Законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной

Власти

Эффективная защита прав и свобод граждан в сфере ис­полнительной власти, учитывая многообразие правовых отно­шений в этой сфере, требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и корреспондирующих им обязанное-

Законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной - student2.ru



Глава XII. Административно-правовые формы защиты



тей соответствующих государственных органов. Роль регуля­тора в данной сфере должен выполнять закон. Главное требо­вание, предъявляемое к любому закону, — его полное соответ­ствие нормам Конституции Российской Федерации. Не мень­шее значение имеет и то обстоятельство, что, как правило, уста­новление обязанностей граждан в сфере исполнительной влас­ти должно определяться федеральным законом.

Статья 71 Конституции РФ (пункт "в") указывает, что в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. В ст. 55 Консти­туции РФ установлено, что права и свободы человека и гражда­нина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ консти­туционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства.

Законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина в ряде случаев требует дальнейшей конкретизации и детализации в нормативных правовых актах органов испол­нительной власти. Этими актами, как правило, регламентирует­ся компетенция тех или иных органов управления, определя­ются их взаимоотношения с гражданами1.

Так, Федеральный конституционный закон "О Правитель­стве Российской Федерации"2 указывает на основные направ­ления деятельности высшего органа исполнительной власти в сфере охраны прав и свобод человека: Правительство РФ реа­лизует конституционные права граждан в области социального обеспечения, принимает меры ло реализации трудовых прав граждан, прав граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; осуществляет меры по обеспечению безо­пасности личности, по обеспечению законности, прав и свобод граждан; по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью.

Вместе с тем в других федеральных законах и подзакон­ных нормативных правовых актах определяются обязанности

' Напомним, что согласно требованиям ст. 15 Конституции любые нормативные

правовые акты, штригнвающис права н свободы человека и гражданина, не

могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего

сведения.

2 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

§ 1. Защита прав н свобод в сфере исполнительной власти 381

органов исполнительной власти обеспечивать реализацию кон­ституционных прав граждан. Рассмотрим эти обязанности.

1. Статья 32 Конституции РФ провозглашает право граж­дан Российской Федерации участвовать в управлении государ­ством, в том числе право на равный доступ к государственной службе. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации"1 конкретизи­ровал это право, указав па обеспечение равного доступа граж­дан России к государственной службе в соответствии со спо­собностями н профессиональной подготовкой, и что при по­ступлении на государственную службу, при ее прохождении запрещено устанавливать какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения или преимущества в зависимости от! пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен-} ного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным законом (ст. 21).

Определяя принципы государственной службы и обязанное-, тп государственных служащих, данный Закон подчеркивает не­обходимость признавать, соблюдать и защищать права и свободы [ человека и гражданина. Далее в Законе указано, что государствен­ный служащий в пределах своих должностных обязанностей дол­жен своевременно рассматривать обращения граждан и обще­ственных объединений и принимать по ним решения в порядке, установленном законами РФ и субъектов РФ (ст. 10).

Государственный служащий обязан также строго соблю­дать исполнительную дисциплину, в том числе установленные законом процедуры реализации прав граждан2.

2. Конституция РФ в ст. 30 закрепляет право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные со-|/ юзы. Это право нашло конкретизацию в федеральных законах от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях"-1, от 12 ян-

' СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990 [ 2 См.: Указ Президента РФ от 6 нюня 1996 г. "О мерах по укреплению Ь дисциплины в системе государственной службы" // СЗ РФ. 1996. № 24.

Ст. 2868.

1 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст 2231; 1998. № 30. Ст. 3608.



Глава XII. Административно-правовые формы защиты



варя 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гаран­тиях их деятельности'", от 28 июня 1995 г. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединении"2.

