ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ……………………………………………..415 – 440 7 страница
В УПК имеются и другие положения, свидетельствующие о том, что судья (или председательствующий) осуществляет ряд уголовно-процессуальных действий единолично. В законе очерчен круг этих действий, равно как и вопросов, по которым он вправе или обязан выносить процессуальные акты (постановления).
Придавая большое значение объективности и беспристрастности суда, закон исходит из того, что один лишь факт наличия оснований, позволяющих усомниться в беспристрастности судьи, должен повлечь его устранение из процесса. В связи с этим в ст. 61 УПК дан перечень обстоятельств, устраняющих судью от участия в рассмотрении дела.
5.3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
Прокурор
Прокурор — наделенный властными полномочиями участник уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех его стадиях. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37).
Самим термином «прокурор» УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК).
Существенными полномочиями УПК и Закон о прокуратуре наделяют прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства — в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Определяя основные направления деятельности прокурора в указанной сфере, Закон о прокуратуре констатирует, что прокурор осуществляет:
а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие;
б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
в) координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью (п. 2 ст. 1 Закона).
Прокурор, в частности, уполномочен: давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; давать ему согласие на возбуждение перед судом ходатайств об избрании, отмене и изменении меры пресечения, о производстве других процессуальных действий; разрешать отводы, заявленные дознавателю, и его самоотводы; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования; изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю; утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу (п. 4, 5, 9—11, 13 ч. 2 ст. 37 УПК).
Аналогичные полномочия в части процессуального руководства следователями указанным законом возложены па руководителей следственных органов. Это не означает, что прокурор не осуществляет вообще указанных полномочий в отношении следователей. Он, в частности, вправе проверить исполнение в органах предварительного следствия и дознания требований закона о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, требовать от этих органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе расследования; истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК; передавать уголовное дело от органа расследования при исполнительной власти следователю Следственного комитета РФ; утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт; возвращать дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями, рассматривать ходатайство подозреваемого или обвиняемого и постановление следователя о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
Закончив расследование, следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель — обвинительный акт или обвинительное постановление (утверждаемые начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт или обвинительное постановление), передает дело в суд (ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК).
По направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом (постановлением) уголовному делу прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей обвиняемого.
Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в ст. 37 УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На прокурора как на представителя власти возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч. 3 ст. 37). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК, он вправе отказаться от уголовного преследования (ч. 4 ст. 37).
Следователь
Следователь — это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия.
Предварительное следствие осуществляют следователи Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, ФСБ России и ФСКН России. Объем процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение и квалификации преступления (ст. 151 УПК).
Определяя следователя как должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять предварительное следствие по делу, необходимо сразу же оговорить, что он, кроме того, наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию решений о возбуждении уголовного дела.
Обязанностью следователя является раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Следователь наделяется широкими правами и обязанностями. Решения о направлении следствия и производстве следственных действий он принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Подчеркивая самостоятельность следователя, действующий уголовно-процессуальный закон ограничил ее случаями, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения.
В частности, необходимо получить решение суда, когда планируется проведение действий, направленных на ограничение конституционных прав граждан, связанных с ограничением:
а) личной неприкосновенности (и. 1—3, 6 ч. 2 ст. 29 УПК);
б) неприкосновенности частной жизни (п. 8, 11 ч. 2 ст. 29);
в) неприкосновенности жилища (п. 4, 5 ч. 2 ст. 29);
г) имущественных прав (п. 51, 7, 9 ч. 2 ст. 29);
д) временным отстранением обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 Конституции РФ (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК).
Решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть им обжаловано с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 221 УПК).
Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела. Во-первых, в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений. Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме. В-третьих, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Однако следователь не вправе возлагать на органы дознания производство действий, которые согласно закону он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т.д.).
Следователь-криминалист
Следователь-криминалист — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий при производстве предварительного следствия по уголовному делу (п. 401 ст. 5 УПК). Кроме того, следователь-криминалист по поручению руководителя следственного органа вправе производить по уголовному делу, находящемуся в производстве другого следователя, отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. Поручение руководителя следственного органа должно быть дано в письменном виде.
Руководитель следственного органа
Содержание этого термина выходит за рамки его буквального смысла, так как согласно п. 381 ст. 5 УПК руководителем следственного органа является должностное лицо, возглавляющее следственное подразделение, а также его заместитель.
