Участие прокурора при пересмотре приговоров и постановлений суда
Прокурор, обнаружив незаконность или необоснованность судебного акта должен принести протест в вышестоящий суд, независимо от того, участвовал ли он в данном деле или дело рассмотрено в его отсутствие.
Апелляционное производство представляет собой одну из важных форм контроля за судебной деятельностью со стороны вышестоящего суда, позволяющую наиболее оперативно осуществлять проверку законности судебных актов и эффективно исправлять допущенные судами ошибки, что способствует в целом выполнению задач судопроизводства. Апелляционное производство является обычной, обязательной стадией процесса, которая позволяет прокурору опротестовать, а осужденному, оправданному, истцу, ответчику, их защитникам и законным представителям, потерпевшему и его представителю обжаловать, по их мнению, неправосудный приговор или решение суда. Предотвратить вступление в законную силу незаконных и необоснованных судебных актов — одна из важнейших задач прокурора. Порядок проверки уголовных дел в апелляционном порядке обеспечивает условия, при которых ошибки судов могут быть исправлены до вступления приговора в законную силу.
В стадии апелляционного производства задача прокуроров заключается, прежде всего, в своевременной и полной проверке материалов уголовного дела, в опротестовании приговоров и постановлений судов, не соответствующих материалам дела и противоречащих закону, а также в том, чтобы заключение прокурора помогало составу судей принять правильное решение по делу.
При решении вопроса о внесении апелляционного или частного протеста прокурор не должен допускать необъективности, односторонности и ведомственного подхода. Протест прокурора — это важнейший процессуальный акт представителя государственного органа, осуществляющего надзор за применением законов при рассмотрении дел судами.
Прокурору при изучении уголовных дел следует проверять не только судебный акт, сопоставляя принятое решение со всеми материалами дела, но и обращать внимание на протокол судебного заседания. Апелляционный протест прокурор должен подать в течение установленного законом срока после вынесения судебного акта в окончательной форме.
Апелляционные (частные) жалобы, протесты могут быть принесены в течение пятнадцати суток со дня провозглашения приговора (постановления), а осужденным, содержащимся под стражей,— в тот же срок со дня вручения ему копии приговора (постановления).
Право принесения протеста принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела. Генеральный Прокурор и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители, прокуроры районов и приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовывать приговор или решение, независимо от участия в рассмотрении дела. Следует учесть, что апелляционный протест, поданный с пропуском срока, оставляются без рассмотрения.
Прокурор в протесте должен изложить данные о лице, принесшем протест, с указанием его процессуального положения; указание о том, в какой части приговора, постановления или в полном объеме на них подается протест; доводы лица, подавшего протест, в чем заключается, по его мнению, неправильность приговора, постановления суда и существо его просьбы; доказательства, которыми автор протеста обосновывает свои требования, в том числе и те, которые не были исследованы судом первой инстанции. В чем проявилась необоснованность приговора или решения (неполнота, противоречие выводов суда установленным им фактическим обстоятельствам дела, недоказанность фактов, которые суд посчитал установленными). Если имеются материалы, то следует приложить к протесту.
Затем должна следовать просьба об отмене приговора или решения и, исходя из конкретных обстоятельств дела, об изменении или о вынесении вышестоящим судом нового судебного акта.
Суд первой инстанции не позднее суток после истечения срока, установленного для обжалования, опротестования приговора (постановления), решения извещает осужденного или оправданного, защитника, обвинителя, потерпевшего и его представителя, а также гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей о подаче жалобы или принесении протеста, если жалоба, протест затрагивают их интересы. Копия жалобы, протеста направляется указанным лицам с разъяснением возможности подачи на них возражений в письменном виде с указанием срока представления. После этого суд направляет дело с поступившими жалобами, протестом и возражениями на них в апелляционную инстанцию и извещает участников процесса о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции.
Дело в апелляционном порядке должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления. Преимущество апелляционной инстанции заключается в том, что стороны вправе представлять в апелляционную инстанцию новые доказательства. Дополнительные материалы передаются суду до начала рассмотрения дела, однако они не могут быть получены путем производства следственных действий.
Стороны вправе в подтверждение оснований апелляционной (частной) жалобы, протеста вместе с жалобой или после ее подачи представлять в суд апелляционной инстанции новые материалы или ходатайствовать об их истребовании и исследовании, а также ходатайствовать о вызове в судебное заседание и допросе указанных ими свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов, о совершении иных действий, направленных на восполнение пробелов судебного следствия в первой инстанции.
