Ответственность в административном праве
ТЕМА 9. Административная ответственность
Законодательные основы административной ответственности. Понятие и основные черты административной ответственности. Освобождение от административной ответственности. Основание административной ответственности. Административное правонарушение. Понятие и признаки административного правонарушения. Состав административного правонарушения. Назначение административного наказания. Понятие и виды административных наказаний. Правила применения административных наказаний.
Целью является изучение юрисдикционных аспектов административного права.
Изучив теоретический материал и выполнив самостоятельную работу, студенты должны знать:
понятие административной ответственности и ее основания;
понятие административного правонарушения и его состава;
принципы классификации административных правонарушений;
особенности административной ответственности юридических лиц.
Студенты должны уметь квалифицировать административные правонарушения.
Студенты также должны иметь представление обо всех родовых и видовых объектах административного правонарушения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, так же как уголовная, гражданская и дисциплинарная. Государство устанавливает основания ответственности, применяемые меры при правонарушениях, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и применения мер ответственности.
Административная ответственность - это предусмотренное санкцией административно-правовой нормы принудительное воздействие за совершенное правонарушение, примененное к виновному лицу уполномоченными органами или должностными лицами.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением судьи, компетентного органа или должностного лица, рассмотревшего дело.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и не обязано доказывать свою невиновность, будучи привлекаемым к административной ответственности. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.
Ответственность лица, совершившего административное правонарушение, определяется законом, действовавшим во время и на территории совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Административная ответственность, как и другие виды юридической ответственности, является правовым, нормативно определенным государственным принуждением, государственной правовой оценкой содеянного, выражающейся в неблагоприятных последствиях для правонарушителя (моральных, материальных или физических), своего рода результатом правонарушения.
Нормы, регулирующие административную ответственность, образуют самостоятельный институт административного права.
Среди особенностей административной ответственности могут быть названы:
основание ответственности и вид правонарушения - административное правонарушение (менее опасные, чем преступления, но значительно более распространенные);
объект посягательства - отношения в сфере государственного управления (и ряд других);
субъекты ответственности как физические, так и юридические лица;
результат привлечения к ответственности - административные наказания;
установление ответственности относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ (к ведению субъектов РФ отнесено установление административной ответственности за правонарушения, носящие региональный характер);
меры ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях;
меры ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц (мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, различные органы исполнительной власти);
меры ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями;
привлечение к ответственности и назначение административного наказания влечет состояние административной наказанности (не судимости) в течение определенного срока и не является основанием увольнения правонарушителя с работы;
имеет особый процессуальный порядок реализации (более простой и экономичный, чем уголовный);
наступает перед государством (как уголовная, но не дисциплинарная и гражданско-правовая).
Административное правонарушение является основанием наступления административной ответственности.
В соответствии с законом административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Здесь необходимо иметь в виду, что действие - это активная форма деяния, выражающаяся в невыполнении обязанностей, законных требований, нарушении запрета, а бездействие - пассивная форма деяния, выражающаяся в невыполнении обязанностей и законных требований.
Признаки административного правонарушения:
- противоправность (совершение деяния, нарушающего (или не исполняющего) нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т.д.), которые охраняются мерами административной ответственности);
виновность;
наказуемость деяния (законодательством предусмотрена административная ответственность).
Законодатель не называет административные правонарушения, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями, в то же время вред законным интересам граждан, общества и государства от административных правонарушений очевиден.
Состав административного правонарушения - это установленная правом полная, закрытая совокупность признаков (элементов), необходимых для того, чтобы деяние могло повлечь за собой административную ответственность правонарушителя. Отсутствие хотя бы одного из признаков означает отсутствие состава в целом. Поэтому именно состав административного правонарушения является основанием административной ответственности.
Элементами состава административного правонарушения являются: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.
Объект административного правонарушения - общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности (общий объект).
Общий объект включает в себя родовые (по сферам общественной деятельности), видовые (по специфическим группам общественных отношений) и непосредственные объекты (конкретные общественные отношения, на которые посягает правонарушение, могут совпадать с предметом правонарушения).
Объект правонарушения является основой классификации правонарушений.
Объективная сторона административного правонарушения - деяние, нарушающее установленные административно-правовыми нормами правила, внешнее проявление правонарушения.
Объективная сторона включает время, место, способ, характер совершения деяния и вредные последствия правонарушения, если состав предусматривает их наступление (материальный состав, в отличие от формального).
Объективная сторона может определять множественность деяния, принимающую разные формы.
Реальная совокупность представляет собой совершение двух или более административных правонарушений, ни за одно из которых лицо не подвергалось административному наказанию. В таких случаях административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение. То есть:
лицом совершено два или более административных правонарушений;
каждое из них квалифицируется по отдельной статье (части статьи) КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях;
по каждому из них не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности;
ни за одно из них лицо не подвергалось административному наказанию.