Общественные объединения создаются без предваритель­ного разрешения государственных органов, они свободны в оп­ределении своей внутренней структуры, самостоятельно прини­мают уставы, действуют па принципе добровольности и равно­правия. Членство в общественных объединениях не может слу­жить основанием для ограничения прав н свобод граждан, со­циальных, трудовых, политических прав, не препятствует про­движению па государственной службе и т. д. В то же время органы исполнительной власти, не вмешиваясь во внутренне-организационные дела общественного объединения, в соответ­ствии с полномочиями, предоставленными им законом, обязаны обеспечивать контроль за соблюдением этими объединениями законодательства, их уставных задач.

Органы исполнительной власти в этой связи осуществляют государственную регистрацию общественных объединении. Эту функцию выполняют органы юстиции: Министерство юстиции РФ — в отношении общероссийских и межрегиональных объе­динений, управления юстиции в субъектах РФ — в отношении региональных организаций. Причем закон не допускает отказа в регистрации общественного объединения по мотивам нецеле­сообразности его создания, устанавливает правила и сроки ре­гистрации, предусматривает судебный порядок обжалования отказа в регистрации. Определена также судебная процедура ликвидации общественного объединения в случае нарушения им конституционных требований, прав н свобод граждан, осу­ществления деятельности, противоречащей его уставным целям. [ Такая судебная процедура инициируется прокурором либо в| отдельных случаях — органом юстиции.

3. В статье 31 Конституции РФ гражданам РФ гарантиру-1 ется право на проведение публичных мероприятии — собра-' ннй, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Это право — одна из гарантий свободы мысли, слова, выражения убеждений п мнений, что является существенным признаком демократии.

1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

2 СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.

§ 1. Защита прав и снобод в сфере исполнительной власти 383

Органы исполнительной власти (местной администрации) при соблюдении инициаторами соответствующего мероприятия определенных условий (своевременное уведомление о намечен­ном публичном мероприятии, поданное в письменной форме в компетентный орган, соблюдение установленного порядка про­ведения этого мероприятия и т. п.) должны обеспечить реали­зацию этого нрава. Речь идет об обязанности рассмотреть уве­домление в установленный срок, обеспечить охрану и соблюде­ние общественного порядка.

Все эти меры отражены в Указе Президента РФ от 25 мая 1992 г. "О порядке организации п проведения митингов, улич­ных шествий, демонстраций и пикетирования"1. Следует так­же учесть, что действия местной администрации в связи с зап­рещением или иным ограничением публичного мероприятия могут быть обжалованы его инициаторами в суд в соответ­ствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решении, нарушающих права и свободы граж­дан"2.

4. Право каждого па свободу и личную неприкосновен­ность (ст. 22 Конституции РФ); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на тайну пере­писки (ст. 23); право па неприкосновенность жилища (ст. 25) означает одновременно закрепленную законом обязанность органов исполнительной власти осуществлять свои функции и полномочия с учетом гарантий перечисленных прав человека и гражданина. Так, орган исполнительной власти пе может при­менить административный арест (ст. 32 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). В административном порядке можно задержать гражданина на срок до трех часов (ст. 240 КоАП), личный досмотр, досмотр вещей и имущества возможны лишь в строго определенных случаях (ст. 242 КоАП). Характерно также, что Законами о милиции, о внутренних вой­сках, об оперативно-розыскной деятельности впервые в практи­ке российского законодательства подробно урегулированы ос­нования п порядок применения мер физического воздействия, специальных средств и оружия по отношению к лицам, нару­шающим правопорядок и совершающим правонарушения.

1 Ведомости РФ. 1992. № 22. Ст. 1216.

2 Ведомости РФ. 1993. № 19. Ст. 685; 1995. № 51. Ст. 4970.



Глава XII. Административно-правовые формы защиты



В ст. 5 Закона о милиции подчеркивается, что милиции запре­щается прибегать к обращению, унижающему достоинство че­ловека, что всякое ограничение граждан в их правах п свобо­дах милицией допустимо лишь на основаниях п в порядке, пря­мо предусмотренных законом.

Милиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и сво­боды граждан, собственность от преступных и иных противо­правных посягательств (ст. 1). Особое внимание законода­тель уделил формулированию обязанностей милиции (в сг. 10 Закона из 2Л пунктов, определяющих перечень этих обя­занностей, 12 имеют непосредственное отношение к решению вопросов, связанных с нравами и законными интересами граж­дан). Речь идет о таких обязанностях, как оказание помощи гражданам, пострадавшим от противоправных действий и не­счастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для здоровья и жизни; принятие и регистрация заявлений и сообщений о преступных п иных событиях, угрожающих личной безопасности; учет и регист­рация автотранспортных средств; принятие при чрезвычай­ных событиях мер но спасению людей; обеспечение сохран­ности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей.

В Законе о милиции подробно изложены права милиции по отношению к гражданам (ст. 11), в том числе право требо­вать прекращения противоправных деяний, проверять доку­менты, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать гражданина в совершенном преступле­нии или административном проступке; составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять адми­нистративное задержание; временно запрещать или ограничи­вать движение пешеходов и транспорта. Специальный раздел Закона определяет условия и пределы применения милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного ору­жия.

Основания и порядок вторжения правоохранительных органов исполнительной власти в личную жизнь человека (име­ются в виду специфические методы наблюдения, контроль по­чтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных пере­говоров, применение аудиозаписи, кино-фотосъемок и т. п.)

§ 1 З.пцмга прав и свобод и сфере исполнительной власти 385

регламентируются федеральными законами "Об оперативпо-ро.шскной деятельности"1, "О почтовой связи"2. Так, законное проникновение в жилище возможно в двух ситуациях: а) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (стихийных бедствиях, взрывах обвалах, авариях водопровода и др.); б) при защите правопорядка.

Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 8) предусматривает, что ограничение прав граждан на неприкос­новенность жилища допускается па основании судебного ре­шения н при наличии информации: 1) о подготавливаемом совершаемом или совершенном противоправном деянии; 2) б лицах, связанных с таким деянием; 3) о событиях пли дей­ствиях, создающих угрозу государственной, военной, экономи­ческой или экологической безопасности Российской Федера­ции.

Статья 9 указанного выше Закона предусматривает ос­нования и порядок судебного рассмотрения материалов об ог­раничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятии, в частности, ограничении прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных п иных сообщений. Указанные мате­риалы рассматриваются судье]'! единолично п незамедлитель­но. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материа-, лов.

Закон запрещает также разглашать сведения, которые зат-1 рагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семей­ную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали извес­тными в процессе проведения оперативно-розыскных меро­приятий, без согласия граждан, за исключением случаев, пре­дусмотренных федеральными законами (ст. 5).

В Федеральном законе от 5 июля 1995 г. "О почтовой связи" установлено, что задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, прослушива­ние телефонных переговоров и ознакомление с сообщениями электросвязи, а также иные ограничения тайны связи допуска­ются только на основании судебного решения.

1 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 1997. № 29. Ст. 3502, 1998. № 30. Ст. 3613.

2 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3334.



Глава XII. Адмшшстратппно-пргшовыс формы защиты



Тайны такого рода могут стать известными государствен­ным органам, должностным и иным липам не только в связи с расследованием дела, но и с медицинским обследованием чело­века, сбором и храпением информации о личной жизни. Поэто­му Федеральны]"! закон от 22 февраля 1995 г. "Об органах федеральной службы безопасности"1 предусматривает, что по­лученные в процессе деятельности органов службы сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство граждани­на или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться органами государственной безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключе­нием случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 6). Закон "О милиции" установил, что милиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни граждани­на, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудия не требуют иного (ст. 5).

В Основах законодательства РФ об охране здоровья насе­ления установлено, что информация о факте обращения за ме­дицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его болезни и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передава­емых им сведений. Лица, виновные в разглашении врачебной тайны, с учетом причиненного гражданину ущерба несут дис­циплинарную, административную или уголовную ответствен­ность2.

Наряду с этим в Основах определены случаи, когда воз­можно предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.

В ст. 9 Закона РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"' отмечает­ся, что сведения о наличии у гражданина психического рас­стройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом.

