Понятие формы правления и ее разновидности

Форма гос. правления– это особенности организации высшей формы гос. власти. Делятся на монархию и республику.

Монархия – форма правления, при которой основной объем гос. властных полномочий сосредоточен в руках одного лица. Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – - вся полнота гос. (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха;

2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской, выборной и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Парламентская монархия – существует парламент, который формирует правительство, осуществляющий основной объем гос. полномочий. Монарх осуществляет лишь представительную функцию.

Выборная монархия сочетает в себе элементы монархии и республики.

Дуалистическая монархия – когда наряду с монархией существует Парламент, имеющий право принимать законы. Правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Республика– форма правления, при которой глава государства является выборной. Выделяют:

1. президентскую республику – правительство формируется президентом и подотчетна только ему.

2. парламентскую республику – правительство формируется Парламентом.

44. Норма права: понятие, признаки, содержание

Норма права (юридическая норма) - утвержденное и охраняемое государством правило поведения, обязательное для исполнения всеми, на кого оно распространяется, применяемое много раз и предусматривающее юр. ответственность в случае его невыполнения.

Признаки нормы права (юридической нормы):

1. Отражает наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения.

2. Обладает общеобязательном характером.

3. Обладает нормативностью (она представляет общее правило, эталон поведения).

4. Представляет собой модель регулируемых общественных отношений.

Раскрывая содержание нормы права (это единство всех составляющих ее элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемыми общественными отношениями), в литературе выделяют:

а) логическое содержание нормы, сводящееся к заключенному в ней суждению;

б) социально-юридическое содержание нормы, понимаемое как регулируемое нормой то или иное общественное отношение;

в) волевое содержание нормы, которое заключается в стремлении государства, властвующего класса или социальной группы определенным образом урегулировать общественные отношения, используя при этом имеющиеся у государства возможности.

Юридическим содержанием нормы права является:

1. Предоставление прав одной стороне.

2. Возложение на другую сторону обязанностей.

3. Связь прав и обязанностей.

4. Вмешательство государства в случае неисполнения обязанностей.

Природа правонарушения

1. Социальная природа правонарушений

Любое правонарушение возникает при взаимодействии объективных и субъективных причин и условий, которые очень тесно переплетены между собой.

Объективными причинами правонарушений являются социальные, экономические, психологические процессы, свойственные данному обществу:

1. Низкий материальный уровень жизни населения.

2. Кризис морали. Противоречивость понимания новых моральных норм проявляется в эгоизме, равнодушии.

3. Алкоголизм и наркомания.

Субъективные причины правонарушений - это определенные элементы социальной психологии, проявляющиеся в искаженных потребностях.целях, интересах, мотивах, нравственных ценностях и правосознании лиц, совершающих правонарушение.

Социальная природа правонарушений также проявляется:

1) в результатах - в том вреде, который они наносят интересам общества - это физический /материальный/ ущерб, причиняемый имуществу конкретных людей, или ущерб здоровью, жизни отдельных граждан.

2) в содержании отдельных правонарушений конкретных людей, их сознательных волевых поступков

Непосредственная причина индивидуального правонарушения зависит от особенности личности правонарушителя и конкретной ситуации, в которой он находится.

2. Правовая природа правонарушения

Проявляется в установлении юридической процедуры выявления правонарушения и реагирования на него со стороны государства. Все правонарушения всегда влекут правовые последствия, как правило в виде применения карательных и правовосстановительных санкций. Карательные санкции воздействуют на имущественные или личные интересы граждан. Например, личные интересы затрагивают такие санкции, как лишение свободы - в уголовном праве, выговор. увольнение - в трудовом праве, предупреждение - в административном праве-. имущественные интересы – такие как конфискация, штраф - в уголовном и административном праве, материал.



Наши рекомендации