Признаки конституционно-правовой ответ-
Предмет и метод КП.
Главным критерием определения отраслей права явл-ся предмет и метод правового регулирования.
Предмет КП - совокупность опред. Обществ. Отношений, урегулирующих или объективно подлежащих регулированию конституционно-правовые нормы (КПН).
КПН явл-ся регулятивными в своем большинстве. Общественное отшение, ~ явл-ся предметом КП - это не части общественных отношений, ~ связаны с фундаментальными основаниями.
В отличии от др. отраслей права, например ~ регулирпуют те или иные обществ. Отношения в целом, но его, например, регулируют лишь тот срез обществ. отношений, ~ относятся к базовым и фундаментальным, ~ составляют основу современного развития и функционирования современного росс. общ-ва, т.е. м. сказать, что КП - это совокупность общих принципов всей правовой сис-мы страны и всех входящих в нее отраслей права.
Предмет - круг общ. отношений, связанный с основами К. строя РФ; основами конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ; с гос. устройством РФ, ее федеративной формой, субъективным составом, с К.и основами организации и функционирования гос. власти РФ в соответствии с принципами разделения властей, системой и правовым статусом фед. органов гос. власти; отношения, связанные с поправками и пересмотром К. РФ.
Метод КП - это метод конституц. регулирования нормами КП обществ. отношений. Метод обеспечивания наиб. юр. силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общ-ва и гос-ва.
3. К-п нормы – выраж в К РФ, законах и др документах общеобязательные правила должного или возможного поведения,защищенные принудительной силой закона.
От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:
1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
2) источниками, в которых они выражены- в Конституции РФ;
3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);
4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок.
5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);
6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены.
7) особенностями структуры: гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.
Виды: 1. На всей террит РФ, на террит субъектов; 2-управомачив, обязыв, запрещ.; 3-императив, диспозитив; 4-матер,процессуал.
Институты конституционного права — это совокупность (подсистема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных отношений и объединенных общностью конкретных целей такого регулирования. Такими институтами являются институт гражданства, институт личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы государства, институты парламента, правительства, местного самоуправления, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе. Ряд институтов носит сложный в структурном отношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы государства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных органов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неодинаковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монархическим системам, а в странах с неразвитой, тоталитарной или моноконфессиональной политической системой могут отсутствовать институт многопартийности, а то и институт самих политических партий.
4. Гос-правовые отношения обладают рядом особенностей:
1. Первая особенность связана с особым регулированием в гос-правовых отношениях - они регулируются, прежде всего, Конституцией и законами, а, кроме того, и указами Президента, постановлениями палат Федерального собрания.
2. Также специфика состоит в том, что гос-правовые отношения складываются по поводу реализации народного суверенитета или народовластия.
Гос-правовые отношения - это урегулированные нормами госго права общественные отношения, которые складываются в сфере реализации народом суверенитета или в процессе народовластия.
Гос-правовые отношения (как и любые другие), имеют свои:
1. Субъекты.
2. Объекты.
3. Содержание - это взаимные права и обязанности их участников.
Субъекты гос-правовых отношений обладают гос-правовой правоспособностью, т.е. нормативный акт закрепляет меры возможного поведения за субъектом. Субъект правоотношений также должен обладать дееспособностью. Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности. Деликтоспособность - это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия. Поэтому конституционная правосубъектность лица вытекает из гос-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
Объекты гос-правовых отношений. Объект гос-правовых отношений в зависимости от содержания делится на простой и сложный. Сложный объект можно подразделить на основной и факультативный (простой объект содержит только основной). Основной - это власть и мотив власти (например, когда наши сограждане хотят избирать депутатов). Факультативный объект - особый статус лица, например, депутатская неприкосновенность. Другим факультативным объектом могут быть материальные ценности, возможность заниматься особым родом деятельности (этим правом к сожалению пользуются немногие, только те кто хочет что-то улучшить). Факультативный объект может лежать за пределами гос-правовых отношений. Факультативный объект тесно связан с основным.