При рассмотрении дела, поступившего с апелляционной жалобой или протестом, суд по ходатайству сторон или по собственной инициативе в целях проверки законности приговора и правильного разрешения дела вправе:
1. истребовать документы, связанные с состоянием здоровья, семейным положением и данными о прошлых судимостях осужденного, потерпевшего и других участвующих в деле лиц, по ходатайству сторон истребовать и другие документы;
2. назначить проведение судебно-психиатрической или иной экспертизы;
3. вызвать в судебное заседание и допросить дополнительных свидетелей, экспертов, специалистов, исследовать письменные, вещественные и иные доказательства, представленные сторонами или истребованные по их просьбе судом;
4. признать исследованные судом первой инстанции материалы недопустимыми доказательствами и исключить их из числа доказательств;
5. признать исключенные судом первой инстанции из числа доказательств материалы допустимыми и их исследовать;
6. исследовать обстоятельства, относящиеся к гражданскому иску, и принять решение по гражданскому иску;
7. выполнить другие действия, необходимые для обеспечения полноты, всесторонности и объективности исследования всех материалов дела и установления истины по делу.
При наличии неясностей в изложенных в протоколе судебного заседания показаниях осужденного (оправданного), потерпевших, свидетелей, других лиц, допрошенных судом первой инстанции, дающих возможность различного их толкования, суд по собственной инициативе или по ходатайству сторон вправе уточнить их показания путем допроса по этим обстоятельствам.
Существенной гарантией успешного выполнения судом второй инстанции стоящих перед ним задач является участие прокурора в апелляционном рассмотрении уголовных дел. Закон предоставляет прокурорам, участвующим в апелляционной инстанции, процессуальную самостоятельность при даче заключения, вместе с тем повышает персональную ответственность за их правильность. В своем заключении он выражает позицию прокуратуры о законности или незаконности обжалованного или опротестованного акта.
По результатам рассмотрения дела в апелляционном порядке суд принимает одно из следующих решений:
1. об оставлении приговора (постановления) суда первой инстанции без изменения, а апелляционной (частной) жалобы, протеста — без удовлетворения;
2. об изменении приговора;
3. об отмене приговора и о прекращении дела;
4. об отмене обвинительного приговора и о постановлении оправдательного приговора;
5. об отмене обвинительного приговора и о постановлении нового обвинительного приговора;
6. об отмене оправдательного приговора и о постановлении обвинительного приговора;
7. об отмене приговора и о направлении дела на новое судебное рассмотрение;
8. об отмене приговора и о направлении дела для дополнительного расследования по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 303 УПК РК.
Суд апелляционной инстанции вправе принять решение, ухудшающее положение осужденного (оправданного) лишь в пределах и по основаниям, которые указаны в жалобах, протесте стороны обвинения.
В соответствии с законом вступившие в законную силу приговор, постановление и решение суда обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, юридических, должностных лиц, граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан. Законная сила — есть особое правовое действие акта правосудия, которое наделяет приговор такими характерными свойствами, как общеобязательность, неизменность и исключительность. С момента вступления судебного акта в законную силу начинает действовать презумпция его истинности, в соответствии с которой вопрос об его отмене или изменении может решаться только в особом порядке, относящемся к исключительным стадиям судопроизводства.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела проверяет также законность, обоснованность и справедливость приговора в части гражданского иска и принимает решение с соблюдением требований статьи 169 УПК РК.
В настоящее время существует и кассационная инстанция. В результате рассмотрения дела в кассационном порядке суд своим постановлением принимает одно из следующих решений:
1. оставляет приговор (постановление) без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;
2. отменяет приговор и прекращает дело;
3. изменяет приговор;
4. отменяет приговор (постановление) и направляет дело на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции со стадии предварительного слушания или главного судебного разбирательства либо в суд апелляционной инстанции — со стадии разбирательства по рассмотрению апелляционных жалоб и протестов;
5. отменяет приговор и направляет дело для дополнительного расследования по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 303 УПК РК;
6. при установлении обстоятельств, указанных в ст. 387 УПК РК, выносит частное постановление.
В случае неправильного применения судом первой или апелляционной инстанции уголовного закона суд кассационной инстанции вправе применить к осужденному закон о менее тяжком преступлении и снизить наказание в соответствии с измененной квалификацией содеянного, но не может применить закон о более тяжком преступлении или усилить назначенное наказание.
Суд кассационной инстанции вправе снизить назначенное осужденному наказание без изменения квалификации, если оно признано несправедливым вследствие чрезмерной его суровости.
Суд кассационной инстанции вправе увеличить размер наказания, если его увеличение связано с устранением арифметических ошибок или ошибок при зачете срока предварительного содержания под стражей, с устранением неправильного применения уголовного закона, регулирующего назначение наказания по совокупности приговоров и преступлений. Суд» кассационной инстанции вправе отменить немотивированное в приговоре назначение осужденному более мягкого вида исправительного учреждения, чем предусмотрено законом, и назначить вид исправительного учреждения в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан.
