Тема 8.Административно-правовые методы

Понятие административно-правовых методов управления. Виды административно-правовых методов управления. Убеждение в государственном управлении. Поощрение в государственном управлении. Принуждение в государственном управлении. Понятие и виды мер административного принуждения. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения. Административно-правовые режимы. Режим военного положения. Режим контртеррористической операции. Режим чрезвычайной ситуации. Режим закрытого административно-территориального образования. Режим охраны государственной границы РФ.

Целью изучения темы является знакомство с методами государственного управления.

Изучив теоретический материал и выполнив самостоятельную работу, студенты должны знать:

основные методы государственного управления,

особенности и классификацию методов государственного принуждения,

назначение и формы каждого из видов государственного принуждения.

Студенты должны уметь оценивать задачу государственного управления и выбирать соответствующий метод управления.

Студенты также должны иметь представление о различных методах управления и их модификациях.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Методы управления - это совокупность способов и средств целенаправленного воздействия государства на соответствующие объекты управления. Есть много общего в понятиях метода управления и метода административно-правового регулирования. Оба они являются регулирующими средствами, содержат административно-правовые предписания, запреты, дозволения.

Однако метод правового регулирования есть средство административного права, метод управления (государственного) - средство субъекта административного права (субъекта государственного управления).

Методы государственного управления содержат способы воздействия на человека, на коллектив, способы обеспечения преобладания воли субъекта власти, при этом универсальными способами являются методы убеждения, поощрения и принуждения.

Различают также прямые и косвенные методы управления.

Прямой метод предполагает императивный (директивный) вариант волеизъявления субъекта управления. Для осуществления косвенного управления создаются условия, мотивирующие управляемых субъектов на должное поведение.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных и других мер для формирования или изменения воли управляемого субъекта.

Убеждение используется постоянно и в отношении всех граждан, обеспечивает добровольное следование воле управляющего субъекта.

Процесс убеждения включает: овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции.

Правовая форма убеждения включает в себя, например, правовые акты рекомендательного характера, а организационная - их разъяснения.

Поощрение - способ воздействия на волю людей через формирование интереса, побуждающего их следованию воле управляющего субъекта.

Основанием (фактическим) для применения поощрения является уже совершенное деяние, положительно оцениваемое субъектом управления.

Поощрение применяется в отношении конкретных индивидуальных или коллективных субъектов и может быть:

моральным (благодарность, грамота);

материальным (премия, ценный подарок);

статусным (изменяющим правовой статус гражданина, например присвоение почетного звания);

смешанным (моральным, материальным и статусным).

А также с правовой точки зрения:

формальным (регламентированным нормами права);

неформальным.

Поощрение может применяться как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам.

Принуждение - это метод воздействия принуждающего на сознание и поведение принуждаемого с целью заставить его действовать (или бездействовать) вопреки собственной воле или в условиях ее ограничения в интересах принуждающего.

Необходимость в нем возникает при противоречии в стремлениях двух субъектов, один из которых предписывает другому совершение какого-либо деяния.

В отличие от убеждения, которое воздействует с целью изменения воли убеждаемого, оставляя, тем не менее, возможность выбора, принуждение подчиняет волю субъекта, выбора не оставляя.

Как и поощрение, принуждение применяется в отношении конкретных индивидуальных или коллективных субъектов.

Государственное принуждение может быть определено как внешнее (психическое, экономическое или физическое) публично-правовое, обладающее формальной определенностью принуждение, осуществляемое уполномоченными на то органами государства, должностными лицами и обеспечивающее безусловное исполнение воли государства.

Государственное принуждение подавляет антиобщественные мотивы поступков человека, ограничивает свободу его действий, стимулируя при этом его поведение, соответствующее публичным интересам.

Существуют следующие виды государственного принуждения: уголовное, административное, дисциплинарное, гражданско-правовое.

Административное принуждение - это принуждение, применяемое уполномоченными субъектами государственного управления в установленных законом случаях и порядке, закрепленном нормами административного права, в сфере государственного управления в целях защиты охраняемых правом общественных отношений, предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Административное принуждение характеризуется множественностью субъектов, его применяющих, и оперативностью процессуального порядка его применения. В отличие от уголовного административное принуждение применяется не только к индивидуальным, но и к коллективным субъектам и в основном имеет внесудебный порядок применения.

Меры административного принуждения подразделяются на:

меры административного предупреждения, которые используются в целях предупреждения правонарушения в сфере государственного управления, предотвращения обстоятельств, угрожающих общественной безопасности;

меры административного пресечения, которые используются в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно опасных последствий. Меры административного пресечения часто выполняют также функции административно-процессуального обеспечения. Эти меры являются реакцией уполномоченных органов на невозможность достичь целей процесса в результате действий какого-либо субъекта. К этому субъекту указанные меры и применяются;

меры административной ответственности (административные наказания), которые являются установленными государством мерами ответственности за совершение административного правонарушения и используются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административно-предупредительные меры связаны с угрозой общественным и личным интересам, которая может возникнуть как вследствие правонарушения, так и наступлением особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека (пожары, аварии, эпидемии, розыск преступника, и т.п.). Принудительные меры могут быть применены и в отношении лиц, не виновных в нарушении норм права.

Среди часто применяющихся мер административного предупреждения могут быть названы: контроль и надзор, проверка документов, техосмотр транспортных средств, карантин, принудительное доставление физических лиц для освидетельствования в медицинские учреждения, принудительное выселение граждан из домов, грозящих разрушением и пр.

Выделяют четыре группы мер, применяемых в целях:

предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, тяжких последствий;

предупреждения правонарушений - как административных правонарушений, так и преступлений;

предотвращения уклонения соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей;

обеспечения общественной безопасности и лечения опасных больных.

Меры административного пресечения зависят от вида субъекта, совершившего правонарушение, характера противоправного деяния, требующего прекращения, и возможных общественно опасных последствий.

Меры пресечения могут иметь имущественный, финансовый, технический, эпидемиологический характер. Они перечислены в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ.

Административно-правовой режим - это особый (отличающийся от обычного) порядок регулирования деятельности индивидуальных и коллективных субъектов, основанный на нормах административного права, реализующийся определенным сочетанием юридических средств в тех сферах и тогда, где и когда требуются дополнительные административно-правовые средства для обеспечения конкретной степени благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права, и создающий желаемое социальное состояние (безопасности, в широком смысле этого термина, или ликвидации нежелательных последствий каких-либо ситуаций). Или, проще, правовой режим - это особый порядок (система условий и методов) правового регулирования.

Выделяя особые признаки правового режима, можно сказать, что он:

устанавливается тогда и там, когда и где обычный порядок регулирования общественных отношений оказывается неэффективным;

предназначен для регулирования общественных отношений в конкретных сферах, ограниченных во времени и/или пространстве и/или по кругу лиц и/или по содержанию деятельности;

регулируется особыми административно-правовыми нормами, характеризующимися установлением дополнительных правил или изъятий из ранