Свобода передвижения, выбор места жительства, свободу выезда и въезда.
Последний советский закон о порядке выезда граждан за рубеж был принят за несколько месяцев до распада страны, 20 мая 1991 года. Он отличался удивительным по меркам СССР либерализмом — выехать можно было по ходатайству государственных, общественных и религиозных организаций или предприятий. С января 1993 года выездная виза выдавалась автоматически без каких-то ходатайств или справок[4] вплоть до ее полной отмены позже в этом году, когда была разрешена свободная выдача загранпаспортов гражданам
Статья 27 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку, законно находящемуся на российской территории, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, и выезжать за пределы страны; российским гражданам также гарантируется право беспрепятственно возвращаться в Россию[5].
Согласно федеральному закону, право граждан России на передвижение и выбор места жительства и пребывания может быть ограничено в пограничной зоне, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение или где существует опасность распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний и отравлений[6].
Существуют населенные пункты и территории, которые иностранные граждане могут посетить только по разрешению местных и федеральных властей[7].
В России ведется регистрационный учёт места жительства и места пребывания граждан. Граждане обязаны регистрировать пребывание в помещениях, в которых временно проживают свыше 90 дней. Граждане, изменившие постоянное место жительства, обязаны подать на регистрацию не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства[8].
Места жительства и пребывания иностранных граждан фиксируются через миграционный учёт. Для иностранцев, сроки регистрации места пребывания значительно жёстче, чем для российских граждан. Для временно пребывающих в России это три рабочих дня, а для постоянно проживающих в России иностранных граждан — семь рабочих дней[9].
Выезда и въезд - установленные законодательством процедуры реализации права каждого человека свободно выезжать за пределы РФ и права каждого гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ. В. из РФ и в. в РФ (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией РФ*, международными договорами РФ и ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»**. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным федеральным законом, то применяются правила международного договора. Порядок пересечения Государственной границы РФ при осуществлении В. из РФ и в. в РФ регулируется Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации»** и ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Гражданин РФ не может быть ограничен в праве на выезд из РФ иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», и не может быть лишен права на въезд в РФ. Выезд гражданина РФ не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и ее международными обязательствами.
В. из РФ и в. в РФ граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами территории РФ. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (гл. II). Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при В. из РФ и в. в РФ предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами ее территории либо органом внутренних дел или МИД РФ (российскую визу), если иное не предусмотрено международным договором РФ. Если иностранный гражданин или лицо без гражданства ходатайствует о въезде в РФ для занятия трудовой деятельностью, то российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ. Данное положение не распространяется на иностранных граждан - сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. Правила выдачи российской визы определяются ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и постановлениями Правительства РФ.
Порядок выезда гражданина РФ регулируется гл. III ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Право гражданина РФ на выезд может быть временно ограничено в случаях, если он: а) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне»**, заключил трудовой договор(контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите гос-ной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из РФ, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из РФ может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой Правительством РФ (Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 г. № 302). При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности 10 лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями; б) в соответствии с законодательством РФ призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, — до окончания службы; в) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; г) осужден за совершение преступления, ~ до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; д) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; е) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
Военнослужащие Вооруженных Сил РФ, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из РФ при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ.
Несовершеннолетний гражданин РФ, как правило, выезжает из РФ совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний выезжает из РФ без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на его выезд с указанием срока выезда и государства (-в), которое (-ые) он намерен посетить, а если несовершеннолетний гражданин выезжает из РФ на срок свыше 3-х месяцев, то это согласие должно быть также заверено органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством РФ. Если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего гражданина РФ, то вопрос о возможности его выезда разрешается в судебном порядке.
Гражданин РФ, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из РФ в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить безопасность недееспособного гражданина РФ и окружающих людей.
Иностранные граждане могут въезжать в РФ и выезжать из РФ при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Лица без гражданства могут въезжать в РФ и выезжать из РФ при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Иностранным гражданам и лицам без гражданства В. из РФ и в. в РФ могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Политические права.
Особенность политических прав и свобод заключается в том, что обладание ими, в отличие от личных прав и свобод, принадлежащих каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, напрямую зависит от принадлежности человека к гражданству данного государства. Эта особенность обусловлена тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве. И государству не безразлично, в чьих руках будет находиться вся полнота власти в стране.
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы являетсяправо гражданина участвовать в управления делами государства(ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). Это право вытекает из закрепленного в ст. 3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
К непосредственным формам выражения воли народа относятся референдум и свободные выборы.
Референдум - всенародное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Порядок реализации права на участие в референдуме получил регламентацию в Федеральном конституционном законе от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» *, Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Выборы - процесс формирования органов власти путем голосования за выдвинутых представителей народа.
Граждане принимают участие в выборах путем закрепления за ними прав избирать и быть избранными.
Порядок проведения выборов регулируется избирательным законодательством и будет рассмотрен в главе VI.
На конкретизацию права граждан участвовать в управлении делами государства, закрепленного ч. 1 ст. 32, направлены нормы Конституции РФ о том, что «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Право на равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Это право не следует понимать буквально, так как к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, предъявляются повышенные требования, однако эти требования носят исключительно профессиональный характер. Вопросы поступления на государственную службу регулируются Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»
Право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Это право может быть реализовано путем занятия должности судьи, а также путем участия в отправлении правосудия в качестве присяжного, народного заседателя.
Одной из форм участия граждан в управлении делами общества и государства являются их обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Конституция РФ (ст. 33) закрепляет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в качестве самостоятельного конституционного права граждан Российской Федерации.
Обращения граждан носят различный характер, они могут выступать в качестве предложений, заявлений, жалоб и ходатайств.
Предложение - обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав, а направленное на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и др.
Заявление - обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам и др. по поводу реализации принадлежащего ему права (например, на получение жилья, пенсии и т. д.).
Жалоба - обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам с требованием о восстановлении нарушенного права.
Ходатайство - обращение о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод (ходатайство о принятии в гражданство, о признании беженцем и т. д.).
Каждый из этих видов обращений имеет свою специфику, особый порядок рассмотрения и различные правовые последствия.
В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Право на проведение подобного рода публичных мероприятий имеет своей целью повлиять на органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии ими решений по вопросам, имеющим важное государственное и общественное значение.