Признаки конституционно-правовой ответ-

Предмет и метод КП.

Главным критерием определения отраслей права явл-ся предмет и метод правового регулирования.

Предмет КП - совокупность опред. Обществ. Отношений, урегулирующих или объективно подлежащих регулированию конституционно-правовые нормы (КПН).

КПН явл-ся регулятивными в своем большинстве. Общественное отшение, ~ явл-ся предметом КП - это не части общественных отношений, ~ связаны с фундаментальными основаниями.

В отличии от др. отраслей права, например ~ регулирпуют те или иные обществ. Отношения в целом, но его, например, регулируют лишь тот срез обществ. отношений, ~ относятся к базовым и фундаментальным, ~ составляют основу современного развития и функционирования современного росс. общ-ва, т.е. м. сказать, что КП - это совокупность общих принципов всей правовой сис-мы страны и всех входящих в нее отраслей права.

Предмет - круг общ. отношений, связанный с основами К. строя РФ; основами конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ; с гос. устройством РФ, ее федеративной формой, субъективным составом, с К.и основами организации и функционирования гос. власти РФ в соответствии с принципами разделения властей, системой и правовым статусом фед. органов гос. власти; отношения, связанные с поправками и пересмотром К. РФ.

Метод КП - это метод конституц. регулирования нормами КП обществ. отношений. Метод обеспечивания наиб. юр. силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общ-ва и гос-ва.

3. К-п нормы – выраж в К РФ, законах и др документах общеобязательные правила должного или возможного поведения,защищенные принудительной силой закона.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:
1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
2) источниками, в которых они выражены- в Конституции РФ;
3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);
4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок.

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);
6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены.

7) особенностями структуры: гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Виды: 1. На всей террит РФ, на террит субъектов; 2-управомачив, обязыв, запрещ.; 3-императив, диспозитив; 4-матер,процессуал.

Институты конституционного права — это совокупность (подсис­тема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных от­ношений и объединенных общностью конкретных целей такого регули­рования. Такими институтами являются институт гражданства, инсти­тут личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы госу­дарства, институты парламента, правительства, местного самоуправле­ния, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе. Ряд институтов носит сложный в структурном от­ношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы госу­дарства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных орга­нов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неоди­наковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монар­хическим системам, а в странах с неразвитой, тоталитарной или моно­конфессиональной политической системой могут отсутствовать инсти­тут многопартийности, а то и институт самих политических партий.

4. Гос-правовые отношения обладают рядом особенностей:

1. Первая особенность связана с особым регулированием в гос-правовых отношениях - они регулируются, прежде всего, Конституцией и законами, а, кроме того, и указами Президента, постановлениями палат Федерального собрания.

2. Также специфика состоит в том, что гос-правовые отношения складываются по поводу реализации народного суверенитета или народовластия.

Гос-правовые отношения - это урегулированные нормами госго права общественные отношения, которые складываются в сфере реализации народом суверенитета или в процессе народовластия.

Гос-правовые отношения (как и любые другие), имеют свои:

1. Субъекты.

2. Объекты.

3. Содержание - это взаимные права и обязанности их участников.

Субъекты гос-правовых отношений обладают гос-правовой правоспособностью, т.е. нормативный акт закрепляет меры возможного поведения за субъектом. Субъект правоотношений также должен обладать дееспособностью. Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности. Деликтоспособность - это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия. Поэтому конституционная правосубъектность лица вытекает из гос-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Объекты гос-правовых отношений. Объект гос-правовых отношений в зависимости от содержания делится на простой и сложный. Сложный объект можно подразделить на основной и факультативный (простой объект содержит только основной). Основной - это власть и мотив власти (например, когда наши сограждане хотят избирать депутатов). Факультативный объект - особый статус лица, например, депутатская неприкосновенность. Другим факультативным объектом могут быть материальные ценности, возможность заниматься особым родом деятельности (этим правом к сожалению пользуются немногие, только те кто хочет что-то улучшить). Факультативный объект может лежать за пределами гос-правовых отношений. Факультативный объект тесно связан с основным.

