Основания освобождения от административной ответственности. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях
Выделяют следующие виды оснований освобождения от АО: – малозначительность; невменяемость лица; замена другим видом наказания; другие основания.
КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от АО в связи с малозначительностью правонарушения. Применяется только по усмотрению судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об адм.правонарушении.
Малозначительным адм.правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава адм.правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Не подлежит АО физ. лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Замена другим видом наказания, например дисциплинарной ответственностью (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, которые несут ответственность за некоторые адм.правонарушения по дисциплинарным уставам).
Другие основания: так, если правонарушение совершено лицом в возрасте от 16 до 18 лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может вынести решение об освобождении нарушителя от административной ответственности и применении к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Возбуждение дела об административном правонарушении. Поводы и основания. Протокол об административном правонарушении и его содержание.
Возбуждение дела об адм.правонарушении является самостоятельной стадией производства по делам об адм.правонарушениях и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта адм.правонарушения, а также определения подведомственности (подсудности).
Статья 28.1. КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ «Возбуждение дела об адм.правонарушении»
Поводами к возбуждению дела об адм.правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об адм.правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события адм.правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других гос.органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события адм.правонарушения;
3) сообщения и заявления физ. и юр. лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события адм.правонарушения;
4) фиксация адм.правонарушения в области дор.движения или адм.правонарушения в области благоустройства территории, совершенного с использованием трансп.средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи; (см. текст в предыдущей редакции)
5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
М (см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
ММмммматериалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об адм.правонарушениях.(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 28.2. «Протокол об адм.правонарушении»
О совершении адмправонарушения составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, ФИО лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об адм.правонарушении, ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие адм.правонарушения, статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая адм.ответственность за адм.правонарушение, объяснение физ.лица или законного представителя юр.лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола физ.лицу или законному представителю юр.лица, в отношении которых возбуждено дело об адм.правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.
Физ.лицу или законному представителю юр.лица, в отношении которых возбуждено дело об адм.правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об адм.правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физ.лица, или законного представителя физ.лица, или законного представителя юр.лица, в отношении которых ведется производство по делу об адм.правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об адм.правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об адм.правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юр.лица, в отношении которых возбуждено дело об адм.правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. (см. текст в предыдущей редакции)
Физ.лицу или законному представителю юр.лица, в отношении которых возбуждено дело об адм.правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об адм.правонарушении.
(см. текст в предыдущей редакции)