Устав ООН и Международный Билль о правах человека

В ходе второй мировой войны со всей очевидностью обна­ружились недостатки в международном регулировании нрав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали не­разрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека — с другой.

Создание ООН и принятие Устава положили начало каче­ственно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международ­ных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по пра­вам человека.

Как известно, ООН возникла в ответ на агрессию и пре­ступления против человечности, совершенные фашизмом в годы второй мировой войны. "Специальное включение положения о развитии и поощрении уважения к правам человека и основ­ным свободам для всех в число целей Организации Объеди­ненных Наций объясняется прежде всего событиями, которые произошли непосредственно перед второй мировой войной и в



§ 2. Устав ООН и Международный Билль о правах человека



ходе ее", — подчеркивается в Исследовании ООН по правам человека1.

Уже в Декларации Объединенных Наций, подписанной 1 января 1942 г. от имени 26 стран (позднее к Декларации присоединилось еще 21 государство), было заявлено о том, что "полная победа над врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости и... для сохранения человеческих прав и справедливости"2.

На Крымской конференции в 1945 г., принявшей решение создать всеобщую международную организацию для поддер­жания мира и безопасности, руководители Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании заявили о« своей решимости "обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная ни страха, ни нужды"-*.

Однако уже в процессе разработки и принятия Устава ООН выявился различный подход государств к проблеме прав и сво­бод человека. Первоначально в предложениях по созданию этой международной организации, принятых па конференции в Дум-бартон-.Оксе в сентябре 1944 г., не указывалось на нрава п сво­боды человека как на одну из главных ее целей. В п. 3 гл. 1 предварительных соглашений, явившихся основой для приня­тия Конференцией в Сан-Франциско в 1945 г. Устава ООН, целью Организации ставилось "осуществление международно­го сотрудничества в разрешении международных экономичес­ких, социальных и других гуманитарных проблем""1.

Окончательная формулировка этой статьи, принятая на Кон­ференции в Сан-Франциско, явилась результатом компромисса между делегациями США, СССР, Великобритании и Китая. Советский Союз, исходя из идеологических соображений и норм Конституции СССР 1936 г., настаивал на включении в Устав ООН перечня основных прав и свобод, в том числе права на груд и образование. Делегации ряда западных стран считали, что перечень основных прав и свобод человека, обязательных

| КшЫ МаНопя Ас(лош ш Ык- Р1с1с1 оГ Нитап К^Ыь N -V., 1980 Р 5.

' Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. М.,

1946. Т. 1. С. 194.

'Тегеран, Ялта, Потсдам: сборник документов М., 1971 С. 185—193.

' Крылов С.Б. История создания Организации Объединенных Паши! 2-е

н.ад. М., 1960. С. 43.



Глава XIV. Права человека и международное право



для всех государств — членов ООН, должен быть разработан позднее как специальный документ — Билль о правах челове­ка. В то же время многие не могли согласиться на включение в Устав ООН ссылок на социально-экономические права, посколь­ку такие права не были закреплены в их законодательстве.

В результате достигнутого компромисса советская делега­ция на Конференции в Сан-Франциско от имени четырех ве­ликих держав (СССР, США, Великобритании, Китая) предло­жила поправку к п. 3 ст. 1 Устава, согласно которой перед Орга­низацией ставилась цель "осуществлять международное сотруд­ничество в разрешении международных проблем экономичес­кого, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основ­ным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии"(выделена поправка. — В.К.У.

В такой формулировке этот пункт был принят и стал неотъемлемой частью Устава ООН.

Устав ООН не ограничивается лишь ссылкой на поощре­ние и развитие уважения к правам человека и основным свобо­дам. Он обязывает государства развивать международное со­трудничество в целях содействия "всеобщему уважению и со­блюдению прав человека и основных свобод для всех, без раз-линия расы, пола, языка и религии" (п. "с" ст. 55). Таким обра­зом, этот основополагающий международный договор закре-< пил принцип уважения и соблюдения прав человека в совре-, меином международном праве.