1 СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1269.

2 Ведомости РФ. 1993. № 33. Ст. 1318. 'Там же. 1992. № 33. Ст. 1913.



§ 1. Защита прав и свобод в сфере исполнительной власти



5. Статья 27 Конституции РФ гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, пра­во свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жи­тельства. Реализация этого права обусловливает наличие кон­кретных обязанностей у соответствующих органов исполнитель-нон власти. Они предусматриваются Законом РФ от 25 июня! 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в преде­лах Российской Федерации"'. Установлены основные правила регистрации граждан, которые существенно отличаются от ра­нее действующей системы прописки. Прп этом Закон учитыва­ет необходимость защиты прав гражданина от возможных не­законных действии административных органов, а именно огра­ничивает перечень документов, необходимых для регистрации но месту жительства, исчерпывающе определяет случаи, когда гражданин снимается с такой регистрации.

Законом также исчерпывающе определены основания, ог­раничивающие права граждан на свободу передвижения, вы­бор места жительства и места пребывания. Исходя из между­народно-правовых норм и действующего законодательства Рос­сийской Федерации, определено, что такие ограничения могут иметь место в пограничной полосе, в закрытых военных город­ках, в закрытых административно-территориальных образова­ниях (в целях охраны государственной безопасности); на тер­риториях, где введено чрезвычайное или военное положение (в целях обеспечения общественного порядка); в зонах эколо­гического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекци­онных и массовых неинфекционных заболеваний и отравле­ний людей введены особые условия и режимы проживания и хозяйственной деятельности (в интересах охраны здоровья людей).

Законом предусмотрена судебная защита права па свобо­ду передвижения, выбор места пребывания и места жительства, а также возможность обжаловать действия пли бездействие государственных органов и иных лиц, нарушающих нрава граж­данина, по административной линии.

Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.



Глава XII. Административно-правовые формы защиты!



Охране прав граждан был призван способствовать Указ Президента РФ "Об основном документе, удостоверяющем лич­ность гражданина Российской Федерации па территории Рос­сийской Федерации"', а также Указ Президента РФ "Об ос­новных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации"2. Во исполнение этих Указов Правительством РФ утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации5, образцы и описания бланков основных документов, удостоверя­ющих личность гражданина за пределами России (паспорта гражданина РФ, дипломатического паспорта, служебного пас­порта и паспорта моряка)1.

Административно-правовые формы защиты права граждан РФ на выезд из России и въезд в страну определены в Фсде1 ралыюм законе от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда на Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию""'! В нем установлены конкретные правила и требования, адресе ванные как к органам государственной власти, так и к гражда| нам России и лицам, не имеющим российского гражданства.

Этот Закон, следуя нормам ст. 27 Конституции, установил по­рядок оформления и выдачи документов для выезда из страны и въезда в нес граждан РФ, иностранных граждан и лиц без граж­данства, а также порядок транзитного проезда иностранных граж­дан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации.

Закон от 15 августа 1996 г. (ст. 15) содержит перечень оснований, ограничивающих право гражданина па выезд из России. Эти основания рассматриваются как временные, кото­рые отпадают при совершении определенных действий или ис­течении определенного срока. Во всех случаях орган внутрен­них дел обязан письменно уведомить гражданина РФ, на ка­ком основании и на какой срок ограничен его выезд, а также наименование организации, принявшей решение (ст. 16).

Так, не разрешается выезд лицу, задержанному по подозре­нию в совершении преступления либо привлеченному в каче­стве обвиняемого, — до вынесения решения по делу или вступ­ления в законную силу приговора суда (п. 3 ст. 15). Равным

1 СЗ РФ. 1997 №11. Ст. 1301.

1 СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5914

1 СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444

4 СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1435.

' СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 1998. № 30. Ст. 3606.

