Африканская хартия прав человека и прав народов

В отличие от азиатских, африканские государства создали в 1981 г. региональную организацию по правам человека, при­няв Хартию прав человека и прав народов, положения которой учитывают специфику континента и задач государств-участ­ников. В этом документе па первый план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностранным гос­подством, проблемы социально-экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами. Значительное место в Хартии заняли такие права народов, как право на международны]'! мир и безо­пасность, на развитие, на благополучную окружающую среду и другие права, имеющие особое значение для ликвидации остат­ков колониализма и свободного развития Африки. Хартия пре­дусмотрела и создание Комиссии прав человека и прав наро­дов.

Эта Комиссия ежегодно проводит свои сессии. Согласно ст. 62 Хартии, государства-участники обязуются каждые два года представлять доклады о законодательных и иных мерах, принятых ими для обеспечения прав и свобод, прсдусмотрен-| ных в Хартии. Функции Комиссии сформулированы лишь в общих чертах, и в Хартии не содержится норм о полномочиях этого органа принимать какие-либо решения но обсуждаемым докладам. На практике Африканская комиссия формулирует лишь предложения по законодательному обеспечению тех или иных прав и свобод.

В Хартии в отличие от Европейской и Межамериканской конвенций проводится различие между сообщениями о единич­ных нарушениях прав индивидов и теми, которые "свндс-тель-

' См , например, резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 49/189 от 23 декабря 1994 г.

Африканская хартия прав человека и прав народов - student2.ru



Глава XVI. Региональное сотрудничество государств



ствуют о существовании многочисленных случаев массовых и грубых нарушении прав человека и нрав пародов" (ст. 58). Если Африканская комиссия, изучив сообщения, приходит к выводу о наличии в топ или иной стране систематических нарушений прав человека и прав народов, она извещает об этом Ассамблею глав государств и правительств. По поручению Ассамблеи Комиссия проводит "всестороннее" расследование таких случаев и пред­ставляет ей свой доклад с выводами и рекомендациями. За пер­вые 10 лет функционирования Комиссии она получила 34 сооб­щения о массовых нарушениях прав человека.

Все сообщения рассматриваются конфиденциально до тех пор, пока Ассамблея глав государств и правительств не примет решения. Информацию об отдельных нарушениях прав и сво­бод человека Комиссия не рассматривает.

Анализируя сотрудничество стран Африки в области нрав человека, африканские юристы отмечают, что в основе такого сотрудничества находятся вопросы развития, а также борьбы с колониализмом и расизмом1.

Создана и Постоянная арабская комиссия по правам чело­века. Основное внимание в ее работе уделяется вопросам борь­бы с нарушениями прав человека на оккупированных Израи­лем территориях.

Процесс продвижения к демократии в Африке развивает­ся весьма сложно и противоречиво. На этом континенте имеет­ся немало лидеров, которые считают, что примат права в жизни страны и уважение основных прав и свобод — принципы, при­менимые лишь к европейским понятиям демократии. Они аб­солютизируют роль государственного суверенитета и делают акцепт на особые традиции Африки.

И все же для демократически ориентированных полити­ческих лидеров Африки становится все очевиднее, что полити­ческий плюрализм, многопартийность, демократические выбо­ры, экономические реформы — единственно возможный путь развития стран континента. Опыт, накопленный в Европе, неиз­бежно со временем будет распространяться и на другие регио­ны мира с учетом специфических условий развития располо­женных там государств.

' См.' КсЬа М. Вауе м\А Вт/те НАшуе. ТЬе Ог^ашгаНоп о^ Агпсап (ОА10. ТЬс ЬйсгшЛшпа! Оипепкюпх оГ Ншпал К^ЬЫ. Уо1. 2. Р. 585-616.



§ 1. Международные преступления н правонарушения



Глава XVII Ответственность за нарушения прав человека

Наши рекомендации