В рамках ООН были приняты документы и решения, в ко­торых подчеркивается юридический характер обязательств го­сударств соблюдать основные права и свободы человека в соот­ветствии с Уставом Организации. Так, в толкующей и развива­ющей Устав ООН Декларации Генеральной Ассамблеи о прин­ципах международного права, касающихся дружественных от­ношений и сотрудничества между государствами 1970 г., под­черкивается, что "каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему ува­жению и соблюдению прав человека и основных свобод".

Основные права и свободы должны соблюдаться повсю­ду — как па территориях независимых суверенных государств,

Цпт. по: Крылов С.Б. Указ. еоч. С. 112.



§ 2. Устав ООН н Международный Билль о правах человека



так п на колониальных территориях. Устав в этом отношении не делает каких-либо различий.

Итак, анализируя положения Устава ООН, относящиеся к правам человека, подавляющее большинство юристов-мсжду-иародпиков в настоящее время справедливо приходят к заклю­чению, что этот фундаментальный договор возлагает на госу-I дарство юридические обязательства. Однако после принятия Устава ООН и во времена холодной войны эта позиция была I далеко не единодушной. Многие западные юристы придержи­вались мнения, что в отношении прав и свобод человека п их (соблюдения Устав ООН только формулирует цели, которые [должны быть достигнуты'. Такой же позиции придерживался в (послевоенное время и Государственный департамент США, ко-|торый заявлял, что Устав ООН не налагает "юридических обя­зательств гарантировать соблюдение определенных прав чело-|вска или основных свобод без различия расы, пола, языка и [религии"2.

Противоречивую позицию занимал Советский Союз. При-|знавая юридическую обязательность положений Устава ООН, 1СССР абсолютизировал понятие государственного суверени-•тета и считал, что регулирование прав человека полностью [относится к внутренней компетенции государств. Сейчас по­добные точки зрения более не высказываются. Единодушное тризнание получил тот факт, что Устав ООН впервые в меж­дународных отношениях закрепил принцип уважения прав че-ювека и обязал государства соблюдать основные права и сво-5оды.

При разработке Устава ООН вносились, как было сказано выше, предложения дать в нем перечень основных прав и сво­бод, которые должны подлежать всеобщему уважению и соблю­дению. Однако Конференция в Сан-Франциско передала этот вопрос на обсуждение компетентных органов Организации Объединенных Наций в целях разработки Международного Билля о правах человека1.

М. 1п1с#п1у о! 1п(хтпа(,юпа1 1пк1гитсп1;!>, АЛЬ 1948 ^т. уо1. 42, № 1. Р. 105-108,А:е/.«?н//. ТЬс Ьа\у оНЬе Ш1Ы ЫаЬопх. Ь., 1950. Р. 29-32.

2 Цпт. т {^аигегрпсМ Н. 1п(;сгпа(;юпа1 Ьа\у апс! Ншпап К1,цЬ(,ч. Ь., 1950. Р. 149. ' См.: Ооситсп!,» о{ 1Ье иш1сс1 Ыа1Лоп.ч Соп^сгспсс оп 1п1егпа(;кша1 к. Зап-Ргапшсо, 1945. Уо1. VI. ЬопсЬп - Ме\у УогЬ, 1945. Р. 1705.



Глава XIV. Права человека и международное право



В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учре­дил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительно Международного Билля по правам человека (ре­золюция 5(1) от 16 февраля 1946 г.).

В настоящее время Билль о правах человека включает следующие международные соглашения:

Всеобщую декларацию прав человека;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

Международный пакт о гражданских и политических пра­вах;

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;

второй Факультативный протокол к Международному пак­ту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

/) Всеобщая декларация прав человека.

Разработка Всеобщей декларации прав человека проходи­ла в сложной дипломатической борьбе, а ее принятие было ито­гом рассмотрения и согласования различных мнений и точек зрения1.

