Нормативные правовые акты президента республики беларусь
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Января 2000 г. № 361-З
О нормативных правовых актах Республики Беларусь
Принят Палатой представителей 14 декабря 1999 года
Одобрен Советом Республики 22 декабря 1999 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 81-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 7, 2/830) <H10200081>;
Закон Республики Беларусь от 1 ноября 2004 г. № 321-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 175, 2/1070) <H10400321>;
Закон Республики Беларусь от 2 ноября 2005 г. № 48-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 179, 2/1152) <H10500048>;
Закон Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 119-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 86, 2/1216) <H10600119>;
Закон Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235) <H10600137>;
Закон Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 212-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 118, 2/1309) <H10700212>;
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. № 410-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1507) <H10800410>;
Закон Республики Беларусь от 2 июля 2009 г. № 31-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 161, 2/1583) <H10900031>
Настоящий Закон определяет понятие и виды нормативных правовых актов Республики Беларусь, устанавливает общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования и систематизации.
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, применяемые в нормотворческой деятельности
В нормотворческой деятельности применяются следующие основные термины и их определения:
акты законодательства – нормативные правовые акты, составляющие законодательство Республики Беларусь;
аналогия закона – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения;
аналогия права – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права;
законодательство – система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения;
законодательные акты – Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь;
законодательная инициатива – официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган;
законодательная техника – система правил подготовки проектов законодательных актов;
инкорпорация – вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания) в определенном порядке;
кодификация – вид систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений;
коллизия нормативных правовых актов – противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения;
локальный нормативный правовой акт – нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций;
нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;
нормотворческая деятельность – научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов;
нормотворческая инициатива – официальное направление субъектом нормотворческой деятельности в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части;
нормотворческий орган (должностное лицо) – государственный орган (должностное лицо), уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты;
нормотворческий процесс – нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие;
нормотворческая техника – система правил подготовки проектов нормативных правовых актов;
обнародование нормативного правового акта – доведение нормативного правового акта до всеобщего сведения путем опубликования его в печати, распространения через другие средства массовой информации или иные общедоступные средства коммуникации;
право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений;
пробелы в законодательстве – отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права;
свод законов – полное систематизированное собрание, объединяющее законодательные акты Республики Беларусь;
свод законодательства – полное систематизированное собрание, объединяющее нормативные правовые акты;
систематизация законодательства – деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему;
субъект нормотворческой деятельности – физические или юридические лица, принимающие участие в нормотворческой деятельности;
технические нормативные правовые акты – технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, фармакопейные статьи, нормы и правила пожарной безопасности, нормы и правила по обеспечению технической, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, нормы и правила по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр, квалификационные справочники, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, инструкции по организации и проведению государственных статистических наблюдений, формы ведомственной отчетности и указания по их заполнению, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, иные нормативные правовые акты, отнесенные законодательными актами Республики Беларусь к техническим нормативным правовым актам, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
Статья 2. Виды нормативных правовых актов
Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.
Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.
Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.
Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.
Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.
Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.
Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.
Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.
Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.
Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.
Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.
Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Статья 3. Правовые акты, не являющиеся нормативными
Правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.
К ненормативным правовым актам относятся:
распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь;
распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;
акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния;
иные правовые акты, не являющиеся нормативными в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Правовые акты, перечисленные в частях второй, седьмой–двенадцатой, семнадцатой и восемнадцатой статьи 2 настоящего Закона, могут иметь ненормативный характер.
Статья 4. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон устанавливает порядок подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования и систематизации нормативных правовых актов Республики Беларусь, за исключением:
решений референдумов;
актов Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь;
международных договоров;
регламентов коллегиальных органов;
технических нормативных правовых актов;
локальных нормативных правовых актов.
Статья 5. Система нормативных правовых актов
Нормативные правовые акты приводятся в единую систему путем их взаимного согласования, определения иерархии нормативных правовых актов, а также путем подготовки издания соответствующих сводов законов и законодательства Республики Беларусь, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений.
Статья 6. Правопреемство в отношении принятых (изданных) нормативных правовых актов
В случае реорганизации государственного органа, наделенного правом принимать (издавать) нормативные правовые акты, к правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом принимать (издавать) нормативные правовые акты переходят полномочия по изменению и прекращению действия ранее принятых (изданных) нормативных правовых актов.
