Адвокат - представитель свидетеля
Сегодня особую актуальность в адвокатской среде в связи со вступлением России в ВТО приобретают вопросы оказания квалифицированной юридической помощи, и прежде всего вопрос, кто должен быть субъектом подобной деятельности. Введение в уголовный процесс института участия адвоката на стороне свидетеля автор данной статьи расценивает как дальнейшую его демократизацию, присущую правовому государству. При этом привлечение адвоката к допросу свидетеля должно исходить только от самого свидетеля или его законного представителя. Адвокат, в свою очередь, должен следить за постановкой вопросов его доверителю и в случаях неправомерности (наводящие вопросы, нарушение уголовно-процессуального законодательства и т.д.) в пределах своей компетенции оказать юридическую помощь, при этом предупредив незаконность проводимого следственного действия.
Развитие уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации на современном этапе характеризуется в первую очередь усилением внимания к личности, ее правам, свободам и законным интересам. Одной из форм проявления этого является то, что законодатель при определении назначения уголовного судопроизводства делает акцент именно на защите прав и законных интересов лиц.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) предусматривает возможность обеспечения защиты прав всех участников уголовного судопроизводства, в том числе так называемых иных участников уголовного судопроизводства, не относящихся ни к стороне обвинения, ни к стороне защиты.
Свидетелем является лицо, которое обладает какой либо информацией и обязан явится на допрос. Имеет ли значение данная информация и будет ли существенным доказательством не решаемся им самим, а органом предварительного расследования или судом. Однако иногда решение указанного вопроса практически может предопределяться и другими участниками процесса (подозреваемым, обвиняемым, защитником, потерпевшим, гражданским истцом и гражданским ответчиком, а также их представителями), заявившими ходатайство о вызове данного лица в качестве свидетеля, если обстоятельства, об установлении которых посредством допроса этого свидетеля они ходатайствуют, имеют значение для дела (ч. 2 ст. 159, ч. 7 ст. 234, ч. 4 ст. 271).
Свидетели, как и другие лица уголовного процесса, имеют ряд прав и обязанностей. На международном уровне признается необходимость обеспечения прав свидетелей и оказания им квалифицированной юридической помощи. В Конституции РФ каждому гарантируется оказание квалифицированной юридической помощи. Согласно Закону об адвокатской деятельности под оказанием квалифицированной юридической помощи подразумевается помощь, оказываемая в рамках адвокатской деятельности, осуществляемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката.
Новеллой Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является норма, содержащаяся в п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ, которая предоставляет свидетелю право являться на допрос с адвокатом. Данная норма вызвала определенные трудности для правоприменителей.
В случае вызова доверителя на допрос в качестве свидетеля адвокат на основании ч. 2 ст. 189 УПК РФ, п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ, ч. 5 ст. 189 УПК РФ вправе: являться в органы предварительного расследования совместно с доверителем и присутствовать на допросе; давать свидетелю в присутствии следователя краткие консультации в рамках оказания квалифицированной юридической помощи; задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемому лицу, однако следователь может отвести вопрос адвоката, но он обязан занести отведенные вопросы в протокол; делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе следственного действия; по окончании допроса делать заявления о нарушении прав и законных интересов свидетеля, которые подлежат занесению в протокол допроса. Лица, участвующие в уголовном судопроизводстве, могут сами или через своего представителя или защитника отстаивать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве, если их права были нарушены.
Обычно свидетель допрашивается следователем один на один и иногда ему бывает легче нажать на свидетеля с целью получения нужных показаний. На допросе неоднократно повторяется о том, что за лжесвидетельство он может быть привлечен к уголовной ответственности и свидетель, теряясь может подписать что угодно.
Но ничтожность таких показаний не всегда легко доказать.
Адвокатом, представляющим интересы свидетеля, так же как и защитником, может быть только профессиональный адвокат. Между тем никаких прямых указаний, за исключением непосредственного наименования его адвокатом в статьях 56 (п. 2 части 3 и п. 6 части 4), 189 (части 5), 192 (части 6) УПК РФ, на этот счет нет. Между тем в уголовно- процессуальном праве нет такого понятия как представитель свидетеля. Это можно объяснить тем, что обычно представителю делегируются все права, тогда как представитель (адвокат) свидетеля участвует на лишь в двух следственных действиях: допросе и очной ставке. Ему не делегируются права свидетеля, а лишь предоставляется возможность участвовать в проведении следственных действий на определенных условиях.[30]
Анализ уголовно-процессуальных норм позволяет сделать вывод о том, что адвокат в уголовном процессе выступает в качестве самостоятельного субъекта наряду с адвокатом-защитником и адвокатом-представителем.
Характеризуя права и обязанности адвоката свидетеля, необходимо отметить наличие в уголовно-процессуальном законодательстве необоснованного пробела в отношении участия адвоката свидетеля в иных, кроме допроса и очной ставки, следственных действиях. Считаем, что конституционное право свидетеля на получение квалифицированной юридической помощи (в лице адвоката свидетеля) должно быть реализовано при производстве всех следственных, а также иных процессуальных действий, производимых с участием свидетеля или в отношении свидетеля.
Проведенное анкетирование сотрудников правоохранительных органов Республики Мордовия (следователи, прокуроры, судьи, адвокаты) по вопросу: "Считаете ли Вы, что исходя из смысла положений ст. 48 Конституции РФ участие адвоката свидетеля возможно во всех следственных и иных процессуальных действиях, производимых с участием свидетеля (тогда как УПК РФ непосредственно закрепляет возможность участия адвоката свидетеля только при допросе и очной ставке)?" выявило: 87% опрошенных считают участие адвоката свидетеля возможным по всех следственных и иных процессуальных действиях, производимых с участием свидетеля, 13% опрошенных отмечают, что участие адвоката свидетеля возможно только при допросе и очной ставке[31]. Целесообразно изложить п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ в следующей редакции: "4. Свидетель вправе: ...6) пользоваться квалифицированной юридической помощью адвоката". Такая формулировка позволит наиболее полно реализовать конституционное право свидетеля на получение квалифицированной юридической помощи при производстве по уголовному делу.