Позиция западных держав опиралась на Французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию США 1787 г. и другие законодательные акты, провозгласив­шие естественный характер основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому с момента рождения. Эти до­кументы содержали в основном перечень гражданских и поли­тических прав. Поэтому западные страны первоначально воз­ражали против включения в разрабатываемый проект социаль­но-экономических прав.

Советская делегация, ссылаясь на Конституцию СССР 1936 г., настаивала на включении в проект широкого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвящен-

1 Подробно о работе с декларацией ем.: Мовч/т А.П. Международная защита прав человека. М., 1958 С. 41 — 145; Островский Я.А. ООН и права человека. М., 1965 С. 40—122; Карншшкин В.А. Вееобщдя декларация и права человека в современном мире. Советский ежегодник международного права. 1988. М., 1989. С. 39-50.



§ 2. Устав ООН и Международный Билль о правах человека



ных вопросу о праве каждого народа и каждой нации на само­определение, о равенстве прав каждого народа и каждой наци­ональности в пределах государств. В то же время Советский Союз абсолютизировал принцип суверенитета государств и воз­ражал против включения во Всеобщую декларацию таких граж­данских прав, как право каждого свободно покидать свою стра­ну и возвращаться в нес.

При обсуждении вопроса о праве каждого человека на соб­ственность также проявились резкие различия в подходах го­сударств, принадлежащих к различным общественным систе­мам. Позиция Советского Союза определялась не только Кон­ституцией СССР 1936 г. и основными законодательными акта­ми страны, но и идеологическими соображениями, а также так называемым классовым подходом к решению обсуждаемых проблем. Советский Союз стремился предостеречь развиваю­щиеся страны от капиталистического пути развития, убедить все народы мира, что только социализм в состоянии обеспечить основные права и свободы человека, привести международное сообщество к миру и прогрессу.

Позиция западных стран также во многом определялась идеологическими соображениями, хотя они и не играли доми­нирующей роли.

Советский Союз выступал против признания естественно­го, прирожденного характера прав человека, отрицал обязан­ность государства защищать эти естественные права. Подход СССР носил позитивистский характер, основанный на том, что свои нрава каждый человек получает исключительно от госу­дарства, которое по своему усмотрению закрепляет их в зако­нодательстве.

Во Всеобщей декларации говорится о таких категориях, как "свобода", "справедливость", "принципы справедливости", "политический, экономический и социальный прогресс", "рав­ноправие и равенство" и т. д.

Советский Союз считал, что нет свободы вообще, так же, как и равенства и демократии, а признание частной собственно­сти означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства.

Несмотря на принципиально различную оценку и трактов­ку важнейших социально-политических категорий, государ­ства — члены ООП разработали Всеобщую декларацию нрав человека, а затем приняли ее. Каким же образом им удалось

16 Пра!

Ва человека



Глава XIV. Права человека и международное право



достигнуть согласия по этим вопросам? При разработке и при­нятии Всеобщей декларации, как и многих других документов в области прав человека, государства с различными обществен­ными системами сознательно не уточняли содержания многих обсуждаемых понятий и не давали им классовых определений. Эти понятия трактовались с различных позиций, однако в их определение вкладывался и общедемократический и общечело­веческий смысл, приемлемый для всех. С одной стороны, Запад считал, что социальный прогресс, права и свободы человека мож­но обеспечить лишь на путях рыночной экономики, ее развития и укрепления, а Советский Союз исходил из необходимости ликвидации для этого капиталистического общества и построе­ния социализма и коммунизма. С другой стороны, страны с раз­личными общественными системами признавали, что основные права и свободы могут быть обеспечены путем развития соци­ального прогресса в рамках существующего строя. Во многих случаях договаривающиеся стороны исходили из возможности различного толкования конкретного содержания и способов осуществления ряда прав и свобод человека.

Различные, а зачастую и прямо противоположные позиции Запада и социалистических стран при обсуждении Всеобщей дек­ларации прав человека привели к тому, что многие статьи этого документа носят общий характер и не имеют точных границ.

В то же время отдельные статьи Всеобщей декларации
вполне конкретны и напоминают положения конституции и заЧ,
конодатсльных актов различных стран мира, поскольку, фор-^
мулируя свои предложения, многие государства фактически!
использовали нормы национальных конституций и иных зако-|
нодательных актов. |

10 декабря 1948 г. после тщательной разработки и дли-| тельного обсуждения отдельных статей Всеобщая декларация^ прав человека была принята 48 голосами государств — членов ООН при 8 воздержавшихся. Дата принятия Всеобщей декла­рации прав человека ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека. Выступая по мотивам голосования, пред­ставители СССР и других социалистических стран отмечали, что они при голосовании воздержались, так как принятый до­кумент нарушает суверенитет государств, не содержит ряда положений, внесенных ими, а также не гарантирует осуществ­ления основных прав и свобод.

§ 2 Устав ООН и Международный Билль о правах человека 471

Всеобщая декларация содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой был извест­ный французский ученый Репе Кассен, провозгласила, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах".

Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Ге­неральной Ассамблеи ООН, и поэтому она носит лишь реко­мендательный характер. В то же время при оценке юридичес­кой силы се положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее время подавля­ющим большинством государств в качестве юридически обяза­тельных обычных или договорных норм. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ и вклю­чают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы постоянно развиваются и уточняются в про­цессе заключения новых международных соглашений. Это сви­детельствует о реалистичности документа и его большом зна­чении для развития межгосударственных отношений.

Принятая в 1948 г. в качестве "стандарта, к достижению которого должны стремиться все пароды и все государства", Всеобщая декларация сегодня является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко использу­ется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. Как подчеркивается в одном из исследова­ний, "не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, кото­рые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием"'.

В таких странах, как Бельгия, Нидерланды, Индия, Италия, США, Шри-Ланка, положения Декларации широко использу-

^н^/тс'^сI<е^(|^>м N. Ноп# Коп# <шс1 1Ье 1п1егп<1(лопа1 Рго1ес1шп <>{ Питан Нит.т К1^1й.ч т Ноля Коп#. 1992 Р. 160.



Глава XIV Права человека н международное право



югся для толкования внутригосударственных законов, относя­щихся к правам человека. На них постоянно ссылаются суды этих стран. В ряде постановлений Конституционного Суда Рос­сии также содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав] человека в обоснование вынесенных решений.

Большинство государств рассматривают Декларацию как документ, содержащий обычные нормы международного права, подавляющее большинство которых стали "]и5 со^епз". Такое понимание Декларации особенно важно в связи с тем, что ряд стран (Куба, Китай, Индонезия, Пакистан, Саудовская Аравия и др.) не являются участниками ни Пактатэ гражданских и поли­тических правах, ни Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они обязаны руководствоваться положе­ниями Всеобщей декларации прав человека.

Приняв Всеобщую декларацию, Генеральная Ассамблея поручила Комиссии по правам человека через Экономический и Социальный Совет разработать единый пакт, охватывающий широкий перечень основных прав и свобод. На своей пятой сессии в 1951 г. Генеральная Ассамблея, рассмотрев первые 18 статей Пакта, содержащих только гражданские и полити­ческие права, приняла резолюцию 421 (V), в которой постано­вила "включить в Пакт о правах человека права экономичес­кие, социальные и права в области культуры". Генеральная Ас­самблея особо подчеркнула, что гражданские, политические и социально-экономические права тесно связаны между собой и что индивид, лишенный каких-либо из этих прав, "не является более той личностью, которую Всеобщая декларация рассмат­ривает в качестве идеала свободного человека".

