Судебная реформа и основные направления ее реализации в уголовно-процессуальном законодательстве
Идеи радикальных изменений уголовного процесса, его принципов, форм в сторону демократизации и гуманизации были выражены в Концепции судебной реформы в Российской федерации, разработанной группой экспертов и одобренной Верховным Советом РСФСР. Предложения по судебной ре-форме были обсуждены и на Съезде судей Российской Федерации.
В постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. «О Концепции судебной реформы в РСФСР» сказано:
1. Считать проведение судебной реформы необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства и одним из приоритетных направлений законодательной деятельности.
2. Признать главными задачами судебной реформы в Россииской Федерации:
· утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;
· защиту и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;
· закрепление в нормах уголовного процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;
· достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов;
· обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебноправовой статистики.
3. Рассматривать в качестве важнейших направлений судебной реформы:
· создание федеральной судебной системы;
· признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
· расширение возможностей обжалования в суде неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
· организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
· дифференциацию форм судопроизводства;
· совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.
4. В новом законодательстве должны быть исключены все рудименты обвинительной роли суда, имевшиеся в УПК РСФСР, аименно:
· право суда (судьи) возбуждать уголовные дела;
· обязанность суда, а не прокурора-обвинителя, направлять подсудимому копию обвинительного заключения;
· обязанность суда восполнять пробелы предварительного расследования за счет самостоятельного поиска доказательств;
· оглашение судом обвинительного заключения;
· право суда вести первым допрос подсудимого и других участников судебного разбирательства;
· обязанность продолжать процесс при отказе прокурора и потерпевших от обвинения;
· обязанность направлять уголовные дела на доследование при неполноте расследования;
· право председателей вышестоящих судов приносить протесты против интересов осужденного по мотивам необоснованного оправдания, применения закона о менее тяжком преступлении, излишней мягкости наказания.
5. Уголовный процесс должен быть построен на началах состязательности. Это означает разделение и персонификациюфункций обвинения, защиты и разрешения дела, равноправиесторон обвинения и защиты в состязательном судебном разбирательстве.
В числе ключевых положений судебной реформы предлагалось:
· введение суда присяжных;
· дифференциация форм уголовного судопроизводства и судебный контроль за законностью и обоснованностью производства на ранних стадиях процесса;
· развитие принципа состязательности на досудебных стадиях процесса и в судебном разбирательстве;
· лишение правосудия обвинительных черт;
· определение жестких критериев допустимости доказательств и введение практики правил своевременного исключения недопустимых доказательств;
· расширение прав сторон по собиранию и приобщению доказательств.
Концепция судебной реформы была положена в основу разработки УПК РФ, принятого Государственной Думой 22 ноября 2001 г. В нем воплощаются принципы судопроизводства, изложенные в Конституции РФ и международно-правовых документах, в том числе усиление судебного контроля за законностью действий и решений, принятых в ходе предварительного расследования, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, особенно в досудебных стадиях, равноправие и состязательность сторон в суде, гарантии независимости и самостоятельности суда.