Правовая характеристика института лицензирования.
Широкое распространение лицензирования обусловлено изменениями, произошедшими в социально-экономической сфере современной России. Это связано с предоставлением свободы субъектам предпринимательства в выборе направлений и характера своей деятельности.
Лицензирование означает предоставление физическим и юридическим лицам права заниматься определенными видами деятельности путем выдачи им специального разрешительного документа, называемого лицензией.
Перечень подлежащих лицензированию видов деятельности содержится в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[37] и является исчерпывающим. Так, например, подлежит лицензированию деятельность кредитных организаций, страховая деятельность, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, частная детективная и частная охранная деятельность, торговля оружием и патронами к нему, производство лекарственных средств и многое другое.
Кроме того, в Законе о лицензировании установлены основные понятия и принципы, критерии деятельности, подлежащей лицензированию, полномочия различных государственных органов при осуществлении лицензирования, порядок предоставления, приостановления, аннулирования лицензий и пр.
Необходимость принятия такого законодательного акта общего характера обусловлена многими обстоятельствами, к числу которых, прежде всего, следует отнести требование обеспечения со стороны государства гарантий соблюдения предпринимателями законных прав и интересов субъектов, являющихся потребителями различных услуг, а также – обеспечения личной и общественной безопасности. Одним из поводов подобного можно назвать содержащееся в п. 1 ст. 49 ГК РФ положение о том, что «отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».
Кроме того, ГК РФ предусматривает, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Таким образом, способность юридического лица и индивидуального предпринимателя иметь гражданские права и обязанности, ставится в зависимость от наличия специального административного разрешения – лицензии, получая которое, они становятся участниками административно-лицензионных отношений, обязуясь под контролем государства соблюдать определенные лицензионные требования и условия.
Лицензирование как административно-правовой институт, может быть представлено в виде системы правообеспечительных мер по предоставлению и переоформлению лицензий, продлению срока их действия; осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению и аннулированию лицензий; формированию и ведению реестра лицензий, предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Сказанное позволяет выделить характерные признаки института лицензирования.
1. Правоотношения в сфере лицензирования регулируются широким кругом законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, принимаемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Например, Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»; Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»; Приказ Минтранса России от 26.07.2012 № 276 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию перевозок воздушным транспортом грузов»; Постановление Правительства Москвы от 22.08.2006 № 578-ПП «О лицензировании деятельности по международному информационному обмену» и др.
2. Регулирование правоотношений в сфере лицензирования осуществляется посредством метода властных предписаний (императивный), в рамках которого субъект управления предписывает алгоритм поведения субъекту предпринимательской деятельности, запрещает, ограничивает его в осуществлении определенных действий либо обязывает к должному поведению.
3. Лицензирование – это функция органов исполнительной власти, призванная организовать поведение субъектов в тех областях, где требуется неукоснительное соблюдение предписанных государством требований, невыполнение которых может нанести ущерб безопасности обществу, жизни и здоровью людей.
4. Лицензионная деятельность – это пример косвенного управления экономикой, способствующий развитию конкуренции при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. По существу, данное управленческое воздействие ведет к демонополизации в предпринимательской сфере, что является положительным фактором в рыночных отношениях.
5. Правовой режим института лицензирования исключает неоправданное вмешательство государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов. С помощью лицензирования установлены общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе. При этом лицензиат заинтересован в соблюдении, предъявляемых к нему требований и условий, так как это способствует повышению эффективности его профессиональной деятельности.
6. Лицензируемая деятельность представляет собой длящийся процесс, т.е. постоянно осуществляемую органами исполнительной власти деятельность, состоящую из взаимосвязанных этапов: а) предоставление лицензии; б) приостановление действия лицензий; в) возобновление или прекращение ее действия; г) аннулирование лицензий; д) контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий; е) ведение реестров лицензий; ж) предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
7. Лицензирование выступает формой контроля над приобретением специального правового статуса, фактическим выполнением обязательных лицензионных условий, прекращением деятельности в качестве субъекта лицензионных правоотношений.
8. В случае невыполнения установленных требований и условий лицензиат может быть привлечен к ответственности.
9. Получая лицензию, субъект управленческого воздействия приобретает специальный правовой статус, в структуре которого преобладают обязанности.
10. Несмотря на то, что лицензия предоставляется конкретному субъекту предпринимательской деятельности, целью института лицензирования является не его частный интерес. В основе данного административно-правового института лежит публичная цель – обезопасить общество от выпуска некачественных товаров, осуществления некачественных работ, услуг, от иной некомпетентной деятельности, способной нанести ущерб государству, жизни и здоровью граждан.
