Основные принципы и юр свойства К РФ 1993 г.

Термин принцип означает - то, что лежит в основе совокупности явлений, понятий и факторов. В свою очередь, под принципами К понимается основополагающие идеи и положения, которые определяют наиболее существенные черты, качественные свойства К, как основного закона.

В К 1993 г находят своё закрепление основные принципы:

1) принцип демократизма и полновластия народа (сущность данного принципа состоит в том, что положение ст 3 К РФ устанавливают принадлежность всей полноты гос власти. Так же от проявляется в то, что президент России, фед собрание избираются путём всеобщих выборов, а наиболее важные вопросы решаются на референдуме. Данный принцип решается через положения, которое выводит местное самоуправление из системы гос власти).

2) Принцип законности. Сущность данного принципа заключается в строгом соблюдении требований законодательства и нашедшей своё закрепление в положении ст 15 К РФ. Данный принцип так же находит своё закрепление и в положениях гл 7 К РФ, устанавливающий систему судебных органов власти, а так же принципы их организации и деятельности.

3) Равноправие и полноправие граждан, а так же гарантированности прав и свобод. Данный принцип состоит в признании человека, уго прав и свобод - высшей ценность РФ. (ст 19 К РФ).

4) принцип гуманизма. В К признание человека высшей ценности отражён принцип гуманизма, который означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств. Данный принцип находит своё закрепление практические во всех положениях, закрепляющих К права и свободы человека и гражданина (ст 17, 20, 21).

5) принцип гос единства. Данный принцип находит своё закрепление в положениях преамбулы К (ст 4, 8, 74, 75, 67, 68)

6) Равноправие и самоопределение народов. Данный принцип обусловлен многонациональным характером федеративным устройством РФ. О нём говориться в преамбуле РФ (ст 5 и ст 73, 66, 69).

7) принцип разделения власти (ст 10, 11 К РФ)

8) принцип идеологического и полит многообразия (ст 13 К РФ)

Юр свойства К РФ 1993 г:

1) обладает высшей юр силой в государстве. Ст 15 К РФ.

2) К обладает верховенством на всей территории РФ и во всей системе законодательных актов гос-ва. Положение ст 15 К РФ.

3) в К РФ содержатся основные начала всех иных законодательных актов всех отраслей Российского права.

4) На нормах и принципах К РФ базируется всё текущее законодательство как федерации в целом, так и в её субъектах.

5) К РФ предполагает особый порядок её принятия и изменения.

6) К РФ обладает особой правовой охраной и обеспечивается с помощью К контроля.

9. Сущность конституциизависит от того, чьи ин-

тересы выражают конституционно-правовые нормы.

Поэтому в зависимости от теории происхождения

государства и права можно выделить следующие

подходы к сущностиконституции: 1) согласно тео-

рии общественного договора сущность конституции

\/заключается в суверенитете народа, который подоброй воле принял основной закон, устанавливаю-

щий основы и пределы государственной власти,

в руки которой народ передал свои полномочия;

2) теологическая теория утверждает, что конститу-

ция является продуктом божественных предписаний

людям о правилах бытия; 3) школы естественного

права поддерживают точку зрения, что конституци-

онные нормы - это опыт народа страны, поэтому

заимствование у других народов опыта приводит

к недолговечности конституции; 4) согласно марк-

систско-ленинской теории сущность конституции

состоит в том, что она выражает волю правящего

класса, а не всего населения.

. Признаки К.:

1. Конституция - это основной закон. Ещё Платон заявил: 1) неминуемо погибнет то гос-во, в котором выше закона стоит воля правителя; 2) выделил два вида законов, главный и другие.

2. Основной закон чего? Некоторые говорят основной закон общества, другие гос-ва. Но, судя по всему, это основной закон гос-ва, поскольку конституция, это закон, закон это часть права, а право появляется в обществе только с гос-вом. Но надо помнить, что далеко не все отношения в обществе могут быть подвергнуты правовому регулированию.

3. Конституция обуславливает соотношение социально-полит. сил в обществе.

4. Конституция закрепляет важнейшие институты гос-ва, правовой статус индивида и источники власти. Закрепляет основы народного суверенитета, основы госго суверенитета.

10. Конституция 1993 года ввела институт толкования Конституции — речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.

Цель толкования — юридически точно определить, как понимать норму конституции.

Причины введения института толкования — конституция — достаточно краткий правовой акт, поэтому не свободна от применения понятий и терминов, допускающих неоднозначное толкование; имеются прямые пробелы в тексте Конституции.

Функция толкования Конституции — статья 125 пункт 5 — Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ. Кс применяет различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический. В отдельных случаях КС отказывает в рассмотрении запроса о толковании. КС дал толкование многих статей: статьи 137 части 2 (28.11.1995) — поправки в статью 65 вносятся указом президента;статьи 136 (31.1.01995) — поправки к Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта «Закона РФ о поправке к Конституции РФ».

На самом деле, акты суда (постановления) не должны быть источниками права, так как онине создают новой нормы права, а лишь толкуют уже действующую. Самое страшное, чтопостановления КС обжалованию не подлежат. Точно так же как комментарии к кодексам и законам не представляют собой НПА!

11. Виды конституций по форме выражения:

§ писаные;

§ неписаные.

Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.

Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.

Виды конституций по субъектам принятия:

§ дарованные (октроированные);

§ исходящие от народа (народные конституции).

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.

Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Виды конституций по порядку принятия и изменения:

§ гибкие;

§ жесткие.

Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.

Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.

Выделяют также юридические и фактические конституции.

Юридическая конституция — это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.

Фактическая конституция — действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.

С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальнаяконституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.

Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные элементы их содержания. Так, различают конституции по закрепляемой ими форме государственного устройства (конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов Федерации); по форме правления (конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий).

12. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ — 1) в широком смысле — все формы действия Конституции, включая конкретизацию норм, положений Конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др. В этом значении понятие "Р.К." тождественно понятию "действие Конституции"; 2) в узком смысле — правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований Конституции. В этом значении нормы, положения Конституции могут быть реализованы в следующих формах: а) как использование, т. е. реализация, субъектами конституционного права (органами государственной власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий; б) как исполнение, т.е. реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту; в) как воздержание субъектов конституционного права от действий, запрещенных Конституцией. Например, Президенту РФ запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

16.ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Наши рекомендации