Однако США настаивали на том, чтобы Пакт был ограни­чен исключительно гражданскими и политическими правами. "США, — отмечал видный американский государственный де­ятель Джеймс Грин, — трудно будет принять договор, содер­жащий экономические, социальные и культурные права, посколь­ку они выходят за рамки прав, содержащихся в Конституции Соединенных Штатов Америки"'. США при поддержке ряда других делегаций удалось добиться того, что Генеральная Ас­самблея в 1952 г. пересмотрела свое решение и приняла резо­люцию о подготовке вместо одного двух Пактов о правах чсло-



См Сгссп }.Р. ТЬс

ЫаЬопч апс! Ншпап

№а->Ь , 1956 Р 40.

§ 2 Устав ООН и Международный Билль о правах человека 473

^ века — Пакта о гражданских и политических правах и Пакта v* об экономических, социальных и культурных правах (резолю­ция 543 (VI) от 5 февраля 1952 г.).

'• После этого решения Организация Объединенных Наций
еще в течение многих лег обсуждала отдельные положения
;, Пактов и лишь 16 декабря 1966 г. одобрила оба соглашения
; (резолюция 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г.).

Таким образом, Международные Пакты о правах человека готовились Организацией Объединенных Наций свыше двад-„( цаги лет. Как и при разработке Всеобщей декларации, в про-ь цсссе их обсуждения ярко выявились разногласия между госу-». дарствами, принадлежащими к различным социально-экоиоми-» ческим системам.

^ Не все из предложенных прав получили закрепление в
| Пактах. Так, в связи с резким сопротивлением Советского Со-
] юза и других социалистических стран из Пактов было изъято
какое-либо упоминание о праве каждого владеть собственнос-
} тыо и о запрещении насильственного и произвольного лише-
[ ния этого права1. С другой стороны, США, опираясь на свою
Конституцию, пытались не допустить распространения обсуж-
1 даемых документов на всю территорию страны. Они исходили
I из того, что федеративное государство не может гарантировать
$ осуществление прав и свобод, закрепленных в Пактах, на тер-
|, ритории всех ее составляющих частей. Однако большинством
| голосов членов ООН в ст. 28 Пакта об экономических, соци-
^| альпых и культурных нравах и в ст. 50 Пакта о гражданских и
I* политических правах были включены положения о том, что
I Пакты "распространяются па все части федеративных государств
,|\ без каких-либо ограничений и изъятий". Принимая такое ре­
шение, государства исходили из универсальности основных прав
и свобод человека и одинакового объема обязательств, которые
должны брать на себя государства, независимо от того, являют­
ся ли они федеративными или унитарными.

щ, Советский Союз еще в 1973 г. ратифицировал оба Пакта о
правах человека, хотя и не выполнял их на практике, а в 1991 г ,
накануне своего распада, стал участником первого Факульта­
тивного Протокола к Пакту о гражданских и политических

1 ОЛкла! КесогсК о{ 1Ьс Оепега! АььетЫу Теп1Ь Зсьыоп Аппех А^еш1а ]1ет 28 Раг1 II С1ыр VIII Р. 195-212



Глава XIV. Права человека и мем<дународное право



правах. Россия как правопрсемшща СССР взяла на себя обя­зательство соблюдать все международные договоры бывшего Союза. Конституция РФ 1993 г. признала естественный ха­рактер прав человека, закрепив положение о том, что "основ­ные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ч. 2 ст. 17). Конституция закрепила также практически весь комплекс прав и свобод человека, со­держащихся во Всеобщей декларации и в обоих Пактах о пра­вах человека.

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Экономические, социальные "и культурные права сравни­тельно недавно стали провозглашаться и закрепляться зако­нодательством различных стран мира и международными до­кументами. Законодательные акты и конституции, принятые в XVIII —XIX вв., содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права в тот период рассматривались как побочный продукт их разви­тия. Лишь с начала XX в. в конституциях ряда государств все больший упор делается па социалыю-эконо'мичсское пра­во. К таким документам относятся Веймарская Конституция Германии 1919 г., Конституция Испанской Республики 1931 г., Конституция СССР 1936 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.

