Защита прав и свобод граждан при применении мер административного принуждения

Одной из актуальных проблем является совершенствова-|ш!С механизма охраны прав и свобод при осуществлении орга-|нами исполнительной власти мер административного принуж­дения. Согласно КоАП РСФСР никто не может быть подверг-шут мере воздействия в связи с административным правоиару-(шсннем иначе, как на основании и в порядке, установленном законодательством. По закону меры такого воздействия могут 5ыть применены только уполномоченным на то органом или должностным лицом. Поэтому в Кодексе перечислены эти органы |и лица, определена подведомственность им дел об администра­тивных правонарушениях.

Уполномоченный законом орган или должностное лицо зправе применить лишь ту меру взыскания, которая входит в сруг его полномочий (компетенцию). Сошлемся в качестве тримсра на подведомственность дел об административных пра­вонарушениях органам внутренних дел (милиции). В Кодексе крсчислены составы проступков, предусмотренные соответствую-

СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3605.



Глава XII. Административно-правовые формы защиты



щими статьями Особенной части Кодекса, дела о которых впра­ве рассматривать органы внутренних дел. Закон устанавливает перечень должностных лиц, которым предоставлено право рас­сматривать дела и налагать взыскания. Таким образом, долж­ностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное законом осуществлять административную юрисдикцию, может и долж­но рассматривать лишь дела, отнесенные законом к его подве­домственности, и тем самым действовать в пределах своей ком­петенции, в точном соответствии с требованием закона.

В целях охраны прав и свобод человека и гражданина пре­дусмотрены определенные административно-правовые гарантии соблюдения законности при применении мер административ­ного воздействия. Установлена обязанность вышестоящего (в порядке подчиненности) органа (должностного лица) контро­лировать деятельность подчиненных им органов и лиц, уполно­моченных применять меры административной ответственности. В порядке контроля могут быть приняты оперативные меры по исправлению допущенной ошибки и восстановлению права или законного интереса лица, неправомерно привлеченного к ответ­ственности1.

Гражданин может обжаловать примененные к нему меры административного принуждения в вышестоящий в порядке под­чиненности орган (должностному лицу), который в установ­ленный срок обязан рассмотреть жалобу и вынести по ней ре­шение.

Федеральным законом установлено правило применения мер ответственности на основании законодательства, действу­ющего во время и по месту совершения правонарушения. Акты, смягчающие или отменяющие такую ответственность, имеют об­ратную силу. Акты, устанавливающие или усиливающие ответ­ственность, обратной силы не имеют. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании за­конодательства, действующего во время и но месту рассмотре­ния соответствующего дела.

Законодательство об административной ответственности предусматривает также комплекс требований, предъявляемых к органам исполнительной власти и их должностным лицам, осуществляющим административную юрисдикцию. Речь идет,

1 См. Комментарии к Кодексу РСФСР об административных правонаруше­ниях. М., 1998.



§ 2. Защита прав и свобод при административном принуждении



например, о порядке: составления протокола об администра­тивном правонарушении; рассмотрения дела; принятия соот­ветствующего постановления; его обжалования. В то же время Закон определяет права лица, привлекаемого к ответственнос­ти, нрава потерпевшего и других участников производства по делу. В частности, лицо, привлекаемое к административной от­ветственности, вправе знакомиться с материалами дела, пред­ставлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника; выступать на родном языке и в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика, наконец, обжаловать постановление.

Дело об административном правонарушении рассматрива­ется на началах равенства перед законом всех граждан незави­симо от происхождения, социального и имущественного поло­жения, расовой и национальной принадлежности, пола, образо­вания, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Это равенство означает, что в отношении всех граждан применяются одни и тс же материальные законы и процессу­альные правила: нормы о понятии административного проступка, об обстоятельствах, исключающих возможность привлечения к ответственности, принципах назначения взыскания, порядке рассмотрения дела, исследования и оценки доказательств, вы­несения постановления, о порядке его обжалования и опротес­тования и др.

Конституционный принцип равенства граждан перед зако­ном и судом действует как в случаях, когда дела об админист­ративных правонарушениях уполномочен рассматривать суд (судья), так и при разбирательстве их другими органами адми­нистративной юрисдикции (органы внутренних дел, таможен­ные органы, органы охраны окружающей среды и др.).

Из равенства граждан перед законом вытекает и их равен­ство перед органом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. Поскольку при производ­стве по таким делам применяются единые для всех законы, ни для кого не могут быть созданы более благоприятные условия либо, напротив, установлены не предусмотренные законом огра­ничения.

Органы административной юрисдикции обязаны соблюдать такие основные принципы, как законность, обеспечение конститу-



Глава XII. Административно-правовые формы л.идпты



ЦИОШ1ЫХ гарантии неприкосновенности личности, охраны чести и достоинства человека и гражданина, обеспечения права па обжалование, принципы объективной истины, презумпции неви­новности и др.

Наши рекомендации