Экономические и еоцплльпые права 169

международным вопросам в области экономической н социаль­ной жизни, культуры, образования, здравоохранения и т. п., го­товить проекты конвенций но соотиетствующим вопросам, про­водить международные конференции по проблемам, входящим в его компетенцию.

Однако международны]"! контроль в области защиты этой группы прав по сравнению с защитой гражданских и полити­ческих прав менее значителен. Он не включает в себя воз­можность подачи жалобы частными лицами. Согласно поло­жениям Между парод! юго пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 16 — 25), государства обязаны пред­ставлять доклады о мерах, принятых ими в целях реализации положений Пакта, и о прогрессе, достигнутом в социально-экономической области, Генеральному секретарю ООН, кото­рый, в свою очередь, направляет их на рассмотрение в ЭКО-СОС и специализированным в данной области учреждениям. Такая процедура является практически единственной формой контроля за соблюдением социально-экономических прав граждан. Кроме того, контроль за исполнением социально-эко­номических прав н свобод сталкивается с особыми трудно­стями, связанными со сравнительно недавним развитием этой группы прав, с некоторой неопределенностью основополагаю­щих дефиниций н гарантий, содержащихся в международно-правовых нормах по данным вопросам, с исконкрстностыо взятых на себя государствами международных обязательств в данной сфере.

В последнее время деятельность международных орга­нов по контролю за соблюдением государствами своих обя­зательств в сфере основных экономических и социальных прав человека активизировалась. В рамках подкомиссии по пре­дупреждению дискриминации и защите меньшинств была орга­низована подготовка специальных докладов по таким вопро­сам, как право на питание, вопросы борьбы с бедностью, со­действие реализации права на жилище и т. д. В 1985 г. со­здан Комитет ЭКОСОС по .экономическим, социальным и культурным нравам. Его реальная деятельность началась в 1987 г. Комитет является самостоятельным контрольным ор­ганом н уполномочен рассматривать доклады государств, при­нимать по ним общие заключения и сообщать об этом в ЭКОСОС.

170 Глава V. Структура прав человека и гражданина

Социально-экономические права, с одной стороны, обеспе­чивают соответствующую активность населения, его рыночную свободу, а с другой — предоставляют защиту от возможных рисков. И между этими аспектами нормативного регулирова­ния ист противоречия. Ценности экономической свободы и ра­венства получают общественное признание и закрепление в единой системе неотъемлемых прав и свобод человека наряду с ценностями социальной справедливости, интеграции, взаимной ответственности государства и гражданина. Гарантии реализа­ции социально-экономических прав являются важной предпо­сылкой стабильного существования правового государства в его демократической и социальной форме.

Культурные права

Культурные права гарантируют духовное развитие чело­века, помогают каждому индивиду стать полезным участником! политического, духовного, социального и культурного прогресса.|*{ К ним относятся: право на образование, право на доступ к куль­турным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического примене­ния и др.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека н ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных н культурных правах. В этих документах оговариваются ус­ловия полного осуществления права на образование: обяза­тельное и бесплатное начальное образование для всех; доступ-, ность среднего, профессионально-технического и высшего об-| разования; свобода родителей выбирать школы для своих'де-| тей и обеспечивать религиозное н нравственное воспитание детей! в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица* п учреждения имеют право создавать частные учебные заведе­ния и руководить ими только при условии соответствия обра­зования в них минимуму требований, установленных государ­ством.

Международно-правовые нормы устанавливают также при­оритетные цели образования: полное развитие человеческой

§ 8. Культурные права 171

личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам чело­века, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образо­вания направлена па предоставление всем равенства возмож­ностей в получении образования "без всякого различия, ис­ключения, ограничения или предпочтения но признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических пли иных убеж­дении, национального или социального происхождения, эконо­мического положения или рождения". Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступ­ным на основе полного равенства и в зависимости от способ­ностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заве­дениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение обра­зования; обеспечить подготовку к преподавательской профес­сии.

Международным стандартам в сфере образования соот­ветствуют положения ст. 43 Конституции РФ, которая гаранти­рует получение бесплатного основного общего и среднего про­фессионального образования в государственных или муници­пальных образовательных учреждениях и предприятиях. Прин­ципы государственной политики Российской Федерации и госу­дарственные гарантии права граждан па образование опреде­лены также Федеральным законом от 10 июля 1992 г. "Об об­разовании" (в редакции Закона от 13 января 1996 г.), Феде­ральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послеву-зовском профессиональном образовании".

Важной составляющем"! правового статуса личности являет­ся право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44 Конституции РФ. Свобода творчества включает в себя возможность защиты мо­ральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными тру­дами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Междуна­родного пакта об экономических, социальных и культурных



Глава V. Структура прав человека и гриждапш



правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необхо­димой для научных исследований и творческой деятельности".

Важнейшими правовыми актами, устанавливающими ре­альные правовые гарантии провозглашенных Конституцией сво­бод, являются Основы законодательства Российской Федера­ции о культуре (1992 г.), федеральные законы от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных нравах", Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российское! Федерации и музеях в Российское! Федера­ции".

Содержание и гарантии осуществления культурных нрав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каж­дого народа; одинаковое право па сохранение и развитие тра­диций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспече­ны доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством п литературой всех пародов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содей­ствовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению нрав па культуру и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обес­печивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.

Поощрение и защита культурных прав человека непосред­ственно входят в круг задач международной специализиро­ванной организации — ЮНЕСКО. Здесь главной действую­щей структурой, принимающей жалобы, является Комитет но конвенциям и рекомендациям. Комитет па каждой сессии пред­ставляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содер­жащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защи­та права на образование, права на использование научных дос­тижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.

§ ]. Основные признаки правового государства 173

Глава VI Права человека и правовое государство

Наши рекомендации