Принцип разделения властей и его реализация в РФ.
Статья 10 Конституции РФ закрепляет фундаментальный принцип организации власти в правовом государстве – принцип разделения властей, а именно говорит, что госвласть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Речь идет о разделении единой государственной власти на 3 самостоятельные ветви власти. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений. Разделение властей, устанавливая специализацию каждой ветви госвласти, исключает возможность подмены органами одной ветви власти действий и решений органов другой ветви власти. Баланс властей обеспечивает так называемая система сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной властями на федеральном уровне, а контроль над ее эффективностью и законностью осуществляют органы судебной власти. Каждый госорган, осуществляя одну из трех функций госвласти, взаимодействует с другими госорганами. В этом они ограничивают друг друга.
В РФ носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Президент является главой государства, относительно его места в системе организации власти существует несколько точек зрения: 1. существует особая ветвь власти-президентская, которая входит в систему организации госвласти. 2. Президент входит в состав исполнительной власти. 3. не входит ни в одну из ветве власти, стоит над всеми. В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия: назначает выборы в ГосДуму и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Он может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента, однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Также Президент назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Однако Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия ГосДумы. Однако если ГосДума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить ГосДуму и объявить о новых выборах. Если ГосДума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы ГосДума нового созыва собралась на новое заседание не позднее чем через 4 месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, ГосДума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с ГосДумой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено ГосДумой по истечении трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск ГосДумы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах — чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил. В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства (парламент не может заставить Президента уйти в отставку). Однако Президент РФ может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ (является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126)), Высший Арбитражный Суд (является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127)), Конституционный Суд (призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, о соответствии Конституции издаваемых нормативных актов, заключаемых м-н договоров; решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 125)). Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России.