11. С правовой точки зрения лицензия представляет собой юридический документ, выдаваемый органом исполнительной власти дающий право на осуществление определенного вида деятельности, при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
В ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что цель института лицензирования заключается в предотвращении ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможности нанесения которого связаны с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. При этом особо отмечено, что в иных целях осуществление лицензирования не допускается.
В данной связи определен критерий отнесения отдельных видов деятельности к деятельности, нуждающейся в лицензировании – способность повлечь нанесение указанного выше ущерба и невозможность регулирования ее иными методами.
Данное положение является законодательным отражением реализации конституционных принципов, сформулированных в наиболее общем виде в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На реализацию поставленной цели направлены следующие задачи института лицензирования: предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, которые установлены Законом о лицензировании, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Они включают в себя требования, касающиеся порядка создания юридических лиц, а также приобретения статуса индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах. Кроме того, с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) к лицензионным требованиям может быть отнесено:
1) наличие помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
2) наличие работников, заключивших трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие системы производственного контроля;
4) соответствие требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
5) иное.
Так, например, Банк России имеет право устанавливать в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций.
При производстве и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции дополнительными лицензионными требованиями являются соблюдение режима охраны помещений (территорий), используемых для осуществления такой деятельности; порядка учета защищенной от подделок полиграфической продукции, а также технических требований и условий ее изготовления, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в данной сфере[38].
В то же время к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования не конкретизированные, выраженные, например, в виде: «необходимости соблюдения в целом законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности» либо – «вообще законодательства Российской Федерации», соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта.
Содержание института лицензирования наглядно проявляется в его функциях: легитимационная, элиминативная, регулирующая, контрольно-надзорная, защитно-обеспечительная, информационно-статистическая.
Легитимационная функция (от лат, legitimus — «законный») означает придание лицензируемым видам деятельности законного основания. Лицензирование, наряду с государственной регистрацией, является формой легитимации деятельности хозяйствующих субъектов. Сущность легитимации заключается в подтверждении органами государственной власти законности функционирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следовательно, посредством лицензирования организации (индивидуальному предпринимателю) придается соответствующий правовой статус, а осуществляемой ими деятельности — законный характер.
Элиминативная функция выражается в отборе субъектов, предполагающих осуществлять отдельные виды деятельности, посредством установления системы требований правового характера для субъектов, ходатайствующих о получении соответствующей лицензии.
Регулирующая функцияустанавливает условия и требования, которые организации (индивидуальные предприниматели) обязаны соблюдать в процессе работы.
Контрольно-надзорная функция закономерно вытекает из предыдущей. Соблюдение лицензионных требований и условий в процессе деятельности хозяйствующих субъектов необходимо контролировать, с возможностью применения соответствующих мер принудительного воздействия к нарушителям.
Защитно-обеспечительная функция призвана гарантировать интересы потребителей товаров, работ, услуг. Эта функция неразрывно связана с приостановлением деятельности организации (индивидуального предпринимателя) и отзывом лицензии.
Информационно-статистическая функцияпредставляет собой учет выданных (отозванных) лицензий в специальном реестре, предоставление информации заинтересованным лицам.
Институт лицензирования базируется на ряде принципов,содержащихся в ст.4 Закона о лицензировании, которая определяет следующие основополагающие начала механизма лицензирования:
1. обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
2. установление единого перечня лицензируемых видов деятельностифедеральным законом;
3. установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
4. установление исчерпывающих перечнейлицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
5.открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено;
6. недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
7. соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Перечисленные принципы условно можно разделить на конституционные, межотраслевые и принципы института лицензирования.
Так, принципы законности и единства экономического пространства относятся к конституционным принципам, поскольку они закреплены в Основном Законе России. Принцип гласности (открытость и доступность информации о лицензировании) - межотраслевой принцип, характерный для нескольких отраслей права. Следует заметить, что все перечисленные в принципы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Одним из принципов успешного функционирования системы лицензирования выступает принцип обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Данный принцип проистекает из положений ст. 8 Конституции РФ и выражается в том, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Единство экономического пространства страны определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур. В ст. 74 Конституции РФ определено, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Применительно к институту лицензирования единство экономического пространства выражается прежде всего в свободе осуществления лицензионных видов деятельности на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации. Единство экономического пространства характеризуется и одинаковым на всей территории Российской Федерации размером лицензионного сбора, невозможностью установления каких-либо иных административных или экономических препятствий, требовании и условий. Таким образом, ныне действующее законодательство о лицензировании является гарантом единства экономического пространства Российской Федерации.