5. Исходя из предмета К. регулирования К. право РФ занимает центральное местов системе отрас­лей права России. Нормы К. права предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоре­чить К..

Зависимость иных отраслей права от норм К. права под­тверждается тем, что принятие новой К. обычно ведет к сменевсего законодательства.

К. право РФ образует строго определенную систему,со­стоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент системы К. права РФ - правовой институт, то есть группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Основные институты российского К. права:

• основы К. строя;

• основные права и свободы человека и гражданина;

• фед устройство;

• основы избирательного права;

институт Президента РФ;

законодательная власть;

исполнительная власть;

местное самоуправление;

судебная власть и прокуратура;

иные институты.

6. Понятие “источники права” существует в нескольких значениях - экономическом, политическом, социальном. Источник права - форма права, это то нечто, где содержатся правовые нормы.

Специфика состоит в том, что источники госго права бывают двух уровней - федерального и субъектов федерации. Их соотношение прописано в статьях 71-73 К. РФ. По вопросам, изложенным в ст.71 высшую силу имеют федеральные нормативные акты. В ст.73 закреплены случаи, где решающую и приоритетную роль имеют нормативные акты субъектов федерации. Ст.72 же содержит сферу совместного ведения, где регулирование происходит как на основании законов РФ, так и законов субъекта РФ (законы субъектов не должны противоречить законам федерации). Но сегодня при обнаружении пробелов в федеральном законодательстве (коих не мало), субъект РФ сам применяет регулирование по вопросу, указанному в ст.72 К. РФ, но как только принимается закон на федеральном уровне, субъект должен привести в соответствие свою нормативную базу с базой федеральной.

Конституция РФ является "первейшим" источником права (и не только госго). Это основной закон гос-ва, который в соответствии с реальным соотношением социально-полит. сил закрепляет основы госго народного и национального суверенитета и правового статуса индивида. Конституция - закон высшей юридической силы. Помимо К. в РФ действует еще 2-е разновидности закона: федеральный К. закон и ординарный федеральный закон (обычные законы).

Вообще, конституционные законы бывают трёх видов (из мировой практики):

1. Которые вводят Конституцию в действие,

2. Которые изменяют и/или дополняют Конституцию (другими словами, имеется в виду законы, которыми вносятся конституционные поправки).

3. Которые развивают отдельные конституционные положения и о принятии которых прямо сказано в К. гос-ва.

Федеральные ординарные законы - это законы, которые по юридической силе стоят после К. РФ и федеральных конституционных законов. Они регулируют иные наиболее важные вопросы госй жизни, неурегулированные Конституцией и К.и законами. Федеральные законы принимаются Госй Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Президент может не подписывать закон, вернув его обратно Госй Думе со своими замечаниями, а вот федеральный К. закон он подписать обязан.

Следующая группа источников - подзаконные акты.

На первом месте в данной группе находятся указы Президента РФ по предметам его ведения и только те, которые имеют нормативный характер (например, указ об утверждении ордена мужества - это нормативный указ, а поименное награждение орденом мужества - это уже ненормативный указ). Указы нормативного характера могут:

a. непосредственно содержать правовые нормы;

b. утверждать положения, содержащие правовые нормы.

Следующий источник, который входит в группу подзаконных актов - постановления палат

Федерального Собрания РФ. Их 2 вида: нормативные и ненормативные (индивидуальные). Нормативные могут:

1. непосредственно содержать правовые нормы;

2. утверждать положения, содержащие правовые нормы (например, положение о статусе помощников членов Совета Федерации).

Ст. 15 К. РФ устанавливает, что частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Они могут содержаться в актах международных организаций. Но в ст.15 К. РФ следует добавить слово “ратификация”, иначе у нас должны действовать все международные законы.