§ 1. Защита прав и свобод в сфере исполнительной власти 389

образом это относится к лицу, осужденному за совершенное преступление, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания (и. 4 ст. 15). Выезд лица может быть временно ограничен в связи с тем, что оно уклоняется от исполнения обязательств, наложенных па него судом, — до исполнения обязательств или до достижения согласия сторона­ми (п. 5 ст. 15). В качестве одного из оснований Закон устано­вил также призыв па военную или направление на альтерна­тивную гражданскую службу. Здесь временной ограничитель — окончание срока соответствующего вида службы (п. 2 ст. 15). На это время паспорт призывника подлежит передаче на хра­нение в государственный орган, выдавший паспорт (ст. 18).

Следует отметить, чго в связи с постановлением Конститу­ционного Суда РФ о признании не соответствующими Консти­туции РФ положений частей первой и третьей статьи 8 упомяну­того Закона, Президент РФ издал Указ от 4 мая 1998 г. "О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации"'.

Законом также предусмотрено, что должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина на выезд или въезд в Российскую Федерацию, несут материальную или иную ответ­ственность за причиненный гражданину своими решениями, дей­ствиями (бездействием) ущерб в порядке, установленном зако­ном, т. е. гражданским, уголовным законом, законодательством об административной и дисциплинарной ответственности.

В целях реализации прав граждан, предусмотренных Фе­деральным законом от 15 августа 1996 г., постановлением Пра­вительства РФ утверждено Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничением их права на выезд из Рос­сийской Федерации2. Комиссия, состав которой утверждается Правительством, рассматривает жалобы граждан об ограниче­нии права на выезд из России по причине их осведомленности в "сведениях особой важности и совершенно секретных сведе­ниях". В пределах своей компетенции Комиссия принимает ре­шения, обязательные для государственных органов и организа­ций. При выявлении случаев необоснованного ущемления прав и законных интересов, граждан Комиссия вправе передавать

1 СЗ РФ. 1998. № 18 Ст. 2021 1 СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1438.

390 Глава XII. Административно-правовые формы защиты

материалы в органы прокуратуры. Решение Комиссии прини­мается открытым голосованием и должно быть сообщено граж­данину в письменной форме, как правило, не позднее чем в ме­сячный срок со дня поступления жалобы.

6. Статья 29 Конституции РФ провозглашает право граж­дан передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Права граждан и обязанности органов исполнительной власти в этой сфере регламентированы Законом РФ от 27 де­кабря 1991 г. "О средствах массовой информации"1. Речь идет прежде всего о запрещении цензуры, об обязанностях государ­ственных органов- и их должностных лиц представлять сведе­ния о своей деятельности средствам массовой информации но запросам редакций, а также путем рассылки справочных и ста-тистических материалов и в иных формах.

В соответствии с законодательством РФ средства массо­вой информации могут публиковать сведения о фактах нару­шения прав и свобод человека и гражданина, о фактах наруше­ния законности органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а эти органы и лица не имеют права засекречивать такие факты-.

Следует в этой связи отметить и Указ Президента РФ от 10 января 1994 г. "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию", где установлено, что деятельность государствен­ных органов и их должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, которые выражаются в: 1) доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы; 2) систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; 3) осуществлении гражданами контро­ля за деятельностью государственных органов и их должност­ных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблю­дением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.

7. Защита прав гражданина РФ находит определенное от­ражение в принятых в 1998 г. Федеральном законе "О воинс­кой обязанности и военной службе"' и "О статусе военно­служащих'4. В Законе о воинской обязанности и военной службе

1 Ведомости РФ 1992. № 7. Ст. 300

2 См.: ст. Закона РФ "О государственно» тайне" СЗ РФ. 1997. № 41. Ст 4673. 1 СЗ РФ 1998. № 13. Ст. 1475. 4 СЗ РФ. 1998 М> 22. Ст. 2331.

§ 1. Защита прав и свобод в сфере исполнительной власти 391

исчерпывающе перечислены основания освобождения от при­зыва па военную службу (ст. 23), что определяет обязанность органов военного управления строго следовать установлен­ным правилам и не превышать своих полномочий. Равным образом определены основания отсрочки от призыва на воен­ную службу.