Идеальная совокупность административных правонарушений представляет собой совершение лицом одного деяния, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями КоАП РФ, а рассмотрение дел о совершенных правонарушениях подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу.
Повторность - это совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию (т.е. находится в состоянии административной наказанности).
Продолжаемое административное правонарушение состоит из ряда сходных по их направленности, содержанию действий, которые в совокупности образуют единое правонарушение.
Длящееся правонарушение выражается в длительном невыполнении требований правовой нормы в виде действия или бездействия, за несоблюдение которой установлена административная ответственность.
По объективной стороне состава обычно проводится отграничение административного правонарушения от преступления, т.е. по отсутствию или наличию каких-либо квалифицирующих признаков, тяжких последствий, по размеру имущественного ущерба, причиненного правонарушением.
Субъектом административного правонарушения является лицо, совершившее административное правонарушение. По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются коллективные и индивидуальные субъекты.
Признаки индивидуального субъекта подразделяются на две группы:
общие - такие признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности;
специальные - признаки, отражающие: особенности труда, служебного положения иные особенности правового статуса.
Так, например, лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности как должностное лицо.
Субъективная сторона административного правонарушения - психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме:
умысла (лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично);
неосторожности, то есть легкомыслия (лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий) или небрежности, (лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).
Понятие вины применительно к коллективным субъектам (юридическим лицам) имеет иное содержание и будет описано ниже.
Законом предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности. Это обусловлено как принципами гуманности, так и необходимостью экономии средств государственного принуждения и основывается на тщательном учете всех объективных и субъективных сторон состава правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Есть еще ряд ситуаций, по которым привлечение к административной ответственности не состоится, несмотря на наличие административного правонарушения.
Это противоправные действия в условиях крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Законом установлен также ряд обстоятельств,исключающих производство по делу об административном правонарушении:
отсутствие события административного правонарушения;
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
действия лица в состоянии крайней необходимости;
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
отмена закона, установившего административную ответственность;
истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Давая правовую оценку описанным ситуациям, в которых административная ответственность не наступает, необходимо отличать освобождение от административной ответственности и обстоятельства, исключающие неправомерность деяния.
Есть также и некоторые ограничения применения административной ответственности, которые зависят от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения:
административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп;
лишение права управления средствами транспорта не применяется к лицам, которые управляют ими в связи с инвалидностью, за исключением ряда случаев (управление в состоянии опьянения и т.д.);
лишение права охоты, конфискация или возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами устанавливаются также особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц).
Отдельные виды административных наказаний предусмотрены главой 3 КоАП РФ.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Чем отличается административная ответственность от других видов юридической ответственности?
2.Назовите элементы и признаки состава административного правонарушения. Отличаются ли эти элементы и признаки от состава преступления?
3.Перечислите административные наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.
4.Сравните обязательные работы по УК РФ и КоАП РФ.
5.Решите задачи.
1. Военнослужащий, старший лейтенант Сергеев, был задержан на улице патрульно-постовой службой полиции за то, что находился в нетрезвом состоянии, нецензурно выражался, приставал к гражданам. Административная комиссия наложила на Сергеева за данное правонарушение административное взыскание в виде штрафа, а его начальник по службе объявил ему о неполном служебном соответствии. Какие нарушения закона вы усматриваете в этой ситуации?
2. Сотрудник ГИБДД капитан полиции Петров и его друг, майор Российской Армии Конюхов, были задержаны работниками охотинспекции, т.к. в их машине был обнаружен убитый кабан. Лицензии на отстрел кабана у них не было. Начальник районного отделения охотинспекции подверг обоих административному взысканию в виде штрафа с конфискацией находящихся в их личной собственности ружей. Как вы оцениваете действия должностного лица охотинспекции?
3. Пятнадцатилетний школьник, выбежав на проезжую часть улицы, создал аварийную ситуацию, однако ДТП удалось избежать. За это он был оштрафован сотрудником ГИБДД. Оцените ситуацию.
6. Заполнить сравнительную таблицу задержания и административного ареста:
ПРИЗНАКИ | ЗАДЕРЖАНИЕ | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ |
1.Фактическое основание | ||
2. Статьи КОАП РФ | ||
3.Срок | ||
4. Цель | ||
5. Процессуальное оформление |
7. Охарактеризуйте состав правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КоАП РФ, ст. 20.1 КоАП РФ, ст. 20.25 КоАП РФ.
8. Решите тестовые задания.