5. Исходя из предмета К. регулирования К. право РФ занимает центральное местов системе отраслей права России. Нормы К. права предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить К..
Зависимость иных отраслей права от норм К. права подтверждается тем, что принятие новой К. обычно ведет к сменевсего законодательства.
К. право РФ образует строго определенную систему,состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент системы К. права РФ - правовой институт, то есть группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.
Основные институты российского К. права:
• основы К. строя;
• основные права и свободы человека и гражданина;
• фед устройство;
• основы избирательного права;
институт Президента РФ;
законодательная власть;
исполнительная власть;
местное самоуправление;
судебная власть и прокуратура;
иные институты.
6. Понятие “источники права” существует в нескольких значениях - экономическом, политическом, социальном. Источник права - форма права, это то нечто, где содержатся правовые нормы.
Специфика состоит в том, что источники госго права бывают двух уровней - федерального и субъектов федерации. Их соотношение прописано в статьях 71-73 К. РФ. По вопросам, изложенным в ст.71 высшую силу имеют федеральные нормативные акты. В ст.73 закреплены случаи, где решающую и приоритетную роль имеют нормативные акты субъектов федерации. Ст.72 же содержит сферу совместного ведения, где регулирование происходит как на основании законов РФ, так и законов субъекта РФ (законы субъектов не должны противоречить законам федерации). Но сегодня при обнаружении пробелов в федеральном законодательстве (коих не мало), субъект РФ сам применяет регулирование по вопросу, указанному в ст.72 К. РФ, но как только принимается закон на федеральном уровне, субъект должен привести в соответствие свою нормативную базу с базой федеральной.
Конституция РФ является "первейшим" источником права (и не только госго). Это основной закон гос-ва, который в соответствии с реальным соотношением социально-полит. сил закрепляет основы госго народного и национального суверенитета и правового статуса индивида. Конституция - закон высшей юридической силы. Помимо К. в РФ действует еще 2-е разновидности закона: федеральный К. закон и ординарный федеральный закон (обычные законы).
Вообще, конституционные законы бывают трёх видов (из мировой практики):
1. Которые вводят Конституцию в действие,
2. Которые изменяют и/или дополняют Конституцию (другими словами, имеется в виду законы, которыми вносятся конституционные поправки).
3. Которые развивают отдельные конституционные положения и о принятии которых прямо сказано в К. гос-ва.
Федеральные ординарные законы - это законы, которые по юридической силе стоят после К. РФ и федеральных конституционных законов. Они регулируют иные наиболее важные вопросы госй жизни, неурегулированные Конституцией и К.и законами. Федеральные законы принимаются Госй Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Президент может не подписывать закон, вернув его обратно Госй Думе со своими замечаниями, а вот федеральный К. закон он подписать обязан.
Следующая группа источников - подзаконные акты.
На первом месте в данной группе находятся указы Президента РФ по предметам его ведения и только те, которые имеют нормативный характер (например, указ об утверждении ордена мужества - это нормативный указ, а поименное награждение орденом мужества - это уже ненормативный указ). Указы нормативного характера могут:
a. непосредственно содержать правовые нормы;
b. утверждать положения, содержащие правовые нормы.
Следующий источник, который входит в группу подзаконных актов - постановления палат
Федерального Собрания РФ. Их 2 вида: нормативные и ненормативные (индивидуальные). Нормативные могут:
1. непосредственно содержать правовые нормы;
2. утверждать положения, содержащие правовые нормы (например, положение о статусе помощников членов Совета Федерации).
Ст. 15 К. РФ устанавливает, что частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Они могут содержаться в актах международных организаций. Но в ст.15 К. РФ следует добавить слово “ратификация”, иначе у нас должны действовать все международные законы.
7.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ
И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Конституционно-правовая ответственность-
обязанность субъекта правоотношения (гражданина,
органа власти, должностного лица) претерпевать не-
благоприятные последствия в виде ограничений лич-
ного или имущественного характера своих неза-
конных действий (бездействий), установленная
Конституцией РФ и другими федеральными зако-
нами.
