совершения этого деяния, либо отсутствуют предусмотренные законом условия для признания наличия состава преступления, либо деяние имело место и предусмотрено УК, но нет признаков, указывающих на умысел или неосторожность лица, его со­вершившего (казус), либо деяние совершено в состоянии не­обходимой обороны или крайней необходимости, либо имел место добровольный отказ от совершения преступления, если фактически совершенное не содержит состава иного преступления; либо имеются установленные законом усло­вия, исключающие уголовную наказуемость деяния.

Споры о разграничении п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 УПК — явле­ние в практике применения норм права нередкое. Возни­кают они, как правило, в тех случаях, когда определенное деяние совершено, но оказалось полностью или частично правомерным.

Поскольку обстоятельства, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 УПК, являются основаниями оправдательного приго­вора, целесообразно обратить внимание на то, что Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30.06.1969 № 4 «О судебном приговоре» давал руководящие разъяснения понятий «событие преступления» и «состав преступления». Отмечалось, что оправдательный приговор за неустанов­лением события преступления постановляется в случаях: 1) когда вменяемое подсудимому деяние не совершалось либо 2) когда указанные в обвинении последствия наступи­ли: а) вследствие действий лица, которому причинен вред, или о) независимо от чьей-либо воли, например в резуль­тате стихийных сил природы. В иных случаях необходимо использовать такое основание, как отсутствие в деянии со­става преступления. И хотя в данное время это постановле­ние отменено, пользоваться его положениями в части раз­граничения оснований к отказу в возбуждении уголовного дела вполне допустимо.

Необходимо учитывать, что при отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления заявитель вправе осуществлять защиту своих прав в рамках гражданского судопроизводства.

Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК, допускается лишь в отношении конкретного лица.

3. Истечение сроков давности уголовного пресле­дования определяется на основании ст. 78 УК, в которой установлены сроки давности по различным категориям преступлений и сформулированы основные правила их применения. На стадии возбуждения уголовного дела до­стоверно установить сроки давности иногда бывает невоз­можно, так как для этого необходимо дать точную квали­фикацию деянию, что не входит в задачи первоначальной стадии уголовного процесса. Вместе с тем, когда уже на этом этапе нет сомнений в квалификации и, соответствен­но, можно установить срок давности преступления, дан­ное обстоятельство может служить основанием для отказа в возбуждении уголовного дела.

4. Смерть подозреваемого или обвиняемого влечет от­каз в возбуждении уголовного дела, поскольку указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии субъекта преступления. Производство в отношении умершего может вестись только в интересах его реабилитации, т.е. восста­новления его доброго имени, когда имеющиеся в деле мате­риалы позволяют считать, что дело может быть прекращено по основаниям, дающим в соответствии со ст. 133 УПК пра­во на реабилитацию.

5. Отсутствие заявления потерпевшего исключает производство по уголовным делам частного и частно-пуб­личного обвинения. К первым относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 1281 УК. Эти дела возбуждаются не иначе, как по за­явлению потерпевшего, его законного представителя и под­лежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. К уголовным делам частно-публичного обви­нения относятся производства о преступлениях, предусмот­ренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК, а также о пре­ступлениях, предусмотренных ст. 159—1596, 160, 165 УК, если они совершены индивидуальным предпринимателем либо членом органа управления коммерческой организа­ции в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 20 УПК (см. гл. 4 настоящего учебника).

По этому же основанию необходимо отказывать в воз­буждении уголовного дела, когда отсутствует заявление (согласие) руководителя коммерческой или иной организа­ции, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, на привлечение к уголовной ответственнос­ти за преступление, предусмотренное гл. 23 УК, если в ходе проверки сообщения не удается определить, что вред при­чинен интересам других организаций, а также интересам граждан, общества и государства.

6. Отсутствие специального разрешения на возбуж­дение уголовного дела в отношении лиц, указанных в п. 1 ст. 448 УПК. Если предусмотренный для отдельных кате­горий лиц (депутата, судьи и т.д.) «правовой барьер», не­обходимый для возбуждения уголовного дела, невозможно преодолеть, следует принять решение об отказе в возбужде­нии уголовного дела (см. гл. 25 учебника).

Порядок отказа в возбуждении уголовного дела

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела офор­мляется мотивированным постановлением руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или доз­навателя, в котором должны быть изложены результаты про­верки сообщения о преступлении, приведены данные, свиде­тельствующие об отсутствии конкретных, предусмотренных в законе оснований для возбуждения уголовного дела либо наличии основания отказа в возбуждении уголовного дела со ссылкой на пункт, часть, статью УПК и сформулировано решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в свя­зи с мотивированным постановлением прокурора о направ­лении материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законода­тельства принимается с согласия руководителя следствен­ного органа (ч. 11 ст. 148 УПК).

