Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью административного производства
Прокурор в соответствии со ст. 41 Закона РК «О прокуратуре» при осуществлении надзора за законностью административного производства вправе:
1. истребовать от уполномоченных должностных лиц и органов сведения, документы и дела об административных правонарушениях;
2. рассматривать жалобы на действия и решения должностных лиц и органов, в компетенцию которых входит рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение взыскания;
3. проверять законность административного задержания и ареста граждан, а также обоснованность иных мер воздействия за административные правонарушения;
4. принимать участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
5. проверять исполнение постановлений о наложении административных взысканий;
6. принимать меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения прав и свобод граждан, законных интересов физических и юридических лиц и государства;
7. возбуждать производства по делам об административных правонарушениях;
8. совершать другие предусмотренные законом действия.
Следует отметить, что указанные полномочия прокурора в силу публичного характера прокурорского надзора являются одновременно и его обязанностями.
В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора» от 9 августа 2002 г. внесены существенные изменения в административный кодекс. Так, установлена административная ответственность за неуведомление или несвоевременное уведомление прокурора о производстве государственным органом действий, требующих такого уведомления в соответствии с законодательными актами (ст. 521-1 КоАП РК).
Придана большая весомость такому акту прокурорского надзора, как разъяснение закона. В частности, п. 1 ст. 62 КоАП РК одним из обстоятельств, отягчающих ответственность за административные правонарушения, признается продолжение противоправного поведения, несмотря на разъяснения закона прокурором и (или) требование уполномоченных на то лиц прекратить его.
Применение ранее действовавшей редакции ст. 69 КоАП РК делало невозможным исправление в порядке надзора постановлений судов и уполномоченных органов о прекращении производства по делу в случае их несоответствия закону, в результате исключалась возможность привлечения к административной ответственности незаконно освобожденного лица. Имели место и факты истечения сроков привлечения к административной ответственности ввиду длительности сроков рассмотрения материалов об административных правонарушениях. В настоящее время указанная статья дополнена нормами, согласно которым течение срока наложения административного взыскания за административное правонарушение приостанавливается с момента направления дела в судебные инстанции или должностному лицу государственного органа. Кроме того, предусмотрено, что постановление судьи или уполномоченного органа о прекращении административного производства может быть пересмотрено по протесту прокурора в течение одного года со дня вступления его в законную силу.
На практике ст. 672 КоАП РК устанавливала запрет на пересмотр в порядке надзора административных дел в сторону ухудшения положения лица, привлеченного к административной ответственности. Данная норма лишала возможности устранить в надзорном порядке судебные ошибки, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и существенно ограничивала конституционное полномочие прокурора опротестовывать не соответствующие закону судебные акты. Внесенными законом изменениями установлен годичный срок для пересмотра в порядке надзора постановления суда или уполномоченного органа со дня вступления его в законную силу.
При проведении проверки прокурор вправе истребовать от органов (должностных лиц) сведения, документы, дела об административных правонарушениях. При этом могут запрашиваться сведения, документы различного характера как непосредственно связанные с конкретным административным решением, так и носящие информационный характер (например, статистические показатели о количестве рассмотренных дел, задержанных граждан и т.д.). Прокурор также имеет право на ознакомление с судебными делами и их истребование из суда, за исключением случаев, когда административные дела находятся непосредственно в судебном производстве. В других случаях непредставление истребуемых сведений образует состав административного правонарушения и влечет ответственность, установленную ст. 522 КоАП РК за «Воспрепятствование законной деятельности прокурора».
Поступающие в органы прокуратуры жалобы, заявления и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов в процессе административного производства разрешаются органами прокуратуры в порядке и сроки, установленные законодательством РК. В частности, Кодексом РК об административных правонарушениях, Законом РК «О прокуратуре», Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 12 января 2007 г., а также в соответствии с Инструкцией по рассмотрению обращений физических и юридических лиц в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан», утвержденной приказом Генерального Прокурора РК от 7 сентября 2007 г. за № 37.
Порядок приема, регистрации и прохождения обращений, контроль за своевременным и правильным их разрешением обеспечивается в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры Республики Казахстан.
Устные обращения граждан должны быть зарегистрированы в карточке учета приема посетителей, там же отражается содержание ответа, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ. Жалобы на определения, постановления уполномоченных органов и судов по делам об административных правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в пятидневный срок с момента поступления направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться. Обращения, не содержащие сведений о заявителе, признаются анонимными и оставляются без рассмотрения.
Остальные обращения граждан в соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» и указанной Инструкцией разрешаются в срок не позднее месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительной проверки, сроки разрешения обращений могут быть продлены руководством прокуратуры, но не более, чем на один месяц, о чем сообщается заявителю, а также органу, направившему обращение. В прокуратурах районов (городов) и приравненных к ним прокуратурах принимать решения об отклонении обращений и давать ответы по ним вправе руководитель прокуратуры. Ответ заявителям должен быть мотивированным. В случае отказа им разъясняется порядок обжалования принятого решения. Ответы об удовлетворении обращения, а также ответы с разъяснением требований законодательства направляются авторам за подписью прокурора, рассматривающего обращение, либо другого должностного лица по указанию руководителя прокуратуры.
