Нами государственной власти РФ и органами

власти субъектами РФ- соглашение, в силу ко-

торого устанавливается компетенция органов госу-

дарственной власти РФ и органов государственной

власти субъектов РФ.

Договоры о разграничении предметов ведения мо-

гут затрагивать предметы совместной компетенции

РФ и ее субъектов. К ним относятся, например:

1) обеспечение верховенства федерального законо-

дательства; 2) защита прав и свобод человека и граж-

данина; 3) обеспечение законности, правопорядка,

общественной безопасности; 4) охрана окружающей

среды и обеспечение экологической безопасности;

5} установление общих принципов организации

системы органов государственной власти и местно-

го самоуправления; 6) иные текущие вопросы функ-

ционирования государственной системы.

Юридическое значениедоговоров о разграни-

чении предметов ведения между органами государ-

ственной власти РФ и ее субъектов заключается

в следующем: четко устанавливается перечень во-

просов, по которым субъекты РФ вправе принимать

законы и иные нормативные акты, устанавливаются

границы власти РФ на территории ее субъектов.

37.ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ,

СТРУКТУРА, НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Избирательное право (в субъективном, уз-

ком смысле слова)- конституционное право

граждан избирать и быть избранными в выборные

органы, государственные и муниципальные органы

власти и право участвовать в референдуме.

Избирательное право (в объективном, широ-

ком смысле слова)- совокупность правовых норм,

регулирующих весь комплекс избирательных процес-

сов в РФ, включая избирательные права граждан.

Избирательное правов узком смысле слова

включает в себя: 1) пассивное избирательное пра-

во граждан РФ (право быть избранными в органы

государственной и муниципальной власти); 2) ак-

тивное избирательное право граждан РФ (право

избирать в выборные органы власти).

Активное избирательное правопринадлежит

каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но

с учетом установленных федеральными законами

ограничений. Не могут избирать граждане РФ: 1) при-

знанные вступившим в законную силу решением суда

недееспособными (ограниченно дееспособными);

2) в отношении которых вступил в законную силу при-

говор суда за совершение преступления, наказанием

за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное правопринадлежит

гражданам с момента достижения ими возраста,

установленного федеральными законами для заня-

тия определенной должности. Это право ограничи-

вается при наличии обстоятельств, при которых не

допускается занятие определенной должности. Эти

обстоятельства должны быть указаны в федераль-

Ч/ных законах. Не может быть избран в органы государственной

и муниципальной власти гражданин РФ: 1) занимающий

на момент выборов государственную должность, обя-

занности по исполнению которой несовместимы с вы-

борной должностью; 2) осужденный к лишению свобо-

ды приговором суда, вынесенным в установленном

порядке; 3) признанный вступившим в законную силу

приговором суда недееспособным или ограниченно дее-

способным. Избирательное право как совокупность пра-

вовых норм имеет систему:1) федеральное законода-

тельство о выборах и референдуме; 2) законодательство

о выборах и референдуме субъектов РФ.

Элементы системы избирательного права РФ выде-

ляются в зависимости от уровня принятия норматив-

ных актов. Нормативные акты,регулирующие изби-

рательное право: 1) Конституция РФ от 12 декабря

1993 г.; 2) федеральные законы (ФЗ от 12 июня 2002 г.

№7-ФЗ ≪Об основных гарантиях избирательных прав

и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации≫ (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря

2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г.), ФЗ

от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ ≪О выборах депутатов Го-

сударственной Думы Федерального Собрания Россий-

ской Федерации≫ (с изменениями от 20 декабря 2002 г.,

23 июня 2003 г.), ФЗ от 26 ноября 1996 г. №38-Ф3

≪Об обеспечении конституционных прав граждан Россий-

ской Федерации избирать и быть избранными в органы

местного самоуправления≫ (с изменениями от 22 июня

1998 г.), ФЗ от 5 августа 2000 г. 1Ф13-ФЗ ≪О порядке

формирования Совета Федерации Федерального Собра-

ния Российской Федерации≫, ФЗ от 10 января 2003 г.

№9-ФЗ ≪О выборах Президента Российской Федерации≫

и др.); 3) конституции (уставы) субъектов РФ; 4) зако-

ны субъектов РФ; 5) уставы муниципальных образова-

ний.

38. ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО

ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Принципы избирательного права России-

основополагающие начала российского законода-

тельства о порядке избрания высших органов власти

РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.

Принципы:1) всеобщность; 2) равность; 3) пря-

мота; 4) тайность.

Всеобщностьозначает, что все граждане РФ

независимо от пола, расы, национальной принад-

лежности, вероисповедания и других качеств, если

они достигли определенного Конституцией РФ воз-

раста, могут принимать участие в выборах в качест-

ве избирателей либо кандидатов на ту или иную

выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

Ограничение в избирательных правах граждан не

допускается, за исключением случаев, предусмот-

ренных федеральными законами (например, граж-

дане, признанные судом недееспособными либо

содержащиеся в местах лишения свободы по при-

говору суда).

Избирательные праваграждан РФ: 1) право

участвовать в выдвижении кандидатов, списков кан-

дидатов; 2) участвовать в предвыборной агитации;

3) участвовать в наблюдении за проведением вы-

боров, работой избирательных комиссий, включая

установление итогов голосования и определение ре-

зультатов выборов; 4) принимать участие в других

избирательных действиях в порядке, установленном

Конституцией РФ, федеральными законами, консти-

туциями (уставами), законами субъектов РФ.