7.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ

И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Конституционно-правовая ответственность-

обязанность субъекта правоотношения (гражданина,

органа власти, должностного лица) претерпевать не-

благоприятные последствия в виде ограничений лич-

ного или имущественного характера своих неза-

конных действий (бездействий), установленная

Конституцией РФ и другими федеральными зако-

нами.

Как и любая другая юридическая ответственность,

конституционно-правовая возникает вследствие со-

вершения субъектом правоотношения виновного

правонарушения. Правонарушениев сфере кон-

ституционно-правовых отношений складывается

из:1) субъекта (граждане РФ, иностранные граж-

дане, лица без гражданства, государственные орга-

ны власти, должностные лица); 2) субъективной сто-

роны (только при наличии виновного поведения

субъекта); 3) объекта (общественные отношения,

возникающие по поводу сохранения конституцион-

ного строя РФ, федеративного устройства, защиты

прав и свобод личности, работы государственных

органов власти и порядка их формирования и иных

конституционных гарантий); 4) объективной сторо-

ны (она выражается в действиях или бездействиях

субъекта, направленных на нарушение российского

законодательства в сфере конституционных отноше-

ний).

РОССИИ

И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Гражданство РФ- это устойчивая правовая связь

лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаим-

ных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г.

№ 62-ФЗ ≪О гражданстве Российской Федерации≫).

Содержанием гражданства РФявляется сово-

купность взаимных прав и обязанностей РФ и граж-

данина РФ.

Юридические признакигражданства РФ:

1) правовой характер связи гражданина и РФ (та-

кой характер связи гражданина и РФ заключается

в том, что все отношения между ними должны быть

юридически оформлены, а не просто фактически

признаны); 2) устойчивость этой связи (данный при-

знак заключается в постоянном характере взаимных

прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. граж-

данство РФ сохраняется за лицом независимо ни от

каких обстоятельств с момента приобретения граж-

данства и до его прекращения).

Основным документом, удостоверяющим наличие

у лица гражданства РФ, является паспорт гражда-

нина РФ или иной основной документ, содержащий

указание на гражданство лица.

В целях подтверждения лицом своей принадлеж-

ности к гражданам РФ при выезде за границу он

должен получить заграничный паспорт гражданина

РФ, визовые документы, а при прохождении воин-

ской обязанности - военный билет и т. д.

РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже

если они находятся и постоянно проживают за ру-

бежом.

Гражданство РФ устанавливается Конституцией

РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ ≪О граж-

данстве Российской Федерации≫ (с изменениями от

11 ноября 2003 г.) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничиваю-

щих права и свободы граждан.

Гражданство РФ может возникнуть у лица по осно-

ваниям, предусмотренным федеральным законода-

тельством, либо уже констатируется на основании

факта наличия у него в прошлом гражданства СССР.

Принципы гражданства РФ- основополагаю-

щие начала, устанавливающие основы правового

статуса граждан РФ, а также регулирующие вопро-

сы порядка приобретения и прекращения граждан-

ства РФ и иные вопросы.

Принципыгражданства РФ: 1) единство и рав-

ность гражданства РФ независимо от оснований его

приобретения; 2) недопустимость лишения граждан-

ства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на

законных основаниях, но постоянно проживают за

пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на

свободный выбор гражданства, никто не может быть

лишен гражданства РФ или права изменить его;

4) недопустимость высылки гражданина РФ за пре-

делы российского государства или передачи его

иностранному государству; 5) государственное по-

ощрение приобретения гражданства РФ лицами без

гражданства, проживающими на территории РФ;

6) допустимость одновременного наличия у гражда-

нина РФ гражданства иностранного государства

в соответствии с федеральным законом или между-

народным договором РФ; 7) недопустимость огра-

ничения гражданских прав и свобод гражданина РФ

при наличии у него двойного гражданства, а также

невозможность освобождения этого лица от испол-

нения гражданских обязанностей, в том числе обя-

занности по защите Отечества; 8) принцип равен-

ства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства

и иностранных граждан за исключением специаль-

ных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из

института гражданства РФ.

22. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ

ГРАЖДАНСТВА РФ

Основания приобретениягражданства РФ:

1) по рождению; 2) в результате приема в граждан-

ство РФ; 3) в результате восстановления в граждан-

стве РФ; 4) по иным основаниям.

1. По рождениюгражданство приобретается,

если на день рождения ребенка: 1) оба его родите-

ля или единственный его родитель являются граж-

данами РФ; 2) один из его родителей имеет граж-

данство РФ, а другой родитель является лицом без

гражданства, или признан безвестно отсутствую-

щим, или место его нахождения неизвестно; 3) один

из его родителей имеет гражданство РФ, а другой

родитель является иностранным гражданином, при

условии, что ребенок родился на территории РФ,

в ином случае он станет лицом без гражданства;

4) оба его родителя или единственный его родитель,

проживающие на территории РФ, являются иност-

ранными гражданами или лицами без гражданства,

при условии, что ребенок родился на террито-

рии РФ, а государство, гражданами которого явля-

ются его родители или единственный его родитель,

не предоставляет ребенку свое гражданство; 5) ро-

дители ребенка неизвестны, а сам он находится на

территории РФ, при условии, если родители не

объявятся в течение шести месяцев со дня обнару-

жения этого ребенка.

2. Приемв гражданство РФ может быть в общем

и упрощенном порядке.

В общем порядке гражданство РФ принимают же-

лающие принять гражданство РФ иностранные

граждане и лица без гражданства, которые достиг-

\/ли возраста 18 лет и обладают дееспособностью, а также: 1) проживают на территории РФ со дня

получения вида на жительство и до дня обраще-

ния с заявлениями о приеме в гражданство РФ

в течение 5 лет непрерывно, при этом срок про-

живания на территории РФ считается непрерыв-

ным, если лицо выезжало за пределы РФ не более

чем на 3 месяца в течение 1 года; 2) обязуются

соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

3) имеют законный источник средств к существо-

ванию; 4) обратились в полномочный орган иност-

ранного государства с заявлениями об отказе от

имеющегося у них иного гражданства; 5) владеют

русским языком.

Упрощенный порядок установлен для совершен-

нолетних дееспособных лиц в случаях: 1) состояния

лица в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

2) усыновления ребенка, являющегося гражданином

РФ; 3) наличия высоких достижений в области на-

уки, техники и культуры, а также обладания профес-

сией, представляющей интерес для РФ; 4) наличия

заслуг перед народами, объединенными РФ, в осу-

ществлении общечеловеческих идеалов и цен-

ностей; 5) получения убежища на территории РФ

в установленном порядке; 6) состояния в прошлом

лица или хотя бы одного из его родственников по

прямой восходящей линии в гражданстве РФ по рож-

дению.

3. Восстановлениев гражданстве РФ - возник-

новение у лица гражданства РФ в упрощенном по-

рядке в случае его утраты по каким-либо невинов-

ным основаниям.

В гражданстве РФ восстанавливаются иностран-

ные граждане и лица без гражданства, ранее имев-

шие гражданство РФ и проживающие на террито-

рии РФ в течение не менее 3 лет.

ГРАЖДАНСТВА РФ

Отношения гражданства РФ включают в себя не

только приобретение его и основания этого, а также

прекращение гражданства РФ и основания этого.

Основания прекращениягражданства РФ:

1) выход из гражданства РФ; 2) иные основания,

предусмотренные федеральным законодательством

или международными договорами РФ.

Выход из гражданства РФ- свободное воле-

изъявление гражданина РФ.

Выход их гражданства РФ осуществляется на ос-

новании заявления гражданина РФ, если он постоян-

но проживает на территории.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего за

пределами России, осуществляется на основании

добровольного волеизъявления (на основании заяв-

ления желающего лица) этого лица в упрощенном

порядке при отсутствии оснований отказа в выходе

из гражданства РФ. Выход из гражданства РФ мо-

жет быть в общем и упрощенном порядке."

Лы РФ (депортация).

