Порядок наложения ареста на денежные средства и иные ценности. Особенности порядка наложения ареста на ценные бумаги. Отмена данной меры принуждения
Денежное взыскание. Основания и порядок наложения денежного взыскания.
Семинарское занятие – 4 часа
Цель семинарского занятия:
Сформировать у курсантов понимание сущности, содержания, значения и законного порядка применения мер уголовно-процессуального принуждения при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.
Задачи семинарского занятия:
– изучить сущность, содержание и виды мер пресечения в уголовном процессе, а также их процессуальный порядок применения и отмены;
– углубить знания об основаниях, процессуальном порядке избрания, продления и отмены применения мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста;
План семинарского занятия:
1. Понятие и классификация меp процессуального пpинуждения.
2. Иные меры процессуального принуждении.
3. Задержание подозреваемого.
4. Понятие меры пресечения в уголовном судопроизводстве.
5. Характеристика отдельных мер пресечения..
Темы докладов:
1. Основные положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2009 г. № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста».
2. Аналитический обзор практики применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста (по материалам Судебного департамента при Верховном суде РФ и федеральных судов Российской Федерации).
3. Судебный порядок получения разрешения на наложение ареста на ценные бумаги.
4. Задержание лица по подозрению в совершении преступления: мера принуждения или следственное действие?
Практическое занятие 7.1 – 2 часа
Цель практического занятия:
Сформировать у курсантов умения и навыки правоприменительной деятельности при избрании мер пресечения заключение под стражу, залог и домашний арест.
Задачи практического занятия:
– научить курсантов правильно определять основания для избрания мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста;
– на основе анализа практических ситуаций привить курсантам навыки принятия процессуальных решений, связанных с применением мер уголовно-процессуального принуждения;
– научить курсантов владеть навыками составления уголовно-процессуальных документов в связи с избранием мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста.
Практические задачи:
Задача 1.Оперуполномоченный Сватов, разрешая материал по факту недостачи в универмаге, вызвал продавцов для дачи объяснений. В назначенный день и час старший продавец Соболева не явилась. Не пришла она и по вторичному вызову. Тогда Сватов вынес постановление о приводе Соболевой и передал его для исполнения дежурному по райотделу с просьбой обеспечить явку Соболевой к его приходу на работу к 9.00. На следующий день Соболеву доставили в райотдел в 7.00 утра.
Доставленная высказала недовольство тем, что ее рано подняли, говорила, что она больна (у нее на руках действительно был больничный лист), что она женщина слабая, нервическая и, наконец, что с ней не могут обходиться так, словно она преступница. Обо всем этом она написала жалобу прокурору.
Вопросы:
1. Законно ли в данном случае применен привод?
2. С какой целью и к кому возможно применение мер процессуального принуждения?
Задача 2.При производстве обыска в квартире гр-на Зыкина подозреваемого в совершении преступления предусмотренного ч.2 ст. 290 УК РФ, следователь в присутствии понятых обнаружил и изъял крупную сумму денег наличными, полученную Зыкиным в виде взятки, а так же три сберкнижки: на имя самого Зыкина, на имя его жены и «на предъявителя», на каждой из которых числилась крупная сумма денег. В дальнейшем, в целях обеспечения гражданского иска, заявленного по данному уголовному делу, и возможной конфискации имущества, следователь в порядке ст. 116 УПК РФ наложил арест на все изъятые в ходе обыска ценные бумаги и денежные средства.
Задания:
1. Поясните, при каких обстоятельствах возможно применение в производстве по уголовному делу ст. 115 и ст. 116 УПК РФ, какова процедура применения этих мер процессуального принуждения.
2. Оцените действия следователя с точки зрения законности и обоснованности при проведении обыска и наложении ареста.
3. Предложите собственный вариант действий и решений в данных обстоятельствах, дайте обоснование своего решения (по каждому изъятому объекту).
Задача 3.В ходе расследования уголовного дела подозреваемый в совершении особо тяжких преступлений гр-н Маганадзе задерживался в порядке ст. 91, 92 УПК РФ. Но, отбыв 48 часов скрылся от следствия и был затем объявлен в розыск. Сотрудники ОУР задержали Маганадзе и передали следователю, ведущему уголовное дело в субботу, 31 декабря, в 22 час. При очевидной невозможности немедленно инициировать процедуру избрания меры пресечения, при наличии соответствующего постановления о возбуждении ходатайства перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, следователь был вынужден вновь задержать Маганадзе на основании ст.ст. 91, 92 УПК РФ.
Задания:
1. Какие основания задержания подозреваемого на 48 часов вам известны и что включает в себя данная процедура.
2. Дайте оценку действиям следователя и предложите собственный вариант решения ситуации.
Задача 4.Сотрудники полиции, выехав в 5 часов утра к месту срабатывания охранной сигнализации, застали в магазине гражданина Воровского, который пытался скрыться с похищенными вещами. В 5 час. 30 мин. доставили задержанного в отдел полиции. В 8 час. следователь с согласия прокурора возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ. С учетом обстоятельств содеянного и личности Воровского следователь принял решение: (вариант 1) избрать в качестве меры пресечения подписку о невыезде и надлежащем поведении; (вариант 2) избрать в качестве меры пресечения заключение под стражу для чего возбудить перед судом соответствующее ходатайство.