Как и любая другая юридическая ответственность,
конституционно-правовая возникает вследствие со-
вершения субъектом правоотношения виновного
правонарушения. Правонарушениев сфере кон-
ституционно-правовых отношений складывается
из:1) субъекта (граждане РФ, иностранные граж-
дане, лица без гражданства, государственные орга-
ны власти, должностные лица); 2) субъективной сто-
роны (только при наличии виновного поведения
субъекта); 3) объекта (общественные отношения,
возникающие по поводу сохранения конституцион-
ного строя РФ, федеративного устройства, защиты
прав и свобод личности, работы государственных
органов власти и порядка их формирования и иных
конституционных гарантий); 4) объективной сторо-
ны (она выражается в действиях или бездействиях
субъекта, направленных на нарушение российского
законодательства в сфере конституционных отноше-
ний).
РОССИИ
И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Гражданство РФ- это устойчивая правовая связь
лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаим-
ных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г.
№ 62-ФЗ ≪О гражданстве Российской Федерации≫).
Содержанием гражданства РФявляется сово-
купность взаимных прав и обязанностей РФ и граж-
данина РФ.
Юридические признакигражданства РФ:
1) правовой характер связи гражданина и РФ (та-
кой характер связи гражданина и РФ заключается
в том, что все отношения между ними должны быть
юридически оформлены, а не просто фактически
признаны); 2) устойчивость этой связи (данный при-
знак заключается в постоянном характере взаимных
прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. граж-
данство РФ сохраняется за лицом независимо ни от
каких обстоятельств с момента приобретения граж-
данства и до его прекращения).
Основным документом, удостоверяющим наличие
у лица гражданства РФ, является паспорт гражда-
нина РФ или иной основной документ, содержащий
указание на гражданство лица.
В целях подтверждения лицом своей принадлеж-
ности к гражданам РФ при выезде за границу он
должен получить заграничный паспорт гражданина
РФ, визовые документы, а при прохождении воин-
ской обязанности - военный билет и т. д.
РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже
если они находятся и постоянно проживают за ру-
бежом.
Гражданство РФ устанавливается Конституцией
РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ ≪О граж-
данстве Российской Федерации≫ (с изменениями от
11 ноября 2003 г.) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничиваю-
щих права и свободы граждан.
Гражданство РФ может возникнуть у лица по осно-
ваниям, предусмотренным федеральным законода-
тельством, либо уже констатируется на основании
факта наличия у него в прошлом гражданства СССР.
Принципы гражданства РФ- основополагаю-
щие начала, устанавливающие основы правового
статуса граждан РФ, а также регулирующие вопро-
сы порядка приобретения и прекращения граждан-
ства РФ и иные вопросы.
Принципыгражданства РФ: 1) единство и рав-
ность гражданства РФ независимо от оснований его
приобретения; 2) недопустимость лишения граждан-
ства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на
законных основаниях, но постоянно проживают за
пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на
свободный выбор гражданства, никто не может быть
лишен гражданства РФ или права изменить его;
4) недопустимость высылки гражданина РФ за пре-
делы российского государства или передачи его
иностранному государству; 5) государственное по-
ощрение приобретения гражданства РФ лицами без
гражданства, проживающими на территории РФ;
6) допустимость одновременного наличия у гражда-
нина РФ гражданства иностранного государства
в соответствии с федеральным законом или между-
народным договором РФ; 7) недопустимость огра-
ничения гражданских прав и свобод гражданина РФ
при наличии у него двойного гражданства, а также
невозможность освобождения этого лица от испол-
нения гражданских обязанностей, в том числе обя-
занности по защите Отечества; 8) принцип равен-
ства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства
и иностранных граждан за исключением специаль-
ных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из
института гражданства РФ.
22. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ
ГРАЖДАНСТВА РФ
Основания приобретениягражданства РФ:
1) по рождению; 2) в результате приема в граждан-
ство РФ; 3) в результате восстановления в граждан-
стве РФ; 4) по иным основаниям.
1. По рождениюгражданство приобретается,
если на день рождения ребенка: 1) оба его родите-
ля или единственный его родитель являются граж-
данами РФ; 2) один из его родителей имеет граж-
данство РФ, а другой родитель является лицом без
гражданства, или признан безвестно отсутствую-
щим, или место его нахождения неизвестно; 3) один
из его родителей имеет гражданство РФ, а другой
родитель является иностранным гражданином, при
условии, что ребенок родился на территории РФ,
в ином случае он станет лицом без гражданства;
4) оба его родителя или единственный его родитель,
проживающие на территории РФ, являются иност-
ранными гражданами или лицами без гражданства,
при условии, что ребенок родился на террито-
рии РФ, а государство, гражданами которого явля-
ются его родители или единственный его родитель,
не предоставляет ребенку свое гражданство; 5) ро-
дители ребенка неизвестны, а сам он находится на
территории РФ, при условии, если родители не
объявятся в течение шести месяцев со дня обнару-
жения этого ребенка.
2. Приемв гражданство РФ может быть в общем
и упрощенном порядке.
В общем порядке гражданство РФ принимают же-
лающие принять гражданство РФ иностранные
граждане и лица без гражданства, которые достиг-
\/ли возраста 18 лет и обладают дееспособностью, а также: 1) проживают на территории РФ со дня
получения вида на жительство и до дня обраще-
ния с заявлениями о приеме в гражданство РФ
в течение 5 лет непрерывно, при этом срок про-
живания на территории РФ считается непрерыв-
ным, если лицо выезжало за пределы РФ не более
чем на 3 месяца в течение 1 года; 2) обязуются
соблюдать Конституцию и законодательство РФ;
3) имеют законный источник средств к существо-
ванию; 4) обратились в полномочный орган иност-
ранного государства с заявлениями об отказе от
имеющегося у них иного гражданства; 5) владеют
русским языком.
Упрощенный порядок установлен для совершен-
нолетних дееспособных лиц в случаях: 1) состояния
лица в гражданстве бывшего СССР в прошлом;
2) усыновления ребенка, являющегося гражданином
РФ; 3) наличия высоких достижений в области на-
уки, техники и культуры, а также обладания профес-
сией, представляющей интерес для РФ; 4) наличия
заслуг перед народами, объединенными РФ, в осу-
ществлении общечеловеческих идеалов и цен-
ностей; 5) получения убежища на территории РФ
в установленном порядке; 6) состояния в прошлом
лица или хотя бы одного из его родственников по
прямой восходящей линии в гражданстве РФ по рож-
дению.
3. Восстановлениев гражданстве РФ - возник-
новение у лица гражданства РФ в упрощенном по-
рядке в случае его утраты по каким-либо невинов-
ным основаниям.
В гражданстве РФ восстанавливаются иностран-
ные граждане и лица без гражданства, ранее имев-
шие гражданство РФ и проживающие на террито-
рии РФ в течение не менее 3 лет.
ГРАЖДАНСТВА РФ
Отношения гражданства РФ включают в себя не
только приобретение его и основания этого, а также
прекращение гражданства РФ и основания этого.
Основания прекращениягражданства РФ:
1) выход из гражданства РФ; 2) иные основания,
предусмотренные федеральным законодательством
или международными договорами РФ.
Выход из гражданства РФ- свободное воле-
изъявление гражданина РФ.
Выход их гражданства РФ осуществляется на ос-
новании заявления гражданина РФ, если он постоян-
но проживает на территории.
Выход из гражданства РФ лица, проживающего за
пределами России, осуществляется на основании
добровольного волеизъявления (на основании заяв-
ления желающего лица) этого лица в упрощенном
порядке при отсутствии оснований отказа в выходе
из гражданства РФ. Выход из гражданства РФ мо-
жет быть в общем и упрощенном порядке."
Лы РФ (депортация).
Депортированное лицо должно покинуть террито-
рию РФ немедленно на основании соответствующего
решения компетентных органов.