Если проверялось сообщение о преступлении, связанное с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, то при вынесении постановления необходимо рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространивше­го ложное сообщение о преступлении (ч. 2 ст. 148 УПК).

Если сообщение о преступлении было распространено средством массовой информации, оповещение о принятом решении направляется также в это средство массовой ин­формации, которое обязано ее опубликовать.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголов­ного дела в течение 24 часов направляется прокурору, а также заявителю, которому разъясняется право обжаловать данное постановление прокурору, руководителю следствен­ного органа или в суд и порядок обжалования, установлен­ный в ст. 124 и 125 УПК.

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет со­ответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Признав отказ руководителя следственного органа, сле­дователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее пяти суток с момента получения материалов проверки сообщения о пре­ступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постанов­ление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными ма­териалами направляет руководителю следственного органа.

Признав постановление об отказе в возбуждении уголовно­го дела незаконным или необоснованным, руководитель след­ственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Судья, признав отказ в возбуждении уголовного дела не­законным или необоснованным, выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководите­лю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя (ч. 7 ст. 148 УПК).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие задачи присущи первоначальному этапу уголовного судопроизводства?

2. Назовите участников стадии возбуждения уголовного дела. Классифицируйте их.

3. Что именуется поводом для возбуждения уголовного дела? Какие поводы предусмотрены УПК?

4. Что согласно УПК является основанием для возбуждения уголовного дела?

5. Назовите, какие средства могут быть использованы для проверки сообщения о преступлении. Какова их нормативная ос­нова?

6. Какие решения принимаются по результатам рассмотрения сообщения о преступлении? В какие сроки?

7. В каком порядке возбуждаются уголовные дела публичного и частно-публичного обвинения?

8. Охарактеризуйте основания отказа в возбуждении уголов­ного дела.

9. Какие требования предъявляются законом к постановлению о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела?

10. Какими полномочиями обладает прокурор на первона­чальном этапе судопроизводства?

Глава 9

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

В результате изучения данной главы студент должен:

• знать понятие, цель и задачи, участников, временные гра­ницы (сроки), итоговые процессуальные решения стадии пред­варительного расследования; понятие и систему общих условий предварительного расследования; понятие, принципы и формы взаимодействия следователей (дознавателей) и подразделений, осуществляющих ОРД; понятие и виды процессуальных сроков и процессуальных издержек;

• уметь проводить различие между формами предварительно­го расследования; выделять признаки уголовного дела, по которым определяется компетенция соответствующего органа предварительного расследования; разграничивать основания соединения и выделения уголовного дела, а также материалов уголовного дела; исчислять сроки производства по новому делу; решать практичес­кие задачи, связанные с выбором образа действий в конкретной ситуации на предварительном расследовании;

• владеть навыками грамотного применения закона при осу­ществлении предварительного расследования, а также составления соответствующих процессуальных документов.

9.1. Понятие, назначение и общая характеристика предварительного расследования

Понятие стадии предварительного расследования

Понятие «предварительное расследование» имеет три смысловых значения.

1. Стадия уголовного процесса, имеющая определен­ное назначение (задачи), средства (методы), временные границы (сроки), круг участников (субъектов), итоговые решения.

2. Правовой институт, объединяющий нормы, кото­рыми регламентируются процессуальные условия, формы и средства раскрытия преступлений, изобличения винов­ного в его совершении, а также определенный порядок на­правления дела в суд или его прекращения. Юридические нормы данного института содержатся в гл. 21, 22 УПК, кро­ме того, они расположены в гл. 32, 321, 50—52 (где предус­мотрены порядок осуществления дознания и особенности производства по некоторым категориям уголовных дел), а также в отдельных нормах других глав УПК.

3. Вид деятельности органов дознания и следствия по производству следственных и иных процессуальных действий, принятию решений по уголовному делу.

Предварительное расследование — это самостоятельная стадия (этап) уголовного судопроизводства, представляю­щая собой урегулированную законом, облеченную в форму правовых отношений деятельность органов дознания, пред­варительного следствия, прокурора и других участников, осуществляемую в установленном порядке, назначением которой является доказывание события преступления, ви­новности лица, его совершившего, и других имеющих зна­чение обстоятельств, а также создание иных предпосылок для рассмотрения уголовного дела в суде.

Назначение и общая характеристика стадии предварительного расследования

Цель предварительного расследования состоит в том, чтобы дать правовую оценку деянию, обладающему при­знаками преступления, и создать иные предпосылки для рассмотрения уголовного дела в суде, что должно способс­твовать достижению назначения всего уголовного судопро­изводства, сформулированного в ст. 6 УПК. Достижение ука­занной цели предполагает разрешение следующих задач:

1. Раскрытие преступления. Решение этой задачи пред­полагает: установление наличия (или отсутствия) уголов­но наказуемого деяния; обнаружение всех его проявлений (эпизодов, элементов); выявление лица (лиц), совершив­шего деяние. Данная задача является наиболее сложной, требующей высокого уровня мастерства от следователя, дознавателя, а также оперативных сотрудников.

2. Изобличение виновных в совершении преступле­ния — задача не менее важная и трудоемкая. Осуществляя уголовное преследование, орган предварительного рассле­дования доказывает виновность лица, совершившего об­щественно опасное деяние, для обеспечения применения к такому лицу наказания или иных мер уголовно-правово­го воздействия. В то же время на него возлагается обязан­ность устанавливать обстоятельства, не только уличающие, но и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие его ответственность. Лицо, производящее расследование, должно предоставить обвиняемому возможность использо­вать все права для защиты от обвинения.

3. Обеспечение участия обвиняемого в производстве по делу. Эта задача разрешается путем применения к лицу, преследуемому в уголовном порядке, мер процессуального принуждения. В частности, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 97 УПК при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый скроется от дознания, пред­варительного следствия или суда, лицо, осуществляющее предварительное расследование, вправе избрать одну из мер пресечения (ст. 98 УПК). Если же применение той или иной меры принуждения не было своевременным или эф­фективным, ввиду чего подозреваемый, обвиняемый скрыл­ся, следователь организует его розыск (ст. 210 УПК).

4. Принятие мер к установлению вреда причиненного преступлением, его возмещению. Развивая положения ст. 6 УПК, закон предусматривает обеспечение возмещения потер­певшему имущественного вреда, причиненного преступлени­ем (ч. 3 ст. 42 УПК), а в качестве одного из обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, называет характер и размер вреда, причиненного преступлением (п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК). Таким образом, установление причиненного преступлением вреда и обеспечение его возмещения являет­ся одной из задач уголовного процесса, а исполнение данной задачи возложено на государственные органы, которые осу­ществляют производство по уголовному делу.

5. Профилактика преступлений, оказание воспита­тельного воздействия на граждан. Правовое воспитание в уголовном судопроизводстве, в том числе на стадии пред­варительного расследования, призвано решать комплекс практических задач, в число которых входит: ознакомление граждан с нормативными предписаниями и формирование у них уважения к праву; выработка умения применять по­ложения права в конкретных ситуациях; воспитание пони­мания необходимости и потребности точного исполнения закона; формирование активного отрицательного отношения к правонарушениям и лицам, их совершающим; воспитание умения отстаивать субъективные права и законные интере­сы — как свои, так и других лиц, а также государственные и общественные интересы в предусмотренном законом по­рядке. В конечном счете правовое воспитание — это средс­тво профилактики совершения новых преступлений. На снижение уровня преступности направлены и принимаемые в ходе расследования меры по установлению и устранению способствовавших совершению преступлений обстоятельств, выявление которых входит в обязанности следователя, орга­на дознания, дознавателя (ч. 2 ст. 73 УПК). Этому содейс­твует также предоставление им права вносить в соответству­ющую организацию или соответствующему должностному лицу представления об устранении обстоятельств, способс­твующих совершению преступлений, или других наруше­ний закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК).

Выделяются и другие задачи предварительного рассле­дования.

Основными средствами достижения указанных задач являются:

• следственные действия, осуществляемые для получе­ния и закрепления доказательств;

• меры уголовно-процессуального принуждения, на­правленные на обеспечение интересов как участников уго­ловного судопроизводства, так и правосудия;

• иные процессуальные действия, обеспечивающие как процесс доказывания, так и производство по делу в целом.

Круг субъектов рассматриваемой деятельности доста­точно широк. Он включает в себя всех участников, по­именованных в разд. II УПК (суд, участников со стороны обвинения и защиты, иных участников судопроизводства). Кроме того, в правовые отношения на данном этапе вовле­каются и иные лица: родственники и близкие родственники задержанного, заключенного под стражу; граждане, прожи­вающие в жилище, подвергаемом осмотру, обыску; пред­ставляющие по требованию следователя различные пред­меты и документы; залогодатели; поручители и др.

Сроки предварительного расследования (временные рамки) определяются моментом начала, окончания и про­тяженностью во времени.

Началом исчисления сроков предварительного следст­вия и дознания является момент возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 156, ч. 1 ст. 162, ч. 3 ст. 223 УПК).

Из анализа ст. 158, 162, 222, 225, 2266, 439 УПК следу­ет, что предварительное расследование оканчивается на­правлением уголовного дела прокурору с обвинительным заключением (обвинительным актом, обвинительным пос­тановлением), вынесением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, вынесением постановления о прекращении уголовного дела.

