Понятие института конституционного контроля
Конституционный контроль - особый вид правоохранительной деятельности, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данного государства. Органы конституционного контроля, обнаружив указанное несоответствие, правомочны своей властью отменить нормативный правовой акт. При осуществлении конституционного надзора соответствующий орган не правомочен отменять акт, противоречащий конституции.
По времени применения выделяют предварительный и последующий конституционный контроль (надзор). В первом случае проверке подвергаются нормативные правовые акты, уже принятые и вступившие в силу (США, ФРГ и др.). Во втором случае - закон, находящийся на стадии рассмотрения в парламенте и еще не вступивший в силу (Франция, Швеция и др.).
По содержанию конституционный контроль (надзор) может быть:
- формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия соответствующего нормативного акта) или материальным (проверяется содержание нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции);
- абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом).
Конституционный контроль (надзор) осуществляют: суды общей юрисдикции, обычно в этом случае окончательное решение принимается высшей судебной инстанцией (США, Япония, Индия и др.); специальные конституционные суды, для которых конституционный контроль - единственная функция (Австрия, ФРГ, Испания и др.); специально создаваемый особый орган несудебного характера (например, Конституционный совет во Франции). В исламских государствах, помимо высших судебных инстанций, конституционный контроль (надзор) осуществляется такими органами, как суд шариата и исламский совет (Пакистан, Иран, Малайзия и др.).
Существует семь видов конституционного контроля.
1. Предварительный и последующий контроль, при котором уполномоченные органы дают свои заключения о соответствии конституции конкретных актов до времени вступления их в силу.
2. Конкретный и абстрактный виды контроля, т. е. принимается решение по конкретному делу или абстрактному делу, в общем варианте.
3. Обязательный и факультативный виды контроля, т. е. некоторые законы и подзаконные акты подлежат обязательному контролю, а некоторые – по инициативе субъекта.
4. Решающий и консультативный виды контроля.
5. Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля.
6. Существует внутренний и внешний контроль, т. е. контроль осуществляется или самим издавшим закон органом, или иным органом.
7. Контроль различают по содержанию: формальный, при котором проводится проверка конституционности процедуры принятия акта, и материальный – проверяется конституционность содержания.
Основные виды конституционного контроля:
1) по времени осуществления:
а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона);
б) последующий (проводится в отношении действующих актов);
2) по месту осуществления:
а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган);
б) внешний (проводит другой орган);
3) по правовым последствиям:
а) консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий);
б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);
4) по обязательности проведения:
а) обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле);
б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы);
5) по форме:
а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом);
б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом);
6) по объему:
а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией);
б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения);
7) по содержанию:
а) формальный (с точки зрения соблюдения требуемой формы акта, процедуры и того, относится ли вопрос к компетенции издавшего органа);
б) материальный (с точки зрения содержания акта);
8) с точки зрения придания акту обратной силы:
а) имеющий обратную силу;
б) не имеющий обратной силы и действующий на будущее.
Органы конституционного контроля можно разбить на 2 группы:
1) органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды);
2) органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для них именно конституционный контроль является основным направлением деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы).