Думы и члена совета федерации
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
Статус парламентариев характеризуется их не-
прикосновенностью в течение всего срока испол-
нения полномочий, т. е. недопустимостью соверше-
ния определенных действий со стороны властных
структур в отношении этих лиц.
К парламентариям не могут быть применены:
1) личный досмотр; 2) задержание; 3} арест (за-
ключение под стражу); 4) обыск как уголовно- и ад-
министративно-процессуальная мера.
Привлечение парламентариев к уголовной или ад-
министративной ответственности за высказывание
мнения или выражение позиции при голосовании
в соответствующей палате Федерального Собрания
и другие подобные действия, связанные с осуществ-
лением их полномочий, не допускается, если эти дей-
ствия не носили характера оскорбления либо не со-
держали в себе иной состав правонарушения.
К парламентариям могут быть применены меры
принуждения: 1) в случае задержания члена Совета
Федерации или депутата Государственной Думы на
месте преступления; 2) в случаях, когда этого тре-
бует безопасность РФ либо других граждан.
Члены Совета Федерации и депутаты Государствен-
ной Думы могут быть лишены депутатской непри-
косновенности. Это возможно при наличии решения
соответствующей палаты Федерального Собрания,
вынесенного по представлению Генерального проку-
рора РФ за виновное поведение парламентария и при-
нятого большинством голосов от общего числа пар-
ламентариев палаты Федерального Собрания.
Депутаты Государственной Думы и члены Феде-
рального Собрания обладают парламентским имму-
уунитетом в течение, всего срока полномочий.Срок полномочийдепутатов Государственной
Думы РФ начинается со дня их избрания и прекра-
щается днем начала работы Думы нового созыва,
если срок полномочий Государственной Думы не
прекращен досрочно в установленном законодатель-
ством порядке.
Полномочия члена Совета Федерации начинают-
ся со дня вступления в силу решения о его избра-
нии (назначении) и прекращаются днем вступления
в силу решения об избрании (о назначении) вновь
избранного члена Совета Федерации РФ.
Досрочное прекращение полномочийпарла-
ментариев возможно в случаях: 1) подачи письмен-
ного заявления членом Совета Федерации о сло-
жении своих полномочий; 2) избрания члена палаты
Федерального Собрания должностным лицом, пол-
номочия которого несовместимы с полномочиями
парламентария; 3) назначение члена палаты Феде-
рального Собрания (или занятие его коммерческой
деятельностью) на государственную или муници-
пальную службу, не совместимую с членством
в Федеральном Собрании РФ; 4) утраты граждан-
ства РФ либо приобретении гражданства иностран-
ного государства; 5) вступления в законную силу
обвинительного приговора суда в отношении чле-
на палаты Федерального Собрания; 6) вступления
в законную силу судебного решения об ограниче-
ния дееспособности члена палаты Федерального
Собрания либо о признании его недееспособным;
7) смерти, признания члена палаты Федерального
Собрания безвестно отсутствующим либо объявле-
ние его умершим на основании решения суда, всту-
пившего в законную силу; 8) призыва члена пала-
ты Федерального Собрания на военную службу
с его согласия; 9) досрочного прекращения полно-
мочий Государственной Думы РФ в порядке рос-
пуска.
50.КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
Федеральное Собрание РФвправе осуществ-
лять контрольные полномочияв отношении Пре-
зидента РФ и Правительства РФ. Эти полномочия
Федеральное Собрание осуществляет в форме:
1) установленной процедуры отрешения Президен-
та РФ от должности; 2) осуществления контрольных
полномочий за исполнением бюджета РФ; 3) объяв-
ления Правительству РФ ≪вотума недоверия≫.
Отрешение Президента РФот должности воз-
можно только на основании выдвинутого Государ-
ственной Думой РФ обвинения в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступле-
ния, подтвержденного заключением Верховного
Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ при-
знаков преступления и заключением Конституцион-
СЛ ного Суда РФ о соблюдении установленного поряд-
"ч≪1 ка выдвижения обвинения.
Решение Государственной Думы о выдвижении
обвинения и решение Совета Федерации об отре-
шении Президента РФ от должности должны быть
приняты не менее чем 2/3 голосов от общего числа
в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 де-
путатов Государственной Думы и при наличии за-
ключения специальной комиссии, образованной Го-
сударственной Думой.
После выдвижения обвинения Президенту РФ Го-
сударственной Думой Совет Федерации должен при-
нять решение об отрешении Президента РФ в тече-
ние 3 месяцев, если же в этот срок решение об
отрешении Президента РФ от должности не приня-
то, то обвинение против Главы государства счита-
ется отклоненным.
В случае принятия в установленном порядке решения об отрешении Президента Рф от должности назначаются досрочные выборы Президента не
позднее 3 месяцев отрешения.