Единство экономического пространства России требует единства законодательства в сфере лицензирования, предполагающего установление единого перечня лицензируемых видов деятельности, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий едиными положениями о лицензировании конкретных видов деятельности[39].
Принцип установления единого перечня лицензируемых видов деятельностипризван обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, свободу предпринимательской деятельности на всей территории Российской Федерации, а также исключить возможность создания бюрократических барьеров на пути к осуществлению лицензионных видов деятельности.
Принцип установления единого порядка лицензирования предполагает установление одинаковых условий для всех соискателей лицензии на конкретный вид лицензируемой деятельности. В частности, в федеральном лицензионном законодательстве указаны органы, уполномоченные выдавать, переоформлять, приостанавливать, возобновлять или прекращать, аннулировать лицензии; прописан механизм совершения перечисленных действий; определены перечни документов, представление которых необходимо для получения лицензий; закреплены лицензионные требования; прописаны основания привлечения к ответственности и т.п. Нормативное закрепление порядка лицензирования на федеральном уровне позволяет обеспечить свободу предпринимательства и устранить произвол органов власти.
Принцип установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. На Правительство РФ возложена важная функция урегулирования лицензионных правоотношений путем утверждения положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Каждый лицензируемый вид деятельности предполагает наличие особых условий и требований, которые должны выполняться и соблюдаться при их осуществлении.
Вышеперечисленные принципы тесно взаимосвязаны с принципом открытости и доступности информации о лицензировании, поскольку для того, чтобы действовать в соответствии с единым порядком лицензирования, руководствоваться лицензионными требованиями и условиями, хозяйствующие субъекты должны быть осведомлены о них.
Содержание рассматриваемого принципа включает несколько уровней. Первый уровень определен ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой все законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Более того, лицензирующие органы обязаны бесплатно предоставлять соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, которые представляются для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов.
Второй уровень - это возложение на лицензирующие органы обязанности по ведению реестров лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно этому конституционному положению, информация, содержащаяся в реестре лицензий, является доступной и открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. При этом важно отметить, что круг лиц, имеющих доступ к информации, содержащейся в реестрах, не ограничен, т.е. за выпиской из реестра может обратиться любой гражданин или организация, а не только соискатель лицензий или лицензиат[40].
Принцип недопустимости взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлиныв размерах и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, тесно связано с принципами открытости и доступности информации о лицензировании, а также законности осуществления этой государственной функции.
Положения соответствующих статей[41] Налогового кодекса Российской Федерации означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, в том числе – лицензирования[42].
Принцип открытости и доступности информации о лицензировании является гарантом законностилицензирования, благодаря которому возможно осуществление контроля за деятельностью как лицензирующих органов, так и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей.
Характеризуя правоотношения, складывающиеся по поводу осуществления лицензионной деятельности, следует заметить, что они состоят из трех элементов – объекта, субъектов и содержания этих правоотношений.
Объектом данных правоотношений является механизм лицензирования, который предполагает не только процесс выдачи и получения лицензии, но и правотворческую (принятие нормативно-правовых актов в области лицензирования отдельных видов деятельности), правоприменительную (переоформление, аннулирование лицензий, ведение реестров лицензий и т.п.) и правоохранительную (контроль и привлечение к ответственности за нарушение законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности) функции лицензирующих органов. Данный объект строго ограничен перечнем видов деятельности, предусмотренных п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании[43].
Предметомрассматриваемыхправоотношений является лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Если лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, то данный вид деятельности может осуществляться на территориях и других субъектов Российской Федерации, но при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации. Порядок уведомления установлен Правительством Российской Федерации[44].
Действие лицензии начинается со дня, следующего за днем принятия решения о ее предоставлении. Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день осуществляемых одновременно действий:
− внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий;
− присвоения лицензии регистрационного номера;
− регистрации приказа руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии.
В настоящее время лицензия действует бессрочно, что свидетельствует об упрощении процедуры лицензирования. Согласно ранее действующему Закону, срок действия лицензии составлял не менее пяти лет и продлевался по заявлению лицензиата. И лишь в ряде случаев могло быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Содержание лицензионных правоотношений представляет собой совокупность прав и обязанностей субъектов, реализуемых ими при лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензионные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов в виде: а) действия (бездействия) субъектов лицензионных правоотношений; б) события и явления. Деяния субъектов лицензионных правоотношений могут быть правомерными (подача заявления о предоставлении лицензии) и неправомерными (нарушение лицензионных требований).