В Законе о статусе военнослужащих содержится глава II "Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с во­енной службы, и членов пх семей". В ней указано, что военно­служащие находятся иод защитой государства, что оскорбле­ние военнослужащих, насилие п угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, чесгь, достоинство, иму­щество, жилище, а равно другие действия (бездействие), нару­шающие и ущемляющие их нрава, влекут ответственность по закону (ст. 5). В указанном Законе урегулированы (с учетом особенностей военной службы) право военнослужащего на сво­боду передвижения, па свободу слова, на свободу совести и вероисповедания, право на труд, на отдых, на денежное доволь­ствие, продовольственное и вещевое обеспечение, право на жи­лище, на охрану здоровья, право собственности и льготы по налогам, право на возмещение вреда, а также право на образо­вание, права и свободы в области культуры. Статья 21 закреп­ляет право военнослужащих обжаловать неправомерные дей­ствия и решения (бездействие) органон военного управления и командиров. Особо подчеркнуто, что военнослужащие име­ют право па защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральным зако­ном.

8. Значительная часть обязанностей органов исполнитель­ной власти в их взаимоотношении с гражданами связана с реа­лизацией предусмотренных Консгитуниеи социально-экономи­ческих прав: права частной собственности, в том числе на зем­лю; права на труд в надлежащих условиях; права на отдых, на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинское об­служивание, па благоприятную окружающую среду; право на образование, право на жилище.

Особое значение имеет законодательная регламентация сферы экономических отношений, обеспечение благоприятных условий для развития бизнеса, конкуренции, упорядочения эко-



Глаиа XII. Адмшшстратшшо-правсшыс формы .тащиты



помпческого оборота, защиты прав и законных интересов его участников. В этой связи ныне принимаются меры, которые должны осуществлять органы исполнительной власти по госу­дарственной регистрации юридических лиц, прав на недвижи­мость и сделок с пей, что создаст определенный механизм обес­печения законности, охраны прав граждан.

В условиях экономических реформ первостепенное значе­ние имеет охрана нрава собственности.

Реализация норм, содержащихся в ст. 8, 9, 35, 36, 37 Кон­ституции РФ, обусловила принятие не только новых федераль­ных законов (Гражданского кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, федеральных законов о некоммерческих организациях, о приватизации жилищного фонда, государствен­ных предприятий н организаций), но и ряда нормативных пра­вовых актов Президента РФ н Правительства РФ, определяю­щих обязанности соответствующих органов исполнительной власти. Тем самым было положено начало регулированию ме­ханизма административной защиты права собственности, в том числе одного из важных его компонентов — права частной собственности.

Таким образом государство призвано через механизм за­конодательной, исполнительной н судебной власти охранять экономические интересы граждан.

9. Государство в соответствии со ст. 7 Конституции РФ осуществляет единую социальную политику, обеспечивая реа­лизацию трудовых прав граждан, прав граждан на социальное обеспечение, на охрану здоровья, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по ре­ализации молодежной политики. Функции по проведению еди­ной государственной социальной политики Конституция РФ (ст. 114) и Федеральный конституционный закон "О Правитель­стве Российской Федерации" (ст. 16) возлагают на Правитель­ство РФ. Правительство в этой деятельности опирается на нормы ст. 37 Конституции, которая провозгласила право каждого сво­бодно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Правительство уделяет особое внимание реализации конституционной обязанности государ­ства — обеспечить, чтобы труд каждого осуществлялся в усло­виях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, чтобы

§ 1. Защита прав и свобод в сфере исполнительной власти 393

вознаграждение за него не было ниже установленного феде­ральным законом минимального размера оплаты труда, исклю­чало дискриминацию.

Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа улучшения условий п охраны труда па 1998 — 2000 годы (постановление от 10 ноября 1997 г. № 1409)'. В Программе дан анализ современного состояния условий и охраны труда в стране, определены цели, задачи п сроки реализации Программы, система мероприятий, в том числе но совершенствованию условий и охраны труда на произ­водстве.

