Опубликования и вступления в силу
Президент РФ по вопросам своего ведения при-
нимает следующие нормативные акты:1) указы
Президента РФ - это нормативно-правовые акты,
изданные по вопросам о назначении и освобожде-
нии от должности руководителей органов федераль-
ной исполнительной власти, о гражданстве, предо-
ставлении политического убежища, награждении,
помиловании и т. п.; 2) распоряжения Президен-
та РФ - это акты индивидуального характера, из-
данные в отношении конкретных либо определен-
ных лиц, т. е. по оперативным, организационным
и кадровым вопросам, а также по вопросам работы
Администрации Президента РФ.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны
противоречить Конституции РФ, федеральным кон-
•^ ституционным и федеральным законам.
СО Они носят властный, прямой характер и обя-
зательнына всей территории РФ для всех субъек-
тов правоотношений.
Указы и распоряжения имеют меньшую юридическую
силу, чем законы РФ и регулируют отношения по орга-
низации и функционированию исполнительной влас-
ти в РФ. Главное отличие указов и распоряжений Пре-
зидента РФ, состоит в предмете регулирования акта:
указ - по вопросам назначения на должность лиц,
гражданства, помилования и др., а распоряжение -
по оперативным вопросам. Акты Президента РФ из-
даются им самостоятельно и не должны утверждаться
в Федеральном Собрании, ратифицироваться или по-
лучать одобрение в иной форме в субъектах РФ. Они
могут быть дополнены, изменены или признаны утра-
тившими силу только Президентом РФ.
Указы Президента РФ подлежат обязательному
официальному опубликованию. Официальному опубликованию не подлежат акты Президента РФ, если
они содержат сведения, составляющие государствен-
ную тайну, или сведения конфиденциального харак-
тера.
Официальное опубликование- это публика-
ция текста указов Президента РФ в редакции, под-
писанной Главой государства, в ≪Российской газе-
те≫ и ≪Собрании законодательства Российской
Федерации≫. Акты Президента РФ могут быть опуб-
ликованы в иных печатных изданиях либо обнаро-
дованы по телевидению и радио, распространены
по почте государственным органам, органам мест-
ного самоуправления, должностным лицам, пред-
приятиям, учреждениям, организациям.
Тексты актов Президента РФ публикуются в тече-
ние 10 дней со дня их подписания.
Указы Президента РФ вступают в силу по истече-
нии 7 дней после дня их первого официального
опубликования. Если акты Президента РФ не под- О
лежат официальному опубликованию, то они всту- LO
пают в силу со дня их подписания либо в иной срок,
если он установлен Президентом РФ.
Контроль за исполнением указов Президента РФ
федеральными органами исполнительной власти
и органами исполнительной власти субъектов РФ
осуществляет Правительство РФ в соответствии
с ФКЗ ≪О Правительстве Российской Федерации≫.
Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам
ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъек-
тов могут быть признаны Конституционным Судом РФ
не соответствующими Конституции РФ. В этом случае
эти акты прекращают свое действие, прекращают свое
действие также акты, принятые на основании этого
неконституционного акта Президента РФ.
Не подлежат проверке Конституционным Судом
акты Президента РФ по жалобам граждан и ненор-
мативные его акты.
45.АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ.
Президент РФ в целях осуществления своих пол-
номочий создает специальные органы,зани-
мающиеся исполнением распоряжений и указов
Президента РФ и осуществляющие специальные
полномочия. К ним в первую очередь относятся:
1) Администрация Президента РФ; 2) Совет Безо-
пасности РФ.
Порядок формирования и компетенция Адми-
нистрации Президента РФ устанавливается Указом
Президента РФ от 25 марта 2004 г. 400 ≪Об Адми-
нистрации Президента Российской Федерации≫.
Эти органы осуществляют свои непосредственные
обязанности, а также исполняют указы Президента
РФ. Они являются прямо подотчетными Главе РФ.
Администрация Президента РФ- это государ-
ственный орган, он обеспечивает деятельность Пре-
зидента РФ и осуществляет контроль за исполне-
нием решений Президента РФ.
Структура АдминистрацииПрезидента РФ:
1) руководитель Администрации Президента РФ;
2) два заместителя руководителя Администрации
Президента РФ; 3) помощники Президента РФ;
4) пресс-секретарь Президента РФ; 5) руководитель
протокола Президента РФ; 6} полномочные предста-
вители Президента РФ в федеральных округах;
7) советники Президента РФ; 8) полномочные пред-
ставители Президента РФ в палатах Федерального
Собрания РФ, Конституционном Суде РФ; 9) стар-
шие референты; 10) референты Президента РФ;
11) иные должностные лица.
В структуру Администрации Президента РФ вхо-
дят самостоятельные подразделения, которые
\ув свою очередь подразделяются на департаменты. Администрация Президента и ее структурные под-
разделения подчиняются непосредственно Прези-
денту РФ и руководителю Администрации.
46.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
Высшую законодательную власть в государстве
осуществляет парламент. Парламент- это предста-
вительный орган страны, наделенный полномочиями
по осуществлению законодательной власти в госу-
дарстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ- это
Федеральной Собрание РФ, оно является высшим
представительным и законодательным органом РФ
(ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осу-
ществляет законодательную власть в РФ независи-
мо от других органов государственной власти РФ.
Федеральное Собрание состоит из двух палат:
1) Совета Федерации (в него входят по 2 предста-
вителя от каждого субъекта РФ: один - представи-
тель законодательной власти субъекта РФ, а дру-
гой - исполнительной власти); 2) Государственной
Думы (в ее состав избираются депутаты путем все-
общего открытого голосования).
Члены Совета Федерации и депутаты Государ-
ственной Думы обладают особым статусом предста-
вителей народа. Принципыих деятельности:
1) принцип ≪императивного мандата≫ (т. е. обяза-
тельности исполнения наказов избирателей и отчет-
ность перед ними); 2) принцип ≪свободного ман-
дата≫ (т. е. свободного своего волеизъявления без
влияния со стороны какого бы то ни было органа
власти или должностного лица).
Черты Федерального Собрания РФ:1) Феде-
ральное Собрание - это коллегиальный орган, со-
стоящий из представителей населения; 2) это выс-
ший законодательный орган в РФ, т. е. акты
Федерального Собрания и законы, им принимаемые,
должны соответствовать только Конституции РФ,
в отношении же всех остальных нормативных актов
у/эти акты обладают высшей юридической силой.Принципы деятельностиФедерального Собра-
ния РФ: 1) порядок формирования и компетенция
палат Федерального Собрания устанавливаются
Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание явля-
ется представителем народа России и отстаивает
его интересы; 3) Федеральное Собрание - един-
ственный орган, обладающий правом принятия го-
сударственного бюджета и контроля за его испол-
нением; 4) выборы Президента РФ назначаются
Федеральным Собранием.
Основной функцией Федерального Собрания яв-
ляется принятие (нижней палатой) и одобрение
(верхней палатой) федеральных конституционных
и федеральных законов.
Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) рас-
поряжение федеральными средствами государ-
ственной казны (принимает федеральный бюджет
и осуществляет контроль за его исполнением);
2) контроль за исполнительной властью.
В полномочия Федерального Собрания входит
производство процедуры отрешения Президента РФ
от должности на основании заключения Генераль-
ного прокурора РФ о наличии состава преступле-
ния в действиях Президента РФ и процедуры объяв-
ления ≪вотума недоверия≫ Правительству РФ,
а также контроля за судебной властью путем дачи
согласия на назначение судей высших государствен-
ных судов России.
Федеральное Собрание независимо в осуществ-
лении своих полномочий, но его нижняя палата (Го-