В начале XX в. заключаются и первые международные соглашения в этой области, регулирующие главным образом трудовые отношения. К ним прежде всего следует отнести Ста­тут Лиги Наций, а также конвенции, принятые в рамках Меж­дународной Организации Труда (МОТ).

С принятием Устава ООН, а затем Всеобщей декларации прав человека начинается качественно новый этап в междуна-1 родно-правовой регламентации этих прав. Конкретный их пс-1 рсчень в Пакте об экономических, социальных и культурных! правах начинается с провозглашения права на труд (ст. 6),| права каждого на благоприятные ц справедливые условия тру-. \ да (ст. 7), права на социальное обеспечение, включая социаль­ное страхование (ст. 9), права каждого на достойный уровень жизни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.

В процессе разработки Пакта выявилось отрицательное отношение многих западных стран к социально-экономическим



§ 2 Устав ООН и Международны]'! Билль о правах человека



( |

правам. Это выразилось, в частности, в положениях Пакта, от­носящихся к его имплементации.

Статья 2 Пакта о гражданских и политических правах обя­зывает государства немедленно после ратификации предоста­вить эти права всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. В то же время ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в макси мольных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, вклю­чая, в частности, принятие законодательных мер" (курсив мой. — Авт.).

Некоторые ученые, анализируя эту статью Пакта, пытались доказать, что данный документ не устанавливает юридических обязательств для государств-участников, а только формулиру­ет стандарты, к достижению которых они должны стремиться1. Они утверждали, что социально-экономические права могут быть осуществлены только в течение длительного времени путем принятия программы действий2.

Совершенно очевидно, что только менее развитые страны в силу низкого уровня экономического развития и недостатка средств могут ссылаться на эту статью для установления при­оритетов в постепенном предоставлении и обеспечении тех или иных прав, закрепленных в Пакте. Развитые же страны с ры­ночной экономикой не могут говорить о недостатке ресурсов для обеспечения всех лиц, находящихся под их юрисдикцией, экономическими, социальными и культурными правами.

Не случайно при разработке Пакта не получило поддерж­ки предложение США заменить формулировку "в пределах имеющихся ресурсов" словами "в пределах ресурсов, которые могут быть использованы в этих целях". Оно было отвергнуто на том основании, что государства-участники должны предпри­нимать все возможные меры для осуществления социально-эко­номических и культурных прав1.

1 См. КоЬсг1юпА. Ншпап К1#Ыч т 1Ье \Уог1с1 МапсЬЫсг, 1972. Р 35.

2 См.. ТтЪсЪ О. Есопотлс, 5ос1а1 <шс1 СиКига! Кл^М.ч т 1Ьс Т1пгс1 \Уог1с1: Ншпап К1,цЫ.ч апс! Ншпап Месс1ь Рю^гатч // Ншпап К1^1)1х ш 1п1егпа(;1опа1 Ьа\у Ьсяа! апс! РоЬсу Ькиск. ОхЬгс!, 1984 Уо! 1 Р 205-271. 11Ьк1. Р. 25.



Глава XIV. Права- человека и международное право



Тем не менее долгие годы некоторые западные страны от­рицали юридическую обязательность положении Пакта об эко­номических, социальных и культурных правах. В 1986 г. госу­дарственный департамент США направил ноту своим дипло­матическим и консульским представителям за рубежом, в кото­рой предложил им исключить из представляемых ежегодно док­ладов о правах человека в странах пребывания раздел, озаглав­ленный "Экономическая, социальная и культурная ситуация". В этой ноте, в частности, отмечалось, что США "придерживают­ся взгляда", согласно которому экономические и социальные права являются пожеланиями, а не юридическими обязатель­ствами. Поэтому они не включаются в понятие "международно признаваемые права человека"'.