Протяженность предварительного расследования во вре­мени, а также возможность продления сроков различается в зависимости от его формы (табл. 1).

Стадия предварительного расследования, как относитель­но самостоятельный этап уголовного судопроизводства, может быть завершена принятием одного из установленных законом итогового решения. Вид такого решения зависит от того, в ка­кой форме осуществлялось предварительное расследование.

Таблица № 1

Форма расследования Основной срок Продление срока
Предварительное следствие До 2 месяцев (ч. 1 ст. 162 УПК) До 3 месяцев – руководителем соответствующего следственного органа( ч. 4 ст. 162 УПК) До 12-ти месяцев – руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями (ч. 5 ст. 162 УПК) Дальнейшее продление только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти или их заместителями (ч.5 ст. 62 УПК)
Производство дополнительного следствия в случае возвращения дела прокурором, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела Устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю (ч. 6 ст. 162 УПК) Производится на общих основаниях (ч. 6 ст. 162 УПК)
Производство неотложных следственных действий органом дознания до направления материалов руководителю следственного органа (ст. 157 УПК) до 10 суток (ч. 3 ст. 157 УПК) Не предусмотрено
Дознание До 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК) До 30 суток прокурором (ч. 3 ст. 223 УПК) До 6-ти месяцев – в необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, - прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями (ч. 4 ст. 223 УПК) До 12-ти месяцев – в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, - прокурором субъекта РФ и приравненных к нему военным прокурором (ч. 5 ст. 223 УПК)
Дознание в сокращенной форме До 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме (ч. 1 ст. 2266 УПК) До 20 суток прокурором (ч. 2 ст. 2266, ч. 9 ст. 2267 УПК) Дальнейшее продление не предусмотрено, дознание продолжаемся в общем порядке (ч. 9 ст. 2267 УПК)
производство дополнительного дознания в случае возвращения дела прокурором Устанавливается прокурором не более чем на 10 суток (п. 2 . 1 ст. 226 УПК) Производится на общих основаниях (п. 2 ч. 1 ст.226 УПК)

1. Предварительное следствие может быть окончено:

• прекращением уголовного дела;

• направлением уголовного дела с обвинительным за­ключением прокурору;

• направлением уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

2. Дознание может быть завершено:

• прекращением дела;

• направлением уголовного дела с обвинительным ак­том прокурору;

• направлением уголовного дела с обвинительным пос­тановлением прокурору.

Формы предварительного расследования

Согласно ч. 1 ст. 150 УПК предварительное расследова­ние производится в форме предварительного следствия или дознания. Это указывает на наличие двух самостоятельных форм. В то же время в соответствии с ч. 11 ст. 150 УПК дозна­ние может проводиться в общем порядке либо в сокращенной форме. Хотя деятельность по расследованию преступлений внешне схожа, тем не менее она различается, т.е. обозначен­ные выше формы расследования отождествлять нельзя. Раз­личия между этими формами расследования установлены законодателем, обобщенно их можно рассматривать:

1) по органам, осуществляющим уголовно-процессу­альную деятельность. Предварительное следствие осу­ществляют только следователи; дознание — органы дозна­ния (дознаватели), а в отдельных случаях — следователи (например, в соответствии с п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК);

2) по характеру подследственных дел. Предваритель­ное следствие является основной формой расследования. Дознанию подследственны менее опасные преступления, которые более просты с точки зрения расследования. Про­изводство дознания, как правило, связано с осуществлени­ем административных функций того или иного органа до­знания (ч. 3 ст. 150 УПК);

3) по процессуальному режиму:

• дознание осуществляется в более короткие сроки;

• в рамках предварительного следствия контроль пре­имущественно реализуется руководителем следственного органа, полномочия прокурора по надзору здесь носят усе­ченный характер. При производстве дознания, напротив, приоритет отдается надзору, осуществляемому прокурором, хотя также имеет место и ведомственный процессуальный контроль начальника органа дознания и начальника под­разделения дознания;

• дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — выше­стоящему прокурору, но не приостанавливать исполнение указании. Возражение следователя на указания руководи­теля следственного органа по основным, принципиальным вопросам уголовного дела (об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю, привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объ­еме обвинения, избрании меры пресечения, производстве следственных действий, которые допускаются по судебно­му решению, а также о направлении дела в суд или его пре­кращении) предполагает приостановление их исполнения;

• при производстве дознания отсутствует (по общему правилу) такой этап деятельности, как привлечение лица в качестве обвиняемого;

• в случае если уголовное дело возбуждено «по факту» и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подо­зрении. При производстве предварительного следствия воз­можность постановки лица в статус подозреваемого путем уведомления о подозрении отсутствует;

Наши рекомендации