Субъектов, участвующих, в рассматриваемых правоотношениях можно разделить на два вида. С одной стороны – это Правительство России, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование и именуемые в законе о лицензировании лицензирующими органами. Данные органы, выполняя поставленные перед ними задачи в области лицензирования, наделены властными полномочиями по отношению к таким субъектам лицензирования, как юридические лица и индивидуальные предприниматели.
К числу лицензирующих органов относятся и органы внутренних дел, осуществляющие лицензирование: а) хранения гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия; б) хранения патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов; в) торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия; г) реализации (торговля) патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов; д) частной охранной деятельности; е) частной детективной (сыскной) деятельности.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся: 1) определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности; 2) утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования; 3) утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг; 4) утверждение типовой формы лицензии; 5) утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании.
В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен круг полномочий лицензирующих органови ответственность их должностных лиц. В соответствии с данным Законом лицензирующие органы осуществляют: а) лицензирование конкретных видов деятельности; б) мониторинг эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании; в) утверждение форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов; г) предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положений о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.
Должностные лица лицензирующих органов имеют право: запрашивать у соответствующих субъектов сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования; проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности.
При этом они обязаны: исполнять своевременно и в полной мере предоставленные полномочия в области лицензирования; соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.
Лицензирующим органом формируется и ведется лицензионное дело соискателя лицензии и (или) лицензиата, в которое включаются следующие документы:
1) заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии, заявление лицензиата и прилагаемые к соответствующему заявлению документы;
2) приказы (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии, об отказе в предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии (в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами), о приостановлении, возобновлении и прекращении действия лицензии;
3) копия подписанной и зарегистрированной лицензии;
4) приказы (распоряжения) лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других связанных с осуществлением лицензионного контроля документов;
5) выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии;
6) копии уведомлений и других, связанных с осуществлением лицензирования, документов.
В случае, если взаимодействие лицензирующего органа и соискателя лицензии или лицензиата осуществлялось с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг, лицензионное дело формируется лицензирующим органом в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Должностные лица лицензирующих органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении лицензирования и в случае совершения противоправных действий (бездействий).
О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, лицензирующие органы в течение тридцати дней обязаны сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.
Другой группой участников лицензионных правоотношений являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они выступают инициаторами данных правоотношений, поскольку именно им для осуществления деятельности необходима лицензия. При этом указанные лица могут выступать в двух качествах: соискатель лицензии и лицензиат.
При обращении в государственный орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности они являются соискателями лицензии, а после ее получения – лицензиатами.
Права и обязанности этих субъектов прописаны в различных нормах Закона о лицензировании, а также в других нормативных правовых актах, устанавливающих порядок лицензирования отдельных видов деятельности.
Так, например, для получения лицензии соискатель лицензии имеет право направлять или представлять в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, и обязан при этом приложить к нему необходимые документы, перечисленные в Законе. Соискатель лицензии имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии. В случае утраты лицензии или ее порчи лицензиат может обратиться в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении дубликата лицензии.
В ряде случаев на лицензиата возлагается обязанность переоформления лицензии. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. При этом, начав указанное переоформление, лицензиат может продолжать лицензируемый вид деятельности.
В отношении соискателя лицензии или лицензиата может проводиться лицензионный контроль. Основанием для его проведения является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии. В этом случае лицензирующий орган имеет право осуществлять документарные и внеплановые выездные проверки без согласования с органом прокуратуры. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом о лицензировании. Лицензиаты не должны препятствовать осуществлению контроля органами исполнительной власти за соблюдением лицензионных требований и условий.
Таким образом, права и обязанности одних субъектов лицензионных правоотношений находятся в корреспондирующей связи с полномочиям иных субъектов.
Процедура лицензирования состоит из следующих стадий:
1) представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их прием лицензирующим органом;
2) проверка полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений и принятие решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении;
3) вручение лицензии (мотивированного отказа в предоставлении лицензии) лицензирующим органом юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) или направление ему лицензии (мотивированного отказа в предоставлении лицензии) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
4) обжалование соискателем лицензии решения лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействия лицензирующего органа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) формирование и ведение лицензионного дела соискателя лицензии и (или) лицензиата лицензирующим органом.
6) приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии;
7) формирования государственного информационного ресурса, формирования и ведения реестра лицензий, предоставления информации по вопросам лицензирования.
Таким образом, институт лицензирования является неотъемлемым атрибутом свободного предпринимательства, способствующим развитию экономики современного общества.