В последние годы изменилась позиция как США, так и многих других стран. Они стали признавать юридическую обя­зательность положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В 1986 г. в Лимбургском университете (Голландия) со­брались ведущие эксперты из различных стран мира для рас­смотрения вопроса о природе и степени юридических обяза­тельств, взятых государствами — участниками Пакта об эко­номических, социальных и культурных правах. Они пришли к следующим основным выводам:

1. Все права и свободы человека, включая социально-эко­номические права, неразделимы и взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства-участники должны незамедлительно предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административ­ные, для осуществления прав, закрепленных в этом международ­ном договоре. Более того, должно быть предусмотрено право каж­дого на судебную защиту социально-экономических прав.

3. Государства — участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить социально-эко­номические и культурные права для всех, хотя бы в минималь­ной степени2.



1 51а«Л1к о( и. 5. Ншпап КщЬЬя РоНсу. ШахЬ., 1987. Р. 38-39.

- См.: ТЬе Ытоиг^ РгшсГр1с8 т (;Ье 1тр1етеп1а<лоп оГ 1Ьс 1п1сгпаиола1

Ншпап
; <2иаг1ег1у.

СоуепапЬ он Есошмтис, 5<><ла1 апс! Си11ига1 1987. Уо1. 9. № 2. Р. 122-135.


471

§ 2. Устав ООН и Международный Билль о правах человека



Новым подход нашел отражение в Итоговом документе Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 г.

Обязательным характер социально-экономических прав отмечается во многих документах ООН. Как справедливо под­черкивается, например, в исследовании ООН об осуществлении экономических, социальных и культурных прав, "Пакт пред­ставляет собой непосредственную основу для действий на меж­дународном и региональном уровнях, а также для проведения странами его норм в жизнь. Его единственным недостатком является то, что в большинстве менее развитых стран его поло­жения могут претворяться и жизнь лишь постепенно, в зависи­мости от их уровня развития, наличия ресурсов и размеров на­селения"1. Только отдельные права, перечисленные в Пакте, например право каждого создавать профессиональные союзы и вступать в них, не зависят от уровня экономического разви­тия страны и должны быть предоставлены немедленно. Пакт не просто содержит пожелания или рекомендации декларативно­го характера, но предусматривает конкретные обязательства го­сударств-участников.

Сейчас практически всеобщее признание со стороны госу­дарств — членов ООН получило положение Пакта о том, что "идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться свои­ми экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами" (пре­амбула).

Некоторые ученые, признавая обязательный характер Пакта, утверждают, что эти права неосуществимы, а сам Пакт за годы, прошедшие после его принятия, устарел2.

Нельзя не согласиться с тем, что результаты, достигнутые международным сообществом на пути осуществления социаль­но-экономических прав, менее впечатляющи, чем в области реа­лизации гражданских и политических прав. Кроме США и За­падной Европы экономический прогресс в мире в последние

1 Оос. Ш Е/СЫ 4/1 108/АсУ 5/ рага .56.

* См.: Тоттс/н/С С/1. Ор Ы. Р. 566 — 567. ///</</»« К. ТЪе Еигореап солусп-

Ыол он Ншпап К1^Ы.ч / Питан Ш^Ы.ч т 1п(;сгла1шла1 Ьаш: Ьс^а! апс! РоМсу Ьхиск. ОхЬгс!, 1984. Уо1. 2. Р. 497.

478 Глава XIV. Права человека и международное право

годы был незначительным. Четыре азиатских "дракона" (Юж­ная Корея, Гонконг, Тайвань п Сингапур) — скорее исключе­ние, чем правило, хотя нельзя отрицать динамизм развития та­ких стран, как Бразилия и Мексика в Латинской Америке, Ни­герия в Африке, Индия и Индонезия в Азии. По и там эконо­мический прогресс не является постоянным. Такие факторы, как хозяйственная нестабильность, рост численности населения, бремя задолженности и другие, препятствуют повсеместному обеспечению социально-экономических прав. Тем не менее в многочисленных исследованиях, проведенных ООН, делается вывод, что эти права юридически обязательны и экономически осуществимы, п для их реализации государства должны разра­ботать соответствующие планы и предпринять конкретные меры'.

