Производство по обращениям граждан. Виды обращений
ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»
Под обращением понимают индивидуальное или коллективное заявление, предложение или жалобу, которые изложены в письменной, электронной и устной форме. Формами представления обращений, являются: индивидуальная и коллективная, первичная и повторная, имеющая адресата и анонимная, письменная, электронная и устная.
Видами обращений являются следующие: Предложения – это рекомендация по улучшению деятельности органов и организаций, иных лиц, совершенствованию правового регулирования государственной и общественной жизни, а также и решение иных вопросов в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах деятельности. Заявление – это ходательство о содействии в реализации прав, свобод и законных интересов заявителя, которое не связанно с их нарушением, а также сообщение о нарушении законодательства и недостатков в работе государственных органов, иных организаций и индивидуальных предприятий. Жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и законных интересов заявителя, нарушенных действиями или бездействием должностных лиц государственных органов, иных организаций и граждан. Под анонимным обращением понимают обращение, в котором не указаны Ф.И.О. заявителя, либо данные о его месте жительства, работы или учебы либо отсутствует личная подпись. В соответствии со ст.40 Конституции и действующим законом правом на обращение обладает любое лицо, независимо от его отношения к гражданству РБ и места нахождения. Должностные лица и иные работники гос.органов и организаций не имеют право разглашать сведения, ставшие им известными из обращения граждан или при работе с обращениями, если данные сведения касаются личной жизни граждан, а также государственных секретов, коммерческой или иной охраняемой законом тайной. Не являются разглашением сведений, указанных выше, если подобное происходит по требованию органов дознания, предварительного следствия или суда и иных предусмотренных случаях законодательством. Не допускается ущемление прав, свобод и законных интересов граждан, их представителей и членов семей в связи с направленными ими обращений в государственные и иные организации. Заявители имеют право: Подавать обращения и излагать свои доводы должностным лицам. Знакомиться с материалами, которые непосредственно относятся к рассмотрению обращения (за исключением информации, охраняемой законом). Представлять дополнительные документы или сведения, либо обращаться с просьбой о предоставлении подобных документов (если это не противоречит условию защиты охраняемой законом информации). Отозвать свое обращение до его рассмотрения по существу. Получать ответы на обращение в сроки, установленные законом. Обжаловать в установленном порядке ответы на обращение или отказы рассмотреть обращение по существу.
Обязанности заявителей: Соблюдать требования законодательства. Своевременно информировать органы и организации, рассматривающие обращение, об изменении своего места жительства и пребывания.
Обязанности органов и организаций, рассматривающих обращение: Принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений. Принимать законные и обоснованные решения. Информировать заявителей о принятых решениях (в установленные законом сроки). Принимать меры в рамках своей компетенции по восстановлению прав, свобод и законных интересов граждан. Обеспечивать контроль за исполнение принятых решений. Решать вопросы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав, свобод и законных интересов граждан (в установленном законом порядке). Разъяснять заявителю порядок обжалования ответов и отказов на обращение. Исполнять иные обязанности, предусмотренные законом.