Сообразно положениям ст. 39 УПК руководитель следственного органа вправе поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у одного следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу (ст. 163 УПК), изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству Он наделен правом отменять необоснованные или незаконные постановления следователя, а также по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования.
В целях обеспечения исполнения предписанных ему положений руководитель следственного органа правомочен проверять находящиеся у следователей уголовные дела, а по результатам этих проверок — давать указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Подтверждая письменную форму указаний как непременное условие их действенности, закон указывает на их обязательное исполнение следователем. Допуская возможность обжалования указаний руководителю вышестоящего следственного органа, за исключением указаний, предусмотренных ч. 3 ст. 39 УПК, закон вместе с тем исходит из того, что это не приостанавливает, как правило, их исполнения. Жалоба следователя приостанавливает исполнение им указаний руководителя следственного органа лишь в случаях, когда они касаются: а) изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю; б) привлечения лица в качестве обвиняемого; в) квалификации преступления; г) объема обвинения; д) избрания меры пресечения; е) производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; ж) направления дела в суд; з) прекращения уголовного дела. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.
Согласно ч. 4 ст. 39 УПК руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее пяти суток поступающие от прокурора требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение пяти суток направляет прокурору.
Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и провести предварительное следствие в полном объеме, при этом он обладает полномочиями следователя или руководителя следственной группы (ч. 2 ст. 39 УПК).
Орган дознания
Органами дознания являются органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти (ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСКН России, ФСИН России), наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД (ст. 40 УПК), и другие указанные в УПК государственные органы и должностные лица, уполномоченные проводить дознание.
К органам дознания отнесены органы Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, органы государственного пожарного надзора противопожарной службы МЧС России (ч. 1 ст. 40 УПК).
На органы дознания возложено:
• проведение дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (ч. 3 ст. 150 УПК), — в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК;
• выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 УПК.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК возбуждение уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возложено также (т.е. наряду с органами дознания):
ü на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
ü руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
ü глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Часть 2 ст. 40 УПК называет лишь основные направления уголовно-процессуальной деятельности органов дознания. В ней прежде всего указано, что они проводят дознание но уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (т.е. в форме дознания проводится все расследование). При этом к юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки перечисленных в УПК составов преступлений (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК). По письменному указанию прокурора расследование в форме дознания может быть осуществлено и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). Кроме того, по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150, могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150 УПК).
Второе из основных направлений процессуальной деятельности органов дознания (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК) — выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Ориентируя органы дознания на быстрое их проведение, УПК предписывает, что при наличии поводов для возбуждения уголовного дела и признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает дело (в соответствии со ст. 146) и проводит неотложные следственные действия (ст. 157). Уголовно-процессуальный закон определяет (по предметному признаку) круг дел о преступлениях, по которым эту деятельность осуществляют органы дознания, входящие в структуры различных министерств и ведомств (ч. 2 ст. 157 УПК).
Дознаватель
Дознаватель — участник уголовного судопроизводства в виде должностного лица органа дознания, правомочного проводить расследование в форме дознания и осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).
Важно отметить, что лицо, являясь дознавателем по должности, может осуществлять полномочия органа дознания по конкретному уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, по решению начальника органа дознания или его заместителя, а также начальника подразделения дознания (ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 401 УПК).
Установление в ч. 2 ст. 41 УПК требования о недопустимости совмещения в одном лице исполнителя по одному делу процессуальных и оперативно-разыскных полномочий не означает наличия запрета сотруднику оперативно-разыскных служб и подразделений вообще осуществлять дознание по делу. Но этот сотрудник не вправе проводить дознание в том конкретном случае, если он проводил или проводит оперативно-разыскные мероприятия по данному уголовному делу.
В уголовно-процессуальном законе специально подчеркнута самостоятельность дознавателя в проведении следственных и процессуальных действий. Для большинства из них не требуется согласие начальника подразделения дознания либо начальника органа дознания (см., например, ч. 1, 2 ст. 11, ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 25 УПК), за исключением некоторых случаев, когда требуется утверждение документа (см., например, ч. 4 ст. 225 УПК).
В УПК в ряде случаев одновременно даны предписания в адрес органа дознания и дознавателя (см., например, ч. 1, 3 ст. 7, ч. 2 ст. 10, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 19, ч. 2, 4 ст. 21, ст. 144 УПК). Тем самым в законе подчеркивается ответственность за соблюдение и исполнение соответствующих норм как дознавателя, так и руководителя органа дознания. Уголовно-процессуальный закон устанавливает обязательность для дознавателя указаний прокурора, начальника подразделения дознания, данных в соответствии с положениями УПК. Указания начальника подразделения дознания могут быть обжалованы начальнику органа дознания или прокурору. Указания прокурора — вышестоящему прокурору. В том и другом случае обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.
Дознаватель, как и следователь, подлежит отводу при наличии указанных в законе оснований (ст. 61 УПК). Одновременно установлено, что предыдущее участие следователя или дознавателя в производстве предварительного расследования по данному уголовному делу не является основанием для его отвода (ч. 2 ст. 67 УПК).
Начальник органа дознания
Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 17 ст. 5).
Начальник органа дознания обладает всеми правами, предоставленными в ст. 40 УПК органу дознания. В большинстве случаев при регулировании тех или иных полномочий законодатель ведет речь об органе дознания (например, право возбуждения уголовного дела, предусмотренное ч. 1 ст. 145 УПК), в отдельных случаях закон прямо указывает на полномочия начальника органа дознания (например, право утверждения обвинительного акта в ч. 4 ст. 225 УПК).
Начальник подразделения дознания
Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 171 ст. 5 УПК).
Согласно закону (ст. 401 УПК) начальник подразделения дознания вправе:
• поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, проведение неотложных следственных действий или производство дознания;
• изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
• отменять необоснованные постановления законодателя о приостановлении производства дознания по делу;
• вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
УПК наделяет начальника подразделения дознания правом на возбуждение уголовного дела, принятие дела к своему производству, а также проведение дознания в полном объеме, обладая в этом случае процессуальными полномочиями дознавателя, а в случаях если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.
Начальник подразделения дознания также вправе: проверять уголовные дела, находящиеся в производстве у дознавателей подразделения; давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения (ч. 3 ст. 401 УПК).
Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу должны быть даны в письменной форме и обязательны для исполнения дознавателем. При этом установлено, что обжалование указаний начальнику органа дознания или прокурору не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
Потерпевший
Потерпевший — это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда имуществу и деловой репутации.
Его становление как участника уголовного судопроизводства обусловлено вынесением дознавателем, следователем и судом (судьей) постановления (определения) о признании лица потерпевшим (ч. 1 ст. 42 УПК). Фактические основания к вынесению постановления о признании гражданина или юридического лица потерпевшим — это наличие в уголовном деле доказательств, указывающих на причинение вреда преступлением.
О признании гражданина потерпевшим суд выносит определение, а судья, следователь и дознаватель — постановление. Закон не связывает признание потерпевшего с желанием или с согласием лица, понесшего вред от преступления.
По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, права потерпевшего, предусмотренные ст. 42 УПК, переходят к одному из близких родственников (ч. 9 ст. 42).
Потерпевший имеет право:
• представлять доказательства;
• заявлять ходатайства;
• знакомиться со всеми материалами дела с момента окончания предварительного следствия;
• участвовать в судебном разбирательстве;
• заявлять отводы;
• обжаловать действия дознавателя, следователя, прокурора и суда;
• выступать в судебных прениях;
• поддерживать обвинение, приносить жалобы на постановления, приговор или определение суда.
Потерпевший, как и обвиняемый, имеет право выписывать из дела любые сведения и в любом объеме, а также снимать копии с материалов дела, в том числе с помощью технических средств. При участии в уголовном деле нескольких потерпевших каждый из них вправе знакомиться с уголовным делом только в части, касающейся причинения ему вреда.
Часть 2 ст. 42 УПК существенно расширяет и конкретизирует процессуальные права потерпевшего. С определенной степенью условности эти субъективные права потерпевшего можно сгруппировать по следующим признакам:
ü права, направленные на обеспечение реализации функции обвинения и отстаивание своих интересов (и. 1, 7, 8, 12-14, 17, 19, 20);
ü обеспечивающие его участие в доказывании (и. 4, 5, 9-12, 15-17);
ü направленные на обеспечение объективного и беспристрастного хода уголовного судопроизводства (п. 5, 18);
ü связанные с его правом и обязанностью по даче показаний (и. 2—4, 6);
ü направленные на обеспечение его безопасности и компенсацию расходов (п. 21 ч. 2, ч. 3).
Свои процессуальные права потерпевший может реализовать самостоятельно, через своего представителя или совместно и наряду с представителями.