Депортированное лицо должно покинуть террито-

рию РФ немедленно на основании соответствующего

решения компетентных органов.

Некоторым категориям лиц может быть предо-

ставлено политическое убежище.

24. убежище.эктрадиция

Политическое убежищепредоставляется в РФ

иностранным гражданам и лицам без гражданства,

в отношении которых в стране их постоянного про-

живания осуществляется преследование или возник-

ла реальная угроза стать жертвой преследования за

общественно-политическую деятельность и убежде-

ния, отвечающие принципам, признанным мировым

сообществом.

Политическое убежище не может быть предостав-

лено лицам, поддерживающим идеи расовой и нацио-

нальной розни, возбуждающие антигуманные настрое-

ния и идею превосходства какой-либо группы людей.

Оно предполагает наличие у лица, которому предо-

ставлено, всех прав и свобод, а также обязанностей

граждан РФ, если иное не установлено федеральны-

ми законами или международным договором РФ.

Убежище предоставляется на основании заявле-

ния лица и Указа Президента РФ о предоставлении

политического убежища. Этот Указ вступает в силу

со дня его подписания.

25.ИНСТИТУТ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ

КОНСТИТУЦИИ РФ

Собственности.

Щесоциальные цели.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

ЛИЧНОСТИ В РФ

Конституционно-правовой статус граждан РФ

складывается не только из прав и свобод, но и их

обязанностей перед РФ. Различаются обязанности

перед РФ человека и гражданина. Так, только обя-

занности граждан РФ являются официально при-

знанными и закрепляются в Конституции РФ и фе-

деральных законах.

Признакиконституционных обязанностей граж-

дан РФ: 1) они имеют своей целью охрану, защиту

и развитие социальных ценностей; 2) обеспечива-

ют реализацию личных и общественных интересов;

3) имеют высшую юридическую силу.

Видыконституционных обязанностей: 1) общие

конституционные обязанности(соблюдение

Конституции РФ и федерального законодательства,

сохранение нормальной окружающей среды на тер-

ритории РФ, сохранение исторического и культур-

ного наследия, памятников истории, культуры и при-

роды); 2) специальные конституционные

обязанности(взаимные обязанности родителей

и детей, уплата установленных законодательством

налогов и сборов, воинская обязанность).

Общие обязанности несут все лица, находящиеся

на территории РФ. Эти обязанности обеспечивают

сохранение нормального общежития в РФ.

И ГРАЖДАНИНА В РФ

Конституционно-правовые гарантииправ

и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Кон-

ституции): 1) права и свободы человека и гражда-

нина принадлежат всем в равном объеме незави-

симо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного

положения, места жительства, отношения к рели-

гии, убеждений, принадлежности к общественным

объединениям, а также других обстоятельств;

2) ограничение прав граждан по признакам социаль-

ной, расовой, национальной, языковой или рели-

гиозной принадлежности запрещается в любой

форме; 3) основные права и свободы человека не-

отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

ГО4) осуществление прав и свобод человека и граж-

""*>1 данина не должно нарушать права и свободы дру-

гих лиц. Иные гарантии конституционных прав

и свобод личности в РФ устанавливаются феде-

ральными законами. Например:

1) ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ ≪Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие

в референдуме граждан Российской Федерации≫

устанавливает основные гарантии конституционно-

го права граждан РФ на участие в выборах и рефе-

рендумах.

В соответствии с этим Законом выборы и все ре-

ферендумы в РФ проводятся на основе всеобщего

равного и прямого избирательного права при тайном

голосовании. Право на участие в выборах может

ограничиваться только в соответствии с федераль-

ными законами и только в качестве установленных

мер Ответственности либо в случае ограничения дее-

способности;2) ФЗ от 15 июля 1995 г. №03-ФЗ ≪О содержании

под стражей подозреваемых и обвиняемых в совер-

шении преступлений≫, Закон РФ от 22 декабря

1992 г. 4180-1 ≪О трансплантации органов и (или) тка-

ней человека≫, Закон РФ от 2 июля 1992 г. 3185-1

≪О психиатрической помощи и гарантиях прав граж-

дан при ее оказании≫ гарантируют права человека

и гражданина на неприкосновенность.

В соответствии с этими законами ограничение

права на личную неприкосновенность возможно

только на основании соответствующего акта суда

о задержании или содержании под стражей либо со-

держании в специальном лечебном учреждении. Не

допускается трансплантация органов и тканей от

живого донора или трупа, если нет доказательств,

что другие медицинские средства не могут гаран-

тировать сохранения жизни больного либо восста-

новления его здоровья;

3) ФЗ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ ≪Об образова- СО

нии≫ конкретизируются гарантии реализации всеоб- CVI

щего права на образование.

Согласно этому Закону право на образование яв-

ляется неотъемлемым конституционным правом

всех граждан РФ, а также лиц, не являющихся граж-

данами, но законно находящихся на территории РФ.

В это право входит право на бесплатное общее об-

разование, конкурсное бесплатное высшее образо-

вание и др.

Никто не может быть лишен права на образование

независимо от каких бы то ни было обстоятельств,

включая и психическое развитие, т. е. государство

обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии

условия для получения ими образования, коррекции

нарушений развития и социальной адаптации на ос-

нове специальных педагогических подходов.

В РФ не допускается ограничение этих и других прав

и свобод личности в какой бы то ни было форме.

33. ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО

УСТРОЙСТВА РФ

РФ является многонациональным государством,

поэтому наиболее естественной формой государ-

ственного устройства является федеративная.

Территория России делится на отдельные, самосто-

ятельные (в пределах своей компетенции), равно-

правные субъекты РФ. Их согласно Конституции РФ -

89.

Принципы федеративного устройства РФ:

1) государственная целостность РФ; 2) единство

системы органов государственной власти; 3) раз-

граничение предметов ведения и полномочий меж-

ду органами государственной власти РФ и органами

государственной власти субъектов РФ; 4) равнопра-

вие и самоопределение народов в РФ.

Государственная целостность РФ предполагает

№ такое государственное устройство, при котором:

О 1) обеспечивается целостность и неприкосновен-

ность территории РФ; 2) действует единое граждан-

ство РФ; 3) устанавливается единое экономическое

пространство и использование единой денежной

единицы - рубля; 4) гарантируется верховенство

Конституции РФ и федеральных законов по отноше-

нию к нормативным актам субъектов РФ; 5) действу-

ют федеральные органы государственной власти

и провозглашается единство систем государствен-

ной власти; 6) государственные образования рас-

сматриваются как находящиеся в составе РФ, тер-

ритория каждого из них является неразрывной

частью территории России; 7) вопросы федератив-

ного устройства отнесены к исключительной преро-

гативе РФ; 8) отсутствует право выхода субъек-

тов РФ из ее состава.

Принцип единства системы органов государствен-

ной власти тесно связан с принципом государственной целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет

РФ на всей ее территории.

Единственным источником власти согласно этому

принципу является многонациональный народ РФ.

СУБЪЕКТОВ РФ

Российское государство - это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно са-

мостоятельных территориальных образований,

субъектов РФ.

СубъектРФ - ограниченно правоспособное тер-

риториальное образование, имеющее некоторые

черты государственности, построенное на террито-

риальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ

означает, что они самостоятельны только в преде-

лах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образова-

ния территории субъектов РФ:1) территориаль-

ный принцип; 2) национальный принцип; 3) националь-

но-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принципформирования

субъекта РФ означает, что границы такого субъекта

определяются исключительно наличием значитель-

ной охватываемой территории и большим числом

проживающего населения. По этому принципу, как

правило, образуются края, области, а также города

федерального значения.

Национальный принципозначает, что образо-

вание субъекта РФ связано с особенностями на-

ционального состава населения. Субъекты РФ, об-

разованные согласно национальному принципу,

нередко имеют небольшую территорию, но включа-

ют в себя объединения народов России и потому вы-

делены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный типформирования субъекта РФ

включает в себя черты и национального, и террито-

риального принципа.