Отрицательное отношение многих стран к социально-эко­номическим правам в процессе разработки Пактов привело к тому, что создание разветвленной системы международного кон­трольного механизма было предусмотрено только применитель­но к Пакту о гражданских и политических правах.

Согласно Пакту об экономических, социальных и культур­ных правах, государства-участники должны представлять толь­ко доклады "о принимаемых ими мерах и о прогрессе па пути к достижению нрав, признаваемых в этом Пакте, на рассмотрение Экономического и Социального Совета ООН" (ст. 16). Одна­ко в этом международном договоре не было предусмотрено создание какого-либо специального органа для обсуждения докладов государств.

ЭКОСОС в 1976 г. учредил специальную Рабочую груп­пу для рассмотрения таких докладов. В 1985 г. без внесения каких-либо поправок в Пакт было принято решение учредить вместо Рабочей группы Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, который и рассматривает теперь докла­ды государств-у части] 1ков.

Сейчас предлагается, чтобы Комитет обсуждал н жалобы государств друг на друга о невыполнении ими обязательств, взятых по Пакту, а также петиции отдельных лиц о нарушении

1 См., например: Право па достаточное питание как одно из прав человека! Нью-Йорк. ООП. 1989.

^ 2. Устав ООП и Международный Билль о правах человека • 479

их прав. Этот вопрос в течение ряда лет рассматривался в Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и за­щите меньшинств при обсуждении вопроса о реализации эко­номических, социальных и культурных прав. Специальный док­ладчик Подкомиссии по этому вопросу Д. Турк в своем окон­чательном, четвертом, докладе, представленном в 1992 г., пред­ложил разработать и принять Дополнительный протокол к Пакту для решения этого вопроса1.

В настоящее время такой Протокол разработан, и обсуждает­ся вопрос о его принятии Организацией Объединенных Наций.

3) Международный пакт о гражданских и политических правах.

Международный пакт о гражданских и политических пра­вах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., содержит широкий перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, "находившимся в пределах его терри­тории и под его юрисдикцией", без каких-либо различий (п. 1 ст. 2). В этих целях участники Пакта взяли па себя обязатель­ство принять законодательные и другие меры в соответствии со своими конституционными процедурами, "которые могут ока­заться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте" (п. 2 ст. 2). "Все люди, — подчеркивается в Пак­те, — равны перед законом и имеют право без всякой дискри­минации на равную защиту закона" (ст. 26). В Пакте специ­ально признается право лиц, принадлежащих к этническим, ре­лигиозным и языковым меньшинствам, пользоваться "своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком" (ст. 27).

Ряд положений Пакта касается вопросов, которые регули­руются также в Пакте об экономических, социальных н куль­турных правах. Это право каждого человека па свободу ассо­циации с другими, включая право создавать профсоюзы н всту­пать в них (ст. 22), а также ст. 23 и 24 о семье, браке и детях, провозгласившие равенство прав н обязанностей супругов и право каждого ребенка "на такие меры защиты, которые требу­ются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества н государства".

Оос. им Е/СМ. 4/5иЬ2/1992/1Ь.



Устав ООН и Международный Билль о правах человека - student2.ru

Глава XIV. Права человека и международное право



Третья часть Пакта (ст. 6 — 27) содержит конкретный пе­речень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право па жизнь (ст. 6), зап­рещение пыток (ст. 7), рабства, работорговли и прппудителы 10-го труда (ст. 8), право каждого на свободу и личную неприкос­новенность (ст. 9), право каждого покидать свою страну и воз­вращаться обратно (ст. 12), равенство всех лиц перед судами и трибуналами (ст. 14), право на свободу мысли, совести и рели­гии (ст. 18) и другие. Среди пол

Наши рекомендации