Реализацию принципа всеобщего избирательного

права обеспечивает право граждан участвовать

в управлении делами государства. Благодаря этому

праву граждане РФ могут влиять на принятие и ис-

\/полнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представи-

телей, лиц, в обязанности которых входит защита ин-

тересов'избирателей.

Граждане РФ осуществляют свое право участво-

вать в управлении делами государства непосред-

ственно, так как волеизъявление избирателей на

выборах, референдумах является прямым, кроме

того, граждане РФ могут лично участвовать в рабо-

те органов законодательной, исполнительной или

судебной власти.

Принцип равностиизбирательной системы РФ

содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель

обладает только 1 голосом (реализацию однократ-

ного волеизъявления граждан на выборах обеспечи-

вает наличие списков избирателей по месту их жи-

тельства, где избиратели могут проголосовать только

1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие

в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один

избиратель не может иметь привилегии по отноше-

нию к другим избирателям, в случае же ограничения

кого-либо в их правах либо предпочтении голосов

одних избирателей перед другими выборы могут быть

признаны недействительными).

Принцип прямотыозначает, что избиратели го-

лосуют на выборах непосредственно за кандидатов,

а не за специальных представителей, которые в по-

следующем будут вправе избирать кандидатов на

выборную должность.

Выборы в РФ тайные,т. е. голосование на выбо-

рах всех уровней и во все органы власти осуществ-

ляется только тайно - избиратель голосует один

в специально отведенном для этого помещении, где

никто не может находиться, кроме лица, выражаю-

щего свое волеизъявление.

Этот принцип обеспечивает свободное выражение

воли граждан РФ и исключает возможность давле-

ния со стороны других лиц путем угроз.

39.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Избирательный процесс- это совокупность

форм деятельности органов и групп избирателей по

подготовке и проведению выборов в государствен-

ные органы и органы местного самоуправления.

Стадииизбирательного процесса: 1) назначение

выборов; 2) составление списков избирателей; 3) об-

разование избирательных округов и избирательных

участков; 4) создание избирательных комиссий;

5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) пред-

выборная агитация; 7) голосование; 8) подсчет голо-

сов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствую-

щего уровня: выборы Президента РФ - Федераль-

ное Собрание, Государственной Думы - Прези-

дент РФ, представительного органа субъекта РФ -

глава субъекта, высшего должностного лица - пред-

ставительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования всегда является воскресенье.

В выборах принимают участие все граждане РФ,

достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей. Ре-

гистрации подлежат все граждане РФ, обладающие

активным избирательным правом. Регистрация осу-

ществляется по месту жительства избирателей орга-

нами регистрационного учета, которые составляют

списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на од-

номандатные избирательные округа, а в своей сово-

купности составляет единый федеральный избира-

тельный округ. Округа делятся на избирательные

Участки.

Для организации выборов формируются избира-

тельные комиссии, высшей из которых является

\/ Центральная избирательная комиссия.Избирательные комиссии- коллегиальные

органы, формируемые в порядке и сроки, установ-

ленные законом, организующие и обеспечивающие

подготовку и проведение выборов.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по

подготовке к выборам, так и по подсчету голосов)

осуществляется гласно в присутствии наблюдателей,

а их решения подлежат обязательному опубликова-

нию в государственных или муниципальных средствах

массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия

в выборах должны пройти процедуру регистрации.

Кандидаты по одномандатному округу регистриру-

ются окружной избирательной комиссией по соот-

ветствующему избирательному округу. Политиче-

ские партии и блоки регистрируются Центральной

избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические

партии вправе проводить мероприятия по предвы-

борной агитации, побуждающие избирателей голо-

совать за кандидата, политическую партию. Напри-

мер, могут осуществляться призывы голосовать за

или против кандидата, выражения предпочтения

тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекра-

титься в 0 часов по местному времени за сутки до

дня голосования. Граждане голосуют по месту ре-

гистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по мес-

тному времени. Если избиратель не может проголо-

совать по месту своего жительства, он может

получить в участковой избирательной комиссии, где

он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборовподводятся путем сумми-

рования поданных за того или иного кандидата го-

лосов избирателей и должны быть официально опуб-

ликованы Центральной избирательной комиссией

в течение 3 недель со дня выборов.

40.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ В РФ

Референдум- одна из высших форм непосред-

ственного народовластия в РФ.

Референдум РФ- голосование граждан РФ по

законопроектам, действующим законам и другим

вопросам государственного и местного значения,

основанное на всеобщем, равном и тайном голосо-

вании.

В зависимости от содержания законопроекта,

вынесенного на обсуждение в порядке референду-

ма, выделяют референдумы:1) конституционный;

2) обыкновенный.

В зависимости от времени проведения рефе-

рендумыделятся на: 1) превентивный (дозаконо-

дательный); 2) утверждающий (послезаконодатель-

ный).

По порядку проведениямогут быть референ-

—*- думы:1) обязательные; 2) факультативные.

СЛ Виды референдумав зависимости от террито-

рии:1) всероссийский референдум (он проводится

по вопросам общефедерального значения на осно-

вании решения Президента РФ); 2) референдум

субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения

соответствующего субъекта РФ или совместного ве-

дения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы

не урегулированы Конституцией РФ и федеральным

законом); 3) местный референдум (он проводится по

вопросам местного значения, находящимся в веде-

нии органов местного самоуправления).

Особенностью референдума РФявляется то,

что он проводится по особо важным вопросам для

государства (принятие новой Конституции).

Порядок проведения всероссийского референдума

устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ

≪О референдуме Российской Федерации≫ (с измене-

ниями от 27 сентября 2002 г.).

ВСЕРОССИЙСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ:

Наши рекомендации