Среди процессуальных прав потерпевшего есть одно, которое он может реализовать только лично, — дача показаний. Однако дача показаний — не только право, но и обязанность потерпевшего. Поэтому по закону допрос потерпевшего на предварительном следствии (дознании) и в суде осуществляется по правилам допроса свидетеля. В отличие от свидетеля потерпевший может с разрешения председательствующего давать показания в любой момент судебного следствия (ч. 2 ст. 277 УПК). Вместе с тем на него распространяется универсальная конституционная норма: никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). При этом неразъяснение потерпевшему указанной нормы — свидетельство получения показаний потерпевшего с нарушением закона, в силу чего они теряют юридическую силу.
Исходя из того, что потерпевший — субъект не только процессуальных прав, но и процессуальных обязанностей, в законе подчеркнуто, что при неявке по вызову без уважительных причин потерпевший может быть подвергнут принудительному приводу (ч. 6 ст. 42 УПК). Поэтому же установлена возможность привлечения его к уголовной ответственности за разглашение данных предварительного расследования (п. 3 ч. 5 ст. 42 УПК).
Необходимо иметь в виду, что юридическое лицо в случае признания его потерпевшим не может непосредственно реализовать свои процессуальные права, поэтому в УПК оговорено, что их осуществляет представитель этого юридического лица (ч. 9 ст. 42).
Частный обвинитель
Частный обвинитель — это лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, предусмотренном ст. 318 УПК, и поддерживающее обвинение в суде (ч. 1 ст. 43 УПК). В отличие от ст. 43 УПК, в ч. 7 ст. 318 УПК становление лица в качестве частного обвинителя связано не с подачей им заявления, а с принятием его судьей.
Частным обвинителем можно считать потерпевшего или его законного представителя и представителя по делу частного обвинения. Становление частного обвинителя как участника уголовного судопроизводства ст. 318 УПК увязывает с моментом принятия заявления судьей к своему производству. Частный обвинитель, являясь стороной в судебном разбирательстве, вправе: представлять доказательства; участвовать в их исследовании; излагать суду свое мнение по существу обвинения; высказывать предложения о применении уголовного закона (квалификации деяний) и назначении подсудимому наказания; поставить вопрос о примирении с подсудимым и согласиться на соответствующее предложение последнего (представив письменные заявления). Он имеет право обжаловать приговор мирового судьи в апелляционном порядке и на кассационное обжалование приговора апелляционного суда (ст. 38935, 4012 —4014, 4019, 40112, 40115—40116 УПК).
Права частного обвинителя в суде могут быть реализованы лично или (и) через своего представителя либо законного представителя, которые имеют те же процессуальные права, что и представляемый (ч. 3 ст. 45 УПК). При этом личное участие частного обвинителя не лишает его права иметь представителя при производстве по этому делу (ч. 4 ст. 45 УПК).
Гражданский истец
Гражданский истец в уголовном судопроизводстве —
это физическое или юридическое лицо, которому причинен вред преступлением, в связи с чем оно в ходе судопроизводства предъявило требование о его возмещении или компенсации.
Базируясь на определении, данном этому участнику процесса в ч. 1 ст. 44 УПК, можно дать более развернутую его характеристику:
• гражданским истцом может быть признано лицо, если имеются основания полагать, что непосредственно преступлением ему причинен вред (имущественный или моральный);
• гражданским истцом в уголовном процессе может быть лицо физическое или юридическое;
• становление лица как субъекта уголовно-процессуальных отношений обусловлено вынесением процессуального решения о его признании в качестве гражданского истца.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 УПК гражданский иск в уголовном процессе может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела, но до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При этом суд, следователь, дознаватель, усмотрев из материалов дела, что преступлением каким-то лицам причинен ущерб (вред), обязан разъяснить этим лицам или их представителям право предъявить гражданский иск, фиксируя этот факт в протоколе или путем направления уведомления. О состоявшемся постановлении (определении) по поводу признания лица гражданским истцом необходимо сообщить ему или его представителю, а постановление об отказе в этом объявить заявителю. Отказ в признании гражданским истцом может быть обжалован. Указанным лицам должны быть своевременно разъяснены их права и обязанности (ст. И УПК).
Если названные лица в силу различных причин не могут сами защитить свои интересы, а также в интересах государства иск в уголовном деле может быть предъявлен их законными представителями или прокурором.
УПК предоставляет гражданскому истцу достаточно широкий объем прав для отстаивания своих интересов (ч. 4 ст. 44). В обобщенном виде они заключаются в праве:
ü представлять доказательства;
ü заявлять ходатайства;
ü участвовать в судебном разбирательстве;
ü просить орган дознания, следователя и суд о принятии мер обеспечения заявленного ими иска;