В случае ликвидации государственного органа (сокращения соответствующей должности) или такой реорганизации органа, при которой правопреемник не наделяется правом принимать (издавать) соответствующие нормативные правовые акты, полномочия по изменению и прекращению действия ранее принятых (изданных) нормативных правовых актов переходят к вышестоящему либо иному уполномоченному государственному органу или должностному лицу.
Изменение статуса государственного органа (должностного лица), который принимает (издает) соответствующие нормативные правовые акты, не влечет прекращения действия ранее принятых (изданных) нормативных правовых актов.
В случае переименования государственного органа или его реорганизации путем слияния, присоединения, преобразования, которые влекут изменение наименования этого органа, нормативные правовые акты, содержащие прежнее наименование, подлежат изменению (дополнению) в части переименования. До внесения таких изменений (дополнений) действие нормативных правовых актов, содержащих прежнее наименование, распространяется на переименованный (вновь образованный) орган в полном объеме.
В случае разделения или выделения государственного органа в решении о его реорганизации должно предусматриваться четкое разделение полномочий, позволяющее определить, какие нормативные правовые акты и в каком объеме распространяются на вновь созданные государственные органы. При этом государственный орган, принявший решение о разделении или выделении, обязан в трехмесячный срок обеспечить внесение всех необходимых изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь своевременно информирует соответствующие государственные органы об устаревших наименованиях, сохранившихся в соответствующих нормативных правовых актах.
Статья 7. Основные принципы нормотворческой деятельности
Нормотворческая деятельность осуществляется на принципах:
конституционности;
соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов;
приоритета общепризнанных принципов международного права;
защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости;
научности;
системности и комплексности правового регулирования общественных отношений.
Статья 8. Гласность в деятельности нормотворческих органов (должностных лиц)
Гласность в деятельности нормотворческих органов (должностных лиц) обеспечивается:
информированием граждан о деятельности нормотворческих органов (должностных лиц) и принимаемых (издаваемых) ими нормативных правовых актах;
опубликованием нормативных правовых актов в официальных изданиях, других средствах массовой информации или доведением их до всеобщего сведения иными способами.
По решению нормотворческого органа (должностного лица) проект нормативного правового акта может быть вынесен на публичное (всенародное, общественное или профессиональное) обсуждение.
Статья 9. Общие требования, предъявляемые к нормативным правовым актам
Общими требованиями, предъявляемыми к нормативным правовым актам, являются:
соответствие принципам нормотворческой деятельности, определенным в статье 7 настоящего Закона;
согласованность нормативного правового акта с другими нормативными правовыми актами;
принятие (издание) нормативного правового акта уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции;
принятие (издание) нормативного правового акта в порядке и по форме, установленных законодательством Республики Беларусь;
соответствие нормативного правового акта нормотворческой технике.
Статья 10. Юридическая сила нормативных правовых актов
Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.
В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.
Законы, декреты, указы, постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.
Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.
Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются.
Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).
Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).
Нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений.
Структурные подразделения государственных органов не вправе принимать акты нормативного характера, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 11. Совместный нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт может приниматься несколькими нормотворческими органами, если Конституцией Республики Беларусь не предусмотрено иное.
Не допускается принятие совместного нормативного правового акта нормотворческими органами, один из которых является вышестоящим по отношению к другому, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь исходя из особенностей компетенции этих органов.
Изменение и прекращение действия совместных нормативных правовых актов осуществляются только совместно принявшими их государственными органами, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Статья 12. Принятие (издание) нормативных правовых актов в порядке эксперимента
Нормотворческий орган (должностное лицо) с согласия Президента Республики Беларусь вправе принять (издать) нормативный правовой акт в порядке эксперимента, ограничивая его действие во времени, определенной территорией или по кругу лиц, либо делегировать такие полномочия иным нормотворческим органам (должностным лицам).
ГЛАВА 2
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Статья 13. Нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь
Нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Главой государства, издаются в форме декретов и указов, имеющих обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Статья 14. Порядок издания декретов Президента Республики Беларусь и общественные отношения, регулируемые ими
Декреты Президента Республики Беларусь издаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Декреты Президента Республики Беларусь могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временные декреты.
Не допускается делегирование полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
В силу особой необходимости Президент Республики Беларусь по своей инициативе либо по предложению Правительства Республики Беларусь может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства Республики Беларусь, они скрепляются подписью Премьер-министра Республики Беларусь. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.
ГЛАВА 3