Видысубъектов РФ: 1) 21 республика в составе

РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которыхприсутствуют черты государственности, они впра-

ве самостоятельно определять внутреннюю полити-

ку субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ

формируются на основе территориального принципа

и отличаются обширной территорией); 3) 49 об-

ластей (так же, как и края, построены по территориаль-

ному принципу, но обладают сравнительно небольшой

площадью территории); 4) 2 города федерального

значения: Москва, Санкт-Петербург (они причисле-

ны к субъектам РФ только в силу своей значитель-

ной территории и численности населения); 5) Ев-

рейская автономная область (единственный субъект

РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных

округов (они образуются по национальному прин-

ципу и для сохранения исторически сложившихся

взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации диффе-

ренцируется их правовое положение внутри государ-

ства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают рес-

публики в составе РФ, а наименьшим - автономные

округа и автономная область, так как они входят

в состав других субъектов РФ (краев и областей),

а значит, частично зависят от решений государствен-

ных органов. Края же и области в составе РФ обла-

дают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают

города федерального значения. Они представляют

РФ и являются ее ≪лицом≫.

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государ-

ственным суверенитетом; 2) не имеют права на са-

моопределение в силу принципа территориальной

целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на

всей территории РФ независимо от субъектов РФ,

в котором проживает гражданин; 4) осуществляют

полномочия в соответствии с федеральным законо-

дательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

36. ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ

И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

Конституция РФ устанавливает четкие перечни

полномочий РФ, субъектов РФ и предметы их сов-

местного ведения.

РФ обладает суверенитетом на всей территории

РФ и осуществляет полномочия, отнесенные к пред-

метам ее исключительного ведения в силу их осо-

бой важности для государства. Например, принятие

и изменение Конституции РФ и федеральных зако-

нов, контроль за их соблюдением; установление

системы федеральных органов законодательной,

исполнительной и судебной власти, порядка их

организации и деятельности; федеративное устрой-

ство и территория РФ; регулирование федерально-

го бюджета; вопросы войны, обороны и мира и т. д.

Вне пределов ведения РФ и сферы совместного

ведения РФ и ее субъектов последние обладают

всей полнотой государственной власти, т. е. эти

полномочия относятся к исключительной компетен-

ции органов государственной власти субъектов РФ.

СТРУКТУРА, НОРМАТИВНАЯ БАЗА

ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Принципы избирательного права России-

основополагающие начала российского законода-

тельства о порядке избрания высших органов власти

РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.

Принципы:1) всеобщность; 2) равность; 3) пря-

мота; 4) тайность.

Всеобщностьозначает, что все граждане РФ

независимо от пола, расы, национальной принад-

лежности, вероисповедания и других качеств, если

они достигли определенного Конституцией РФ воз-

раста, могут принимать участие в выборах в качест-

ве избирателей либо кандидатов на ту или иную

выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

Ограничение в избирательных правах граждан не

допускается, за исключением случаев, предусмот-

ренных федеральными законами (например, граж-

дане, признанные судом недееспособными либо

содержащиеся в местах лишения свободы по при-

говору суда).

Избирательные праваграждан РФ: 1) право

участвовать в выдвижении кандидатов, списков кан-

дидатов; 2) участвовать в предвыборной агитации;

3) участвовать в наблюдении за проведением вы-

боров, работой избирательных комиссий, включая

установление итогов голосования и определение ре-

зультатов выборов; 4) принимать участие в других

избирательных действиях в порядке, установленном

Конституцией РФ, федеральными законами, консти-

туциями (уставами), законами субъектов РФ.

Реализацию принципа всеобщего избирательного

права обеспечивает право граждан участвовать

в управлении делами государства. Благодаря этому

праву граждане РФ могут влиять на принятие и ис-

\/полнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представи-

телей, лиц, в обязанности

Наши рекомендации