В сфере бюджетного контролянижняя палата
Федерального Собрания РФ: 1) рассматривает
представленный Правительством РФ федеральный
бюджет и отчет о его исполнении; 2) заслушивает
отчеты о ходе исполнения федерального бюджета.
≪Вотум недоверия≫ Правительству РФ-
принципиальное несогласие Государственной Думы
с правительственной политикой вообще или по ка-
кому-то весьма важному вопросу, в результате чего
их дальнейшее взаимодействие невозможно.
Решение Государственной Думы о недоверии Пра-
вительству РФ считается принятым в случае, если
за это решение проголосовало большинство голо-
сов от общего числа депутатов Государственной
Думы РФ, т. е. не менее 226 голосов.
Вотум недоверия Правительству РФ влечет за со-
бой обязанность Президента РФ согласиться с мне- 00
нием Федерального Собрания и отправить Пред- Ю
седателя Правительства РФ в отставку (а значит,
и весь состав Правительства, так как все члены обя-
заны уйти в отставку в случае ухода Председателя)
либо не согласиться и распустить Государственную
Думу с назначением досрочных выборов.
При этом если Президент РФ не согласился с Госу-
дарственной Думой по вопросу недоверия Правитель-
ству, то Президент должен предложить Государствен-
ной Думе повторно рассмотреть вопрос о доверии
Правительству. Если же Государственная Дума в те-
чение 3 месяцев повторно выразит недоверие
Правительству, то только в этом случае Президент РФ
вправе распустить Государственную Думу, если по-
прежнему не согласен с мнением депутатов.
Если же Президент РФ согласился с мнением Го-
сударственной Думы, он должен представить кан-
дидатуру нового Председателя Правительства РФ.
51.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Законодательный процесс в РФ- это сово-
купность определенных действий Федерального
Собрания РФ, направленных на принятие норматив-
но-правовых актов.
Стадии законодательного процесса: 1) законода-
тельная инициатива; 2) предварительное рассмот-
рение законопроектов; 3) рассмотрение законопро-
екта в Государственной Думе; 4) принятие закона;
5) рассмотрение и одобрение закона Советом Фе-
дерации; 6) подписание Президентом РФ й обна-
родование закона.
Существует особая стадия законотворческого про-
цесса - преодоление разногласий между Советом
Федерации и Государственной Думой РФ. Эта ста-
дия не всегда присутствует в законотворческом про-
цессе, а только в случае возникновения таких раз-
ногласий по содержанию текста закона.
Правом законодательной инициативы обладают
субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все
субъекты законодательной инициативы в Федераль-
ное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по
вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах
своей компетенции. Законопроект считается внесен-
ным в Государственную Думу со дня его регистра-
ции в управлении документационного обеспечения
Аппарата Государственной Думы, где заводится
электронная регистрационная карта, в которой от-
ражаются все стадии законодательного процесса.
Предварительное рассмотрение законопроекта
в Государственной Думе начинается по истечении
14 дней. Предварительное рассмотрение законо-
проекта осуществляется специальным комитетом по
рассмотрению законопроекта. На этой стадии зако-
ну нопроект должен пройти правовую экспертизу.
После предварительного рассмотрения законо-
проект представляется в Совет Государственной
Думы для внесения на рассмотрение Думы не позд-
нее чем за 14 дней.
Рассмотрение законопроекта может проходить
в трех чтениях. Законопроект может быть принят
в первом же чтении, только если не возникает ни-
каких разногласий по тексту законопроекта. В про-
тивном случае должна быть проведена процедура
урегулирования разногласий.
После прохождения всех согласительных процедур
(либо при их отсутствии после первого же чтения)
законопроект должен быть принят. С этого момента
законопроект считается федеральным законом.
Федеральный закон, принятый Государственной Ду-
мой, не может быть подписан Президентом РФ и об-
народован, если не был одобрен Советом Федерации.
Одобрение Совета Федерацииможет быть
в выраженной (в виде постановления Совета Феде-
рации) и молчаливой формах (в виде отсутствия ка-
кого бы то ни было ответа на законопроект в тече-
ние 14 дней со дня его поступления на рассмотрение
Совета Федерации).
Подписание и обнародование федерального зако-
на, принятого Государственной Думой и одобренно-
го Советом Федерации, осуществляется Президен-
том РФ в течение 14 дней со дня его поступления.
Президент РФ обладает правом отлагательно-
го ветов отношении поступивших к нему на под-
пись федеральных законов. Отлагательное вето оз-
начает, что Президент РФ обладает не абсолютным
правом в отношении воспрепятствования обнародо-
ванию ≪неугодных≫ федеральных законов, а ограни-
ченным, так как Федеральное Собрание может
в установленной форме преодолеть вето Президента
РФ (в этом случае Президент обязан подписать за-
кон в течение 7 дней).
52.КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ: ПОРЯДОК