В ходе проверки обращений граждан, юридических лиц изучаются конкретные административные материалы, проверяется законность принятых по ним решений, отбираются объяснения от должностных лиц по поводу выявленных нарушений законов и принимаются меры к их устранению.
Особое место занимает надзор за законностью административного задержания и ареста граждан. Законность административного задержания в органах полиции прокурор вправе проверять в любое время суток. При оценке законности административного задержания выясняются основание задержания, наличие состава административного правонарушения, причинная связь между административным правонарушением и задержанием, устанавливается соблюдение срока задержания, правильность процессуального оформления протокола задержания
Административные взыскания, в т.ч. аресты, накладываемые судами, органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, являются мерами государственного принуждения. Потому они должны применяться не иначе как на основаниях и в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях. Протест прокурора, принесенный на постановление суда об административном аресте, если лицо, привлеченное к ответственности, отбывает административный арест, подлежит рассмотрению в течение одних суток с момента принесения протеста.
Установив поводы и основания для возбуждения дела об административном правонарушении, прокурор выносит мотивированное постановление об этом с соблюдением требований КоАП РК. В течение 3-х суток оно направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать это дело
Участвуя в производстве по делам об административных правонарушениях, прокурор в пределах своей компетенции знакомится с материалами дела и проверяет законность действий органов (должностных лиц) при производстве по делу; непосредственно участвует в рассмотрении административного дела судом, заявляет ходатайства, дает заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; опротестовывает незаконное или необоснованное постановление по административному делу.
Основная задача прокурора в судебных стадиях производства по делам об административных правонарушениях заключается в том, чтобы в пределах прав, предоставленных ему Законом РК «О Прокуратуре», КоАП РК, приказов Генерального Прокурора, реагировать на любое нарушение, а если оно не устранено и вынесено незаконное или необоснованное судебное постановление, то своевременно принести протест.
В соответствии с Инструкцией о прокурорском надзоре за законностью судебных актов по административным делам прокурор обязан принимать обязательное участие в суде по делам, когда это предусмотрено законом, признано необходимым судом, вышестоящим прокурором, возбужденным им самим, где затронуты интересы государства и его безопасность, о коррупционных правонарушениях, в т. ч. по делам о правонарушениях, посягающих на избирательные права, на общественный порядок и нравственность, общественную безопасность и здоровье населения, а также в области охраны окружающей среды, налогообложения, в сфере таможенного дела, в отношении несовершеннолетних лиц и о правонарушениях, влекущих арест.
Также обязательно участие прокурора по делам, по которым участвует защитник (ст. 589 КоАП).
Заключение участвующего прокурора при рассмотрении дела должно быть объективным, юридически обоснованным и касаться не только обсуждаемого вопроса, но и других обстоятельств, имеющих значение для вынесения судом законного решения.
Большое значение имеет выявление прокурором, участвующим в рассмотрении административного дела, ошибок и нарушений, допущенных органом (должностным лицом), составившим протокол об административном правонарушении, а также причин и условий, способствовавших совершению административных проступков, и принятие предусмотренных законом мер по их устранению.
При выявлении грубых нарушений законности по рассматриваемому делу участвующий прокурор обязан ходатайствовать перед судом о внесении акта в соответствующую организацию или должностным лицам о принятии мер по их устранению.
По возбужденному прокуратурой административному производству участие прокурора в суде обеспечивают подразделения, проводившие проверку по данному делу. И они же обязаны проверить законность судебных актов по этим делам и обеспечить своевременное опротестование.
До вступления судебного акта в законную силу прокурор проверяет его законность и обоснованность, обращая особое внимание на объективность выявленных судом причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, на принятие мер по устранению выявленных нарушений (ст. 654 КоАП РК).
Прокурор должен своевременно принимать меры и опротестовывать незаконные судебные акты о прекращении производства административных дел и необоснованном освобождении лиц от основной либо дополнительной меры ответственности.
По результатам проверки законности состоявшегося судебного акта прокурор составляет мотивированное заключение, утверждаемое руководителем прокуратуры. Прокурор должен обеспечить при пересмотре судом судебных актов, не вступивших в законную силу, участие по всем административным делам, в т. ч. при пересмотре по протестам.
При проверках исполнения постановлений о наложении административных взысканий прокурор вправе истребовать административный материал, производить встречные проверки во всех организациях независимо от формы собственности. Постановления суда о принудительном взыскании штрафа направляется судом по месту работы или учебы лица, привлеченного к ответственности, а при отсутствии постоянного источника дохода направляется для исполнения судебному исполнителю.
На прокуроров областей возложено обеспечение квалифицированного поддержания протестов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан с незамедлительным уведомлением о результатах их рассмотрения и направлением копий принятых судебных актов.