Общая характеристика семьи социалистического права и семьи религиозно-традиционного права.
Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. и охватывала бывший СССР, европейские социалистические страны, ныне господствует в КНР, Вьетнаме, КНДР, на Кубе. Ее формирование было обусловлено, прежде всего, марксистско-ленинской идеологией. В СССР и других странах социалистической правовой системы получили воплощение следующие идеи: централизованное управление экономикой повлекло за собой использование императивных норм, плановых регуляторов, детальной регламентации гражданских договоров, правового положения имущества и полномочий субъектов; обобществлений собственности, создания государственной собственности; национализация предприятий, банков, хозяйственного имущества, а в некоторых странах земли; регулирования меры труда и потребления и, как следствие, создания социально-правовых институтов нормирования трудовой деятельности и распределения социальных благ.
Вмешательство государства во все сферы жизни привело к постепенному отмиранию частного права и доминированию публично-правовых институтов. Многие институты гражданского права, в том числе институт собственности, приобрели публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных договоров заключались и реализовывались на административно-правовой основе.
В уголовном и административном праве приоритетно защищалась государственная собственность, запрещалась частная предпринимательская деятельность, предусматривались серьезные санкции за антисоветскую агитацию и пропаганду.
Были упрощены процедурные нормы, ограничены права обвиняемых и подсудимых на защиту. В результате сформировался обвинительный уклон, идеологизация судебного производства, отказ от использования суда присяжных.
В то же время социалистической правовой системе присущи определенные достижения: глубокая теоретическая и практическая проработка вопросов пользования, владения, распоряжения государственным имуществом; внедрение в мировую юридическую практику институтов планово-правового регулирования экономических отношений, нормативно-правовых форм защиты наемных работников, обеспечения гарантированного права на труд, бесплатного здравоохранения, образования и др.
К религиозно-традиционным правовым системам относятся:
- «обычное право», т.е. существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев);
- индусское право, основанное на религии индуизма (брахманизма) действует в ряде общин Индии, Пакистана, Малайзии, Сингапура, Непала, Шри-Ланки, а также в Восточной Африке (Кении, Танзании, Уганде);
- мусульманское право (шариат).
«Обычное право» признается самостоятельным источником национального права и интегрируется действующими в этих странах положениями европейского права.
Индусское право имеет своим источниками «Веды» (древнеиндийские памятники IIтысячелетия до н.э.), согласно которым общество делится на четыре варны (касты). Члены различных варн должны следовать божественно предустановленной для их варныдхарме – закону, обычаю, правилу поведения. Сборники толкования смысла дхарм – дхармашастры(II в. до н.э. – III в. н.э.) рассматриваются как равноценные части единого индусского права. Кроме того, к источникам индусского права относятся нибандхазы(составлены в XII-XVII вв.) – сборники комментариев к дхармашастрам.
Модернизация индусского права, начатая Индией 1947 г. (после достижения независимости) не завершена до сих пор, поскольку не принят предусмотренный Конституцией 1950 г. Гражданский Кодекс, который должен был установить единый для всех жителей страны гражданско-правовой статус.
Мусульманское право представляет собой правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат («путь следования») – это совокупность предписаний о том, что должны и чего не должны делать верующие.
Источниками мусульманского права являются: 1) Коран – священная книга и основа ислама; 2) сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) инджма– общее мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс– суждение по аналогии в вопросах права.
В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ опирались на поощрявшийся пророком принцип «иджтихад» - свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела. Поэтому, толкуя названные источники, правоведы сформулировали основные принципы и конкретные нормы (по преимуществу – казуистического характера) мусульманского права.
В качестве общего приема толкования и применения шариата был признан кияс – способ суждения о праве по аналогии. Значение кияса как метода и одновременно источника шариата состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы мусульманского права и «найти» в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе – и в будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции мусульманской доктрины о беспробельности шариата.
Сегодня общая тенденция к модернизации национальных систем права в духе западного права часто прерывается усилием в ряде мусульманских стран фактора исламского фундаментализма, роли традиционного шариата. Существенную роль фундаментализм, а значит, и шариат играют в Иране, Афганистане, Пакистане, Судане.
Заметное оживление и усиление исламского фактора и роли традиционного шариата происходит в таких постсоциалистических странах, как Албания, ряд республик бывшей Югославии, а также некоторых в прошлом советских республиках и автономиях.