Суд кассационной инстанции проверяет соблюдение судом, постановившим приговор (постановление), норм уголовного и уголовно-процессуального закона и на основе этого проверяет законность, обоснованность и справедливость приговора (постановления). Постановление кассационной инстанции не позднее трех суток после его вынесения направляется вместе с делом для исполнения в суд, постановивший приговор. При направлении дела для дополнительного расследования постановление кассационной инстанции вместе с делом направляется соответствующему прокурору.
В силу ряда субъективных и объективных причин судами первой инстанции нередко допускаются ошибки, и они не всегда устраняются в апелляционном и кассационном порядке. Поэтому законом предусмотрен пересмотр приговоров, постановлений и решений, вступивших в законную силу. Эти судебные акты могут быть проверены вышестоящим судом на предмет их законности и обоснованности в случае наличия сомнений в их правосудности. Данный порядок проверки именуется надзорным производством, который как одна из стадий уголовного процесса является существенной гарантией осуществления правосудия.
После апелляционного рассмотрения дела прокурор проверяет законность и обоснованность постановления суда. Если он установит, что судебный акт не соответствует или противоречит закону, то принимает решение о возможности принесения протеста в порядке надзора. В этом случае он докладывает дело прокурору, полномочному принести протест в надзорном порядке, и тот принимает окончательное решение.
Надзорное производство в уголовном судопроизводстве является стадией исключительной. Исправление ошибок судов первой инстанции должно происходить, как правило, в судах апелляционной инстанции. Прокурорский надзор в стадии надзорного производства является одной из существенных гарантий успешного пересмотра решений, приговоров и постановлений судов, вступивших в законную силу.
Субъектами надзорного опротестования являются должностные лица органов прокуратуры, перечень которых содержится в уголовно-процессуальном кодексе. Так, в соответствии со ст. 460 УПК РК право принесения протеста на судебные приговоры и постановления, вступившие в законную силу, имеют: Генеральный Прокурор Республики Казахстан, заместители Генерального Прокурора, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры. Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать.
Как одна из исключительных стадий уголовного процесса, пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, имеет важное значение в осуществлении задач судопроизводства и является весьма существенной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Судебные органы, осуществляющие пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, не только исправляют конкретные ошибки судов первой и второй инстанций, но и обеспечивают единообразное понимание и применение действующего закона.
Если раньше судебные ошибки по вступившим в законную силу приговорам и решениям отменялись как по протестам руководителей областного и Верховного суда, так и вышестоящего прокурора, то в соответствии с действующим законодательством надзорное опротестование стало в основном прерогативой прокурора, что еще более повысило его ответственность.
При проверке ходатайств о принесении протеста на судебные акты, в порядке надзора прокуроры должны руководствоваться общими положениями о порядке рассмотрения заявлений и обращений граждан Задача прокуроров в стадии надзорного производства состоит в том, чтобы глубоко и внимательно проверять жалобы, поданные на судебные акты, вступившие в законную силу, и изучать конкретные дела, по которым эти жалобы поданы При отказе в удовлетворении ходатайства составленное прокурором заключение должно быть полным, объективным и убедительным, а ответ лицу, обратившемуся с жалобой, ходатайством — мотивированным и обоснованным
Прокуроры, проверяя законность и обоснованность приговоров, вступивших в законную силу, должны исходить из того, что всякая отмена судебного акта должна быть обоснована, изменить или отменить ранее принятое решение по делу суд вправе лишь при наличии существенных оснований ст. 461 УПК РК, запрещает опротестовывать оправдательный приговор или постановление суда о прекращении дела, а также обвинительный приговор по мотивам мягкости наказания или необходимости применить закон о более тяжком преступлении, если прошло более 6-ти месяцев после вступления их в законную силу В этих случаях законодатель исходит из того бесспорного положения, что подлежащий опротестованию приговор, хотя не соответствует закону и является неправосудным, однако в данной ситуации решающее значение имеет фактор времени и права осужденного
Вступившие в законную силу приговор, постановление суда также могут быть отменены и производство по делу возобновлено ввиду вновь открывшихся обстоятельств Разрешение судом вопроса о возобновлении производства по делу регулируется ст. 476 УПК РК.
Контрольные вопросы
- Какими нормативно-правовыми и ведомственными актами регулируется деятельность прокурора по надзору за законностью судебных актов?
- В чем заключаются сущность и основные задачи участия прокурора при рассмотрении судами уголовных дел?
- Каковы основные этапы деятельности прокурора при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции?
- В чем заключается специфика участия прокурора при рассмотрении уголовного дела судом апелляционной (кассационной) инстанции?
- В чем состоят особенности участия прокурора в суде надзорной инстанции?[kgl]
[gl]ГЛАВА 13 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И РЕАБИЛИТАЦИИ[:]
Цель:Рассмотреть содержаниеи задачи прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан, полномочия прокурора при осуществлении надзора и организация работы по надзору за законностью
Структура лекции:
- Сущность и задачи прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан
- Полномочия прокурора при осуществлении надзора
- Организация работы по надзору за законностью