Правовые основы предупреждения и пресечения административных правонарушений, задержания, досмотра и доставления правонарушителей.
Правовой основой деятельности нарядов полиции по предотвращению и пресечению административных правонарушений является Конституция РФ, Закон РФ «О полиции», КРФоАП (Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ). Устав ППС, правовые акты органов государственной власти края, города, района, органов местного самоуправления.Эти нормативные документы не только предоставляют сотрудникам полиции определенные права, но и прямо обязывают предотвращать и пресекать административные правонарушения.В соответствие со ст. 2.1 КРФоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица за которое КРФоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Личный досмотр может производиться уполномоченными на то должностными лицами ОВД в следующих случаях: Когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения. При наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах. Когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение. Когда имеются показания технических средств контроля. Когда досмотр прямо предусмотрен законодательством государства.Сущность досмотра состоит в принудительном обследовании лица, либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившимся орудием Порядок досмотра следующий: Личный досмотр гражданина осуществляется лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ посторонних граждан. Досмотр вещей, других предметов производится уполномоченным лицом в присутствии двух понятых и, как правило, собственника данных вещей и предметов. После производства личного досмотра и досмотра вещей, уполномоченным лицом составляется протокол об этом, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административных задержании. Этот документ или запись подписываются уполномоченным лицом, двумя понятыми и досматриваемым. Предметы, обнаруженные у досматриваемого, являющимся орудием или непосредственным объектом правонарушения, изымаются должностными лицами органов, предусмотренных в ст. 27.3 и 27.7 КоАП РФ.
О таком изъятии составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или о задержании.
Оружие и вещественные доказательства при осмотре изымаются и передаются старшему наряда, оперативному работнику либо оперативному дежурному по органу внутренних дел. При изъятии нужно максимально приложить меры к тому, чтобы это происходило в присутствии понятых, поскольку часто виновные в последствии или сразу заявляют, что предметы им подложили работники полиции и они не имеют к ним отношения.Доставление нарушителя Доставление – есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.При возможности протокол об административном правонарушении составляется на месте совершения правонарушения или в расположенном поблизости помещении государственной или общественной организации. Основанием доставления правонарушителя в полицию является совершение не только административного правонарушения, но и уголовно наказуемого деяния. Административное задержание Административное задержание (ст. 27.3 КРФоАП)– есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять: должностные лица органов внутренних дел (полиции)
Основаниями административного задержания являются фактические данные, указывающие на совершение определенным лицом правонарушения, наказываемого в административном порядке. Целями административного задержания являются:-пресечение административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия; -установление личности нарушителя; -составление протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если протокол обязателен; -обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
Закон наделяет органы внутренних дел правом производить административное задержание при совершении: - мелкого хулиганства (ст. 20.1);- неповиновения законному распоряжению или требованию работника полиции (ст. 19.3);- нарушении валютного законодательства (ст. 15.25);- распитии спиртных напитков в общественных местах (ст. 20.20);-появлении в общественных местах в состоянии опьянения оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21);
Не могут быть задержаны иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатической неприкосновенности и предъявившие в подтверждение этого права дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку. При совершении указанными лицами проступка, влекущего административную ответственность, работники полиции записывают номер документа, удостоверяющего личность, и государство, которое эти лица представляют, а затем составляют рапорт о факте правонарушения и докладывают его начальнику органа внутренних дел.