1. Административной ответственности подлежит лицо:
А) достигшее к моменту совершенияадминистративного правонарушения возраста 14 лет
Б) достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет
В) достигшее к моменту обнаружения административного правонарушения возраста 14 лет
Г) достигшее к моменту обнаружения административного правонарушения возраста 16 лет
2. Форма вины характеризует такой элемент состава административного правонарушения как:
А) объективная сторона
Б) субъективная сторона
В) объект
Г) субъект
3. К административным наказаниям не относится:
А) предупреждение
Б) устное замечание
В) лишение специального права, предоставленного физическому лицу
Г) дисквалификация
4. Только в качестве основных административных наказаний применяются:
А) предупреждение
Б) дисквалификация
В) административное приостановление деятельности
Г) лишение специального права, предоставленного физическому лицу
5. Дисквалификация устанавливается на срок:
А) от 3 месяцев до 3 лет
Б) от 6 месяцев до 3 лет
В) от 6 месяцев до 2 лет
Г) от 3 месяцев до 2 лет
6. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок:
А) до 30 суток
Б) до 60 суток
В) до 90 суток
Г) до 120 суток
7. К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, не относится:
А) совершение административного правонарушения группой лиц
Б) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения
В) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия
Г) совершение административного правонарушения беременной женщиной
8. По общему правилу давность привлечения к административной ответственности по делу, рассматриваемому судьей, составляет:
А) один месяц со дня совершения правонарушения
Б) два месяца со дня совершения правонарушения
В) три месяца со дня совершения правонарушения
Г) два месяца со дня обнаружения правонарушения
9. Объективную сторону административного правонарушения характеризует:
А) наличие причинно-следственной связи (зависимости) между деянием и его последствиями
Б) противоправное деяние
В) цели и мотивы совершения правонарушения
Г) последствия противоправного деяния
10. К формам вины в административном праве относится:
А) умысел
Б) неосторожность
В) крайняя необходимость
Г) невменяемость
ТЕМА 10. Дисциплинарная ответственность
Понятие и признаки дисциплинарной ответственности. Отличие дисциплинарной ответственности от иных видов юридической ответственности. Основания наступления дисциплинарной ответственности. Понятие и виды дисциплинарных взысканий. Порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий.
Целью является изучение института дисциплинарной ответственности, оснований, порядка наложения и снятия дисциплинарных взысканий.
Студенты должны знать отличие дисциплинарной ответственности от других видов юридической ответственности, основания дисциплинарной ответственности, порядок наступления, виды дисциплинарных взысканий.
Студенты должны уметь применять нормы права о дисциплинарной ответственности при решении практических задач.
Студентам необходимо иметь представление о развитии института дисциплинарной ответственности на современном этапе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.
Дисциплинарная ответственность — разновидность юридической ответственности. В то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:
1) применяется, как правило, за дисциплинарные проступки, но может наступить и за совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 2.5 КоАП РФ);
2) состоит в применении карательных санкций — дисциплинарных взысканий;
3) право на ее применение принадлежит субъектам линейной власти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива;
4) основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права. Но наибольшее число лиц несут дисциплинарную ответственность по трудовому и административному праву.
Дисциплинарная ответственность по административному праву регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил РФ, таможенной службы и рядом других административно-правовых актов.
На основе административно-правовых норм к дисциплинарной ответственности могут привлекаться десятки миллионов лиц — членов административных коллективов. Это милитаризованные служащие, обучающиеся и лица, свобода которых ограничена в административном порядке.
Дисциплинарное производство— это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов линейной власти по применению дисциплинарных взысканий. Можно сказать и так: дисциплинарное производство — это урегулированная правом деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к дисциплинарной ответственности.
Нормы о дисциплинарном производстве — это процессуальный механизм, использование которого позволяет применять материально-правовые нормы о дисциплинарной ответственности. Это — составная часть административно-юрисдикционного, а значит, и юридического процесса. Поэтому общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности и иные действуют и здесь, но имеют большую специфику.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности милитаризованных служащих, обучающихся урегулирован административно-процессуальными нормами. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ дисциплинарному производству посвящено около 30 статей. Среди действующих правовых актов вряд ли можно найти еще один, который бы столь детально регулировал процедуру наложения и исполнения дисциплинарных взысканий.
В дисциплинарном производстве можно различить четыре стадии:
служебное разбирательство (расследование);
рассмотрение дисциплинарного дела;
пересмотр дела;
исполнение наложенного взыскания.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности и виды дисциплинарных взысканий можно рассмотреть на примере главы 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем отличие дисциплинарной ответственности от иных видов юридической ответственности?
2. Кто вправе наложить дисциплинарное взыскание?
3. Что предшествует принятию решения о наложении дисциплинарного взыскания?
4. Каковы последствия наложения дисциплинарных взысканий?
5. Может ли быть досрочно снято дисциплинарное взыскание?
6. За какие проступки государственный служащий может быть уволен?
7. Кто может инициировать служебную проверку?
8. Вправе ли сотрудник полиции наложить дисциплинарное взыскание на служащего банка?
9. В чем особенности порядка применения взысканий за коррупционные правонарушения в системе государственной службы?
10. Каковы права государственного гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка?
11. Решите задачи.
А) Ректор Университета издал приказ о взыскании штрафа в размере ста пятидесяти рублей со студентов за курение в не отведенных для этого местах. На возражения студентов он отвечал, что это мера установлена в соответствии с областным законом.