Некоторым категориям лиц может быть предо-
ставлено политическое убежище.
24. убежище.эктрадиция
Политическое убежищепредоставляется в РФ
иностранным гражданам и лицам без гражданства,
в отношении которых в стране их постоянного про-
живания осуществляется преследование или возник-
ла реальная угроза стать жертвой преследования за
общественно-политическую деятельность и убежде-
ния, отвечающие принципам, признанным мировым
сообществом.
Политическое убежище не может быть предостав-
лено лицам, поддерживающим идеи расовой и нацио-
нальной розни, возбуждающие антигуманные настрое-
ния и идею превосходства какой-либо группы людей.
Оно предполагает наличие у лица, которому предо-
ставлено, всех прав и свобод, а также обязанностей
граждан РФ, если иное не установлено федеральны-
ми законами или международным договором РФ.
Убежище предоставляется на основании заявле-
ния лица и Указа Президента РФ о предоставлении
политического убежища. Этот Указ вступает в силу
со дня его подписания.
25.ИНСТИТУТ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ
КОНСТИТУЦИИ РФ
Собственности.
Щесоциальные цели.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
ЛИЧНОСТИ В РФ
Конституционно-правовой статус граждан РФ
складывается не только из прав и свобод, но и их
обязанностей перед РФ. Различаются обязанности
перед РФ человека и гражданина. Так, только обя-
занности граждан РФ являются официально при-
знанными и закрепляются в Конституции РФ и фе-
деральных законах.
Признакиконституционных обязанностей граж-
дан РФ: 1) они имеют своей целью охрану, защиту
и развитие социальных ценностей; 2) обеспечива-
ют реализацию личных и общественных интересов;
3) имеют высшую юридическую силу.
Видыконституционных обязанностей: 1) общие
конституционные обязанности(соблюдение
Конституции РФ и федерального законодательства,
сохранение нормальной окружающей среды на тер-
ритории РФ, сохранение исторического и культур-
ного наследия, памятников истории, культуры и при-
роды); 2) специальные конституционные
обязанности(взаимные обязанности родителей
и детей, уплата установленных законодательством
налогов и сборов, воинская обязанность).
Общие обязанности несут все лица, находящиеся
на территории РФ. Эти обязанности обеспечивают
сохранение нормального общежития в РФ.
И ГРАЖДАНИНА В РФ
Конституционно-правовые гарантииправ
и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Кон-
ституции): 1) права и свободы человека и гражда-
нина принадлежат всем в равном объеме незави-
симо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к рели-
гии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств;
2) ограничение прав граждан по признакам социаль-
ной, расовой, национальной, языковой или рели-
гиозной принадлежности запрещается в любой
форме; 3) основные права и свободы человека не-
отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
ГО4) осуществление прав и свобод человека и граж-
""*>1 данина не должно нарушать права и свободы дру-
гих лиц. Иные гарантии конституционных прав
и свобод личности в РФ устанавливаются феде-
ральными законами. Например:
1) ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ ≪Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации≫
устанавливает основные гарантии конституционно-
го права граждан РФ на участие в выборах и рефе-
рендумах.
В соответствии с этим Законом выборы и все ре-
ферендумы в РФ проводятся на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании. Право на участие в выборах может
ограничиваться только в соответствии с федераль-
ными законами и только в качестве установленных
мер Ответственности либо в случае ограничения дее-
способности;2) ФЗ от 15 июля 1995 г. №03-ФЗ ≪О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых в совер-
шении преступлений≫, Закон РФ от 22 декабря
1992 г. 4180-1 ≪О трансплантации органов и (или) тка-
ней человека≫, Закон РФ от 2 июля 1992 г. 3185-1
≪О психиатрической помощи и гарантиях прав граж-
дан при ее оказании≫ гарантируют права человека
и гражданина на неприкосновенность.