В Программе социальных реформ на период 1996 — 2000 года Правительством РФ определены основные направ­ления реформирования оплаты труда: внедрение экономичес­ких методов, преимущественно через налоговое регулирование денежных доходов; использование механизмов социального партнерства; повышение уровня государственных гарантий минимальной оплаты труда; ужесточение ответственности за нарушения трудового законодательства.

В условиях рыночной экономики одной пз важнейших за­дач органов исполнительной власти является сокращение без­работицы, обеспечение занятости населения. Задачи этих орга­нов и административно-правовых форм их решения определе­ны Законом РФ "О занятости населения в Российской Федера­ции"2.

В федеральных целевых программах предусмотрены кон­кретные меры по поддержке предпринимательства (малого п среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности), орга­низации непрерывного образования в целях повышения качс-^гва рабочей силы, определены конкретные административные формы поддержки отдельных социальных групп населения (без­работных, вынужденных переселенцев п беженцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, граждан, уволенных с воен­ной службы, молодежи, женщин и др.)3.

1 СЗ РФ. 1997 № 46. Ст. 5317.

' Новая редакция лтого Закона утверждена в 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 17.

Ст 1915; 1998. № 30. Ст. 3613.

1 СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2357; 1997. № 28. Ст. 3441; 1998. № 33. Ст. 4005;

№ 7. Ст. 847.

394 Глава XII. Административно-правовые формы защиты

Правительство утвердило Порядок регистрации безработ­ных граждан, регулирующий последовательность регистрации безработных, обратившихся в органы занятости населения, и снятия их с регистрационного учета1.

Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1997 г. № 474 одобрена Программа переподготовки и обеспечения за­нятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас пли в отставку, граждан, уво­ленных с носимой службы, и членов их семей в местах их ком­пактного проживания.

В 1997 г. Правительством РФ утверждено Положение об организации общественных работ-.

Реализация нрава граждан па охрану здоровья также обус­ловливает широкий спектр административно-правового регу­лирования. Соответствующие нормы содерлсатся в законах Рос­сийской Федерации, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья населения и обеспечения его санитарио-эпидемиоло-гичсского благополучия'.

Органы исполнительной власти как на федеральном уров­не, так и па уровне субъектов РФ в соответствии с федераль­ными законами обязаны обеспечивать реализацию конституци­онных прав граждан к области социального обеспечения.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "Об основах
социального обслуживания населения в Российской Федера­
ции'4 возлагает на Правительство РФ утверждение стандартов,
определяющих объем и качество социальных услуг населению,
порядок и условия их оказания. Такие стандарты являются
обязательными для всех социальных служб независимо от форм
собственности на всей территории России. Правительство РФ
определяет порядок осуществления государстве)того контро­
ля и надзора за соблюдением стандартов социального обслу­
живания, и

1 СЗ РФ. 1997. ЛЛ> 17. Ст. 2009. ^

2 СЗ РФ. 1997. ЛЬ 29. Ст. 3533.

'См.: Основы законодательства об охране здоровья населения // ВВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; Закон РФ "О психиатрической помощи п гарантиях прав граждан при ее оказании" // ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913; Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов" // ВВС РФ. 1993. № 28. Ст. 1064; Закон РСФСР "О саннтарно-.шпдсмиологпчсском благополучии населения" // ВВС РСФСР. 1991. № 20. Ст. 462; 1998. № 30. Ст. 3613. 4 СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.



§ 2. Защита прав и свобод при административном принуждении



Значительное внимание Правительство уделяет реализа­ции федеральных законов, направленных на социальную под­держку отдельных групп населения, требующих особой заботы государства.

10. Па органы исполнительно]"! власти возложена обязан­ность реализовывать государственную политику в сфере охра­ны безопасности личности, осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, но борьбе с преступностью и другими правонарушениями. Это закреплено в положениях о "силовых" министерствах и федеральных службах (МВД, ФСБ, ФПС и др.), утвержденных Указами Президента РФ. Например, Министерство внутренних дел РФ разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо |от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности1.

Наши рекомендации