Вопрос:
Каким образом в каждом из приведенных случаев должны быть выполнены требования ч. 1 ст. 92 УПК РФ о составлении протокола задержания?
Задача 5.Потерпевший по уголовному делу о краже из квартиры заявил, что кражу совершил его знакомый Бугров. Он просил у потерпевшего деньги в долг, на отказ сказал, что заберет деньги сам. О совершении кражи именно Бугровым говорит тот факт, что похищена именно такая сумма, в которой он нуждался. Другие вещи (в том числе и золото) не тронуты. Также Бугров имел возможность изготовить дубликаты ключей от квартиры, поскольку одно время проживал в ней. Бугров совершение преступления отрицал.
Вопрос:
Имеются ли основания задержания Бугрова в порядке ст. 91, 92 УПК РФ.
Задача 6.Имеются ли у вас замечания по содержанию изложенных в протоколах задержания подозреваемых следующих оснований:
1. «Несовершеннолетняя Саденко Мария Павловна заявила, что Петров пытался ее изнасиловать. На лице Петрова имеются свежие царапины. Брюки, в которые он одет, испачканы грязью».
2. «Задержан за причинение тяжкого вреда здоровью жене».
3. «Совершил грабеж, срывал шапки с прохожих. Не имеет постоянного местожительства».
4. «Подозревается в краже товаров из магазина «Речник», совершенной 01.09.2002 г., о чем имеются оперативные данные».
5. «При предъявлении для опознания потерпевшая Козлова М.С. указала на Астахова В.П., который 10 августа 2002 г. в парке, угрожая ножом, отобрал у нее золотые часы и серьги».
6. «Направлено в суд ходатайство об избрании в отношении Зимина К.В. меры пресечения в виде заключения под стражу».
Практическое занятие 7.2 – 2 часа
Цель практического занятия:
Сформировать у курсантов умения и навыки применения уголовно-процессуального законодательства при применении мер пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении; наблюдении командования воинской части, личного поручительства, отдачу несовершеннолетнего под присмотр родителей, а также научить курсантов владеть правовой материей при применении иных мер процессуального принуждения.
Задачи практического занятия:
– научить курсантов правильно применять уголовно-процессуальный закон при задержании лица по подозрению в совершении преступления;
– привить курсантам навыки применения иных мер процессуального принуждения;
– научить курсантов навыкам применения мер пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении; наблюдении командования воинской части, личного поручительства, отдачу несовершеннолетнего под присмотр родителей и составлении соответствующих уголовно-процессуальных документов.
Практические задачи:
Задача 1. Обвиняемый по ч.1 ст. 158 УК РФ 14-тилетний Солдатов, в нарушение избранной меры пресечения – подписки о невыезде и надлежащем поведении, не являлся по вызовам следователя на производство следственных и процессуальных действий. Предпринятые меры, в отношении родителей и администрации учебного заведения, направленные на обеспечение явки Солдатова, к положительным результатам не привели и действия на него не возымели. Следователь составил мотивированное постановление о возбуждении ходатайства перед судом об избрании в отношении Солдатова заключения под стражу, которое согласовал с прокурором и направил в суд.
Задания:
1. Оцените данную ситуацию и ответьте на вопрос: «Какое решение должен в этом случае принять суд?».
2. Какие меры пресечения, и при каких условиях могут применяться к несовершеннолетним?
Задача 2.Водитель Зубков, проезжая на красный свет светофора, на перекрестке сбил пятилетнюю дочь Кирсанова. Последний, узнав о смерти дочери, пытался застрелить его из охотничьего ружья. Зубков обратился к следователю с просьбой оградить его от преследований Кирсанова. С целью обеспечения личной безопасности водителя следователь составил ходатайство в суд о взятии под стражу Зубкова и обратился к прокурору для получения согласия.
Вопросы:
1. Может ли этот факт являться основанием для избрания к Кирсанову такой меры пресечения, как заключение под стражу?
2. Обязан ли следователь предпринимать меры по обеспечению личной безопасности обвиняемых лиц, проходящих по делу (например, в случае покушения на самоубийство, покушения со стороны других лиц?)
Задача 3.Сурков, обвинявшийся в совершении тяжкого преступления, при заключении под стражу сообщил суду, что у него на квартире без присмотра остались домашние вещи и собака. Ни жены, ни близких родственников у него нет. При этом Сурков просил принять «соответствующие меры» по охране имущества и собаки.
Вопросы:
1. Какие меры должны были быть приняты в связи с арестом Суркова в отношении его имущества и собаки?
2. Какие меры принимаются в отношении детей, остающихся без родителей в связи с их арестом?