В соответствии с этими законами ограничение
права на личную неприкосновенность возможно
только на основании соответствующего акта суда
о задержании или содержании под стражей либо со-
держании в специальном лечебном учреждении. Не
допускается трансплантация органов и тканей от
живого донора или трупа, если нет доказательств,
что другие медицинские средства не могут гаран-
тировать сохранения жизни больного либо восста-
новления его здоровья;
3) ФЗ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ ≪Об образова- СО
нии≫ конкретизируются гарантии реализации всеоб- CVI
щего права на образование.
Согласно этому Закону право на образование яв-
ляется неотъемлемым конституционным правом
всех граждан РФ, а также лиц, не являющихся граж-
данами, но законно находящихся на территории РФ.
В это право входит право на бесплатное общее об-
разование, конкурсное бесплатное высшее образо-
вание и др.
Никто не может быть лишен права на образование
независимо от каких бы то ни было обстоятельств,
включая и психическое развитие, т. е. государство
обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии
условия для получения ими образования, коррекции
нарушений развития и социальной адаптации на ос-
нове специальных педагогических подходов.
В РФ не допускается ограничение этих и других прав
и свобод личности в какой бы то ни было форме.
33. ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО
УСТРОЙСТВА РФ
РФ является многонациональным государством,
поэтому наиболее естественной формой государ-
ственного устройства является федеративная.
Территория России делится на отдельные, самосто-
ятельные (в пределах своей компетенции), равно-
правные субъекты РФ. Их согласно Конституции РФ -
89.
Принципы федеративного устройства РФ:
1) государственная целостность РФ; 2) единство
системы органов государственной власти; 3) раз-
граничение предметов ведения и полномочий меж-
ду органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ; 4) равнопра-
вие и самоопределение народов в РФ.
Государственная целостность РФ предполагает
№ такое государственное устройство, при котором:
О 1) обеспечивается целостность и неприкосновен-
ность территории РФ; 2) действует единое граждан-
ство РФ; 3) устанавливается единое экономическое
пространство и использование единой денежной
единицы - рубля; 4) гарантируется верховенство
Конституции РФ и федеральных законов по отноше-
нию к нормативным актам субъектов РФ; 5) действу-
ют федеральные органы государственной власти
и провозглашается единство систем государствен-
ной власти; 6) государственные образования рас-
сматриваются как находящиеся в составе РФ, тер-
ритория каждого из них является неразрывной
частью территории России; 7) вопросы федератив-
ного устройства отнесены к исключительной преро-
гативе РФ; 8) отсутствует право выхода субъек-
тов РФ из ее состава.
Принцип единства системы органов государствен-
ной власти тесно связан с принципом государственной целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет
РФ на всей ее территории.
Единственным источником власти согласно этому
принципу является многонациональный народ РФ.
СУБЪЕКТОВ РФ
Российское государство - это федерация.
РФ образовано совокупностью относительно са-
мостоятельных территориальных образований,
субъектов РФ.
СубъектРФ - ограниченно правоспособное тер-
риториальное образование, имеющее некоторые
черты государственности, построенное на террито-
риальном или национальном принципе образования.
Ограниченная правоспособность субъектов РФ
означает, что они самостоятельны только в преде-
лах своей компетенции.
В РФ действуют следующие принципы образова-
ния территории субъектов РФ:1) территориаль-
ный принцип; 2) национальный принцип; 3) националь-
но-территориальный (смешанный) принцип.
Территориальный принципформирования
субъекта РФ означает, что границы такого субъекта
определяются исключительно наличием значитель-
ной охватываемой территории и большим числом
проживающего населения. По этому принципу, как
правило, образуются края, области, а также города
федерального значения.
Национальный принципозначает, что образо-
вание субъекта РФ связано с особенностями на-
ционального состава населения. Субъекты РФ, об-
разованные согласно национальному принципу,
нередко имеют небольшую территорию, но включа-
ют в себя объединения народов России и потому вы-
делены в самостоятельные субъекты РФ.
Смешанный типформирования субъекта РФ
включает в себя черты и национального, и террито-
риального принципа.
