Экономические и еоцплльпые права 169
международным вопросам в области экономической н социальной жизни, культуры, образования, здравоохранения и т. п., готовить проекты конвенций но соотиетствующим вопросам, проводить международные конференции по проблемам, входящим в его компетенцию.
Однако международны]"! контроль в области защиты этой группы прав по сравнению с защитой гражданских и политических прав менее значителен. Он не включает в себя возможность подачи жалобы частными лицами. Согласно положениям Между парод! юго пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 16 — 25), государства обязаны представлять доклады о мерах, принятых ими в целях реализации положений Пакта, и о прогрессе, достигнутом в социально-экономической области, Генеральному секретарю ООН, который, в свою очередь, направляет их на рассмотрение в ЭКО-СОС и специализированным в данной области учреждениям. Такая процедура является практически единственной формой контроля за соблюдением социально-экономических прав граждан. Кроме того, контроль за исполнением социально-экономических прав н свобод сталкивается с особыми трудностями, связанными со сравнительно недавним развитием этой группы прав, с некоторой неопределенностью основополагающих дефиниций н гарантий, содержащихся в международно-правовых нормах по данным вопросам, с исконкрстностыо взятых на себя государствами международных обязательств в данной сфере.
В последнее время деятельность международных органов по контролю за соблюдением государствами своих обязательств в сфере основных экономических и социальных прав человека активизировалась. В рамках подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств была организована подготовка специальных докладов по таким вопросам, как право на питание, вопросы борьбы с бедностью, содействие реализации права на жилище и т. д. В 1985 г. создан Комитет ЭКОСОС по .экономическим, социальным и культурным нравам. Его реальная деятельность началась в 1987 г. Комитет является самостоятельным контрольным органом н уполномочен рассматривать доклады государств, принимать по ним общие заключения и сообщать об этом в ЭКОСОС.
170 Глава V. Структура прав человека и гражданина
Социально-экономические права, с одной стороны, обеспечивают соответствующую активность населения, его рыночную свободу, а с другой — предоставляют защиту от возможных рисков. И между этими аспектами нормативного регулирования ист противоречия. Ценности экономической свободы и равенства получают общественное признание и закрепление в единой системе неотъемлемых прав и свобод человека наряду с ценностями социальной справедливости, интеграции, взаимной ответственности государства и гражданина. Гарантии реализации социально-экономических прав являются важной предпосылкой стабильного существования правового государства в его демократической и социальной форме.
Культурные права
Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником! политического, духовного, социального и культурного прогресса.|*{ К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и др.
Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека н ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных н культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступ-, ность среднего, профессионально-технического и высшего об-| разования; свобода родителей выбирать школы для своих'де-| тей и обеспечивать религиозное н нравственное воспитание детей! в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица* п учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.
Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой
§ 8. Культурные права 171
личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена па предоставление всем равенства возможностей в получении образования "без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения но признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических пли иных убеждении, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения". Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.
Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 43 Конституции РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Принципы государственной политики Российской Федерации и государственные гарантии права граждан па образование определены также Федеральным законом от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в редакции Закона от 13 января 1996 г.), Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послеву-зовском профессиональном образовании".
Важной составляющем"! правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44 Конституции РФ. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных
^Р |
Глава V. Структура прав человека и гриждапш
правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".
Важнейшими правовыми актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.), федеральные законы от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных нравах", Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российское! Федерации и музеях в Российское! Федерации".
Содержание и гарантии осуществления культурных нрав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право па сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством п литературой всех пародов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению нрав па культуру и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.
Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации — ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы, является Комитет но конвенциям и рекомендациям. Комитет па каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.
§ ]. Основные признаки правового государства 173
Глава VI Права человека и правовое государство