Задача 4. По указанию прокурора к обвиняемому Воронину была применена мера пресечения в виде залога. Размер залога составил 50 тысяч рублей. К следователю Зайцеву обратилась мать Воронина с просьбой снизить сумму залога. Следователь уменьшил сумму залога до 2000 рублей, не согласовав это с прокурором.
Вопросы:
1. Каков порядок изменения и отмены меры пресечения, избранной самим следователем?
2. Имеются ли особенности в изменении и отмене мер пресечения, избранных по указанию прокурора?
Задача 5.Следователь решил избрать подписку о невыезде и надлежащем поведении в отношении Рогова, обвиняемого в преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 167 УК. В постановлении об избрании меры пресечения следователь указал: «Принимая во внимание, что Рогов совершил преступление небольшой тяжести, занимает ответственное должностное положение, имеет на иждивении троих детей, в отношении него, возможно, избрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 102 УПК РФ, постановил: «Избрать в отношении обвиняемого Рогова Леонида Васильевича меру пресечения – подписку о невыезде и надлежащем поведении».
Задание:
Оцените приведенный фрагмент постановления об избрании меры пресечения.
Задача 6.Свирепову Павлу предъявлено обвинение в том, что он путем подбора ключа проник в квартиру Благодушного, где совершил кражу вещей на сумму 15 тысяч рублей. Похищенное не обнаружено и не изъято.
В связи с ходатайством Свирепова А.В. об избрании в отношении его сына в качестве меры пресечения залога следователь принял от Свирепова А.В. деньги в сумме, равной стоимости похищенного, о чем составил протокол, который подписали Свирепов А.В. и следователь. После этого деньги следователь сдал на депозитный счет Управления МВД России по Нижегородской области области.
Задание:
Дайте правовую оценку действиям следователя.
Задача 7.Беликов, находясь в гостях у своего знакомого Медведева, воспользовавшись тем, что хозяин квартиры опьянел и уснул, совершил кражу магнитофона.
Друзья Беликова – Сак и Алов обратились к следователю с просьбой не лишать Беликова свободы, так как у него на иждивении трое детей и больная жена, а в качестве меры пресечения избрать личное поручительство.
Удовлетворяя ходатайство, следователь вынес постановление об избрании в отношении Беликова в качестве меры пресечения личное поручительство. Сак и Алов ознакомились с постановлением, и этот факт закрепили своими подписями.
Вопрос:
Соблюден ли следователем процессуальный порядок применения данной меры пресечения?
Вопросы для самоподготовки:
1. Каково соотношение мер уголовно-процессуального принуждения и мер пресечения?
2. Какие меры пресечения предусмотрены УПК РФ?
3. Какие основания предусмотрены УПК РФ для избрания мер пресечения?
4. Какие меры пресечения относятся к специальным и почему?
5. Какие меры пресечения применяются по судебному решению?
6. В чем особенность применения мер пресечения в отношении подозреваемого?
7. Какой порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу?
8. Какие материалы должны быть представлены в суд в обоснование законности и обоснованности применения заключения под стражу?
9. Какой срок содержания обвиняемого под стражей?
10. Какой процессуальный порядок избрания меры пресечения в виде залога?
11. Какие последствия нарушения обвиняемым меры пресечения в виде личного поручительства?
12. Какие основания (фактические и юридические), мотивы и условия задержания подозреваемого?
13. Какой процессуальный порядок отстранения обвиняемого от должности?
14. Какой процессуальный порядок наложения ареста на имущества?
15. В каких случаях следователь может осуществить принудительный привод?
16. Какие основания и процессуальный порядок наложения штрафа на участников уголовного процесса?
Основная литература:
1. Уголовный процесс /под ред. Булатова Б.Б., Баранова А.М. – 2-е издание. – М.: Юрайт, 2011.
2. Уголовный процесс /под ред. Божьева В.П. – 3-е издание. – М.: Юрайт, 2011.
3. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации /отв. редактор Петрухин И.Л., Михайловская И.Б. – 3-е издание. – М.: Проспект, 2010.
Дополнительная литература:
1. Булатов Б.Б., Николюк В.В. Меры уголовно-процессуального принуждения (по главе 14 УПК РФ). – М.: Спарк, 2003.
2. Золоторев В.Г., Колоколов Н.А. Алгоритм ареста: Научно-практическое пособие. – Курск, 2002.
3. Егоров В. С. Вопросы правового регулирования мер уголовного принуждения. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
4. Кутуев Э.К. Меры принуждения в уголовном процессе. Теоретические и организационно-правовые проблемы. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009.
5. Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс. – М.: Теис, 2004.
6. Рыжаков А.П. Заключение под стражу, залог и домашний арест. – М.: ДИС, 2011.
7. Химичева О.В., Плоткина Ю.Б. Применение в стадии предварительного расследования мер пресечения, избираемых по решению суда. – М.: Юрлитинформ, 2012.
8. Шумилин С.Ф. Полномочия следователя: механизм и проблемы реализации. - М.: Издательство "Экзамен", 2006.
.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. – М., 1993.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г. Подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. // Российская газета. – 2001. – 22 декабря.
3. Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (ред. от 01.07.2010) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».