Видысубъектов РФ: 1) 21 республика в составе
РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которыхприсутствуют черты государственности, они впра-
ве самостоятельно определять внутреннюю полити-
ку субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ
формируются на основе территориального принципа
и отличаются обширной территорией); 3) 49 об-
ластей (так же, как и края, построены по территориаль-
ному принципу, но обладают сравнительно небольшой
площадью территории); 4) 2 города федерального
значения: Москва, Санкт-Петербург (они причисле-
ны к субъектам РФ только в силу своей значитель-
ной территории и численности населения); 5) Ев-
рейская автономная область (единственный субъект
РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных
округов (они образуются по национальному прин-
ципу и для сохранения исторически сложившихся
взаимосвязей внутри округа).
В зависимости от вида субъекта Федерации диффе-
ренцируется их правовое положение внутри государ-
ства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.
Наибольшим объемом полномочий обладают рес-
публики в составе РФ, а наименьшим - автономные
округа и автономная область, так как они входят
в состав других субъектов РФ (краев и областей),
а значит, частично зависят от решений государствен-
ных органов. Края же и области в составе РФ обла-
дают приблизительно равным объемом полномочий.
Особым статусом среди субъектов РФ обладают
города федерального значения. Они представляют
РФ и являются ее ≪лицом≫.
Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государ-
ственным суверенитетом; 2) не имеют права на са-
моопределение в силу принципа территориальной
целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на
всей территории РФ независимо от субъектов РФ,
в котором проживает гражданин; 4) осуществляют
полномочия в соответствии с федеральным законо-
дательством; 5) все субъекты РФ равноправны.
36. ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ
И ЕЕ СУБЪЕКТОВ
Конституция РФ устанавливает четкие перечни
полномочий РФ, субъектов РФ и предметы их сов-
местного ведения.
РФ обладает суверенитетом на всей территории
РФ и осуществляет полномочия, отнесенные к пред-
метам ее исключительного ведения в силу их осо-
бой важности для государства. Например, принятие
и изменение Конституции РФ и федеральных зако-
нов, контроль за их соблюдением; установление
системы федеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти, порядка их
организации и деятельности; федеративное устрой-
ство и территория РФ; регулирование федерально-
го бюджета; вопросы войны, обороны и мира и т. д.
Вне пределов ведения РФ и сферы совместного
ведения РФ и ее субъектов последние обладают
всей полнотой государственной власти, т. е. эти
полномочия относятся к исключительной компетен-
ции органов государственной власти субъектов РФ.
СТРУКТУРА, НОРМАТИВНАЯ БАЗА
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Принципы избирательного права России-
основополагающие начала российского законода-
тельства о порядке избрания высших органов власти
РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.
Принципы:1) всеобщность; 2) равность; 3) пря-
мота; 4) тайность.
Всеобщностьозначает, что все граждане РФ
независимо от пола, расы, национальной принад-
лежности, вероисповедания и других качеств, если
они достигли определенного Конституцией РФ воз-
раста, могут принимать участие в выборах в качест-
ве избирателей либо кандидатов на ту или иную
выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).
Ограничение в избирательных правах граждан не
допускается, за исключением случаев, предусмот-
ренных федеральными законами (например, граж-
дане, признанные судом недееспособными либо
содержащиеся в местах лишения свободы по при-
говору суда).
Избирательные праваграждан РФ: 1) право
участвовать в выдвижении кандидатов, списков кан-
дидатов; 2) участвовать в предвыборной агитации;
3) участвовать в наблюдении за проведением вы-
боров, работой избирательных комиссий, включая
установление итогов голосования и определение ре-
зультатов выборов; 4) принимать участие в других
избирательных действиях в порядке, установленном
Конституцией РФ, федеральными законами, консти-
туциями (уставами), законами субъектов РФ.
Реализацию принципа всеобщего избирательного
права обеспечивает право граждан участвовать
в управлении делами государства. Благодаря этому
праву граждане РФ могут влиять на принятие и ис-
\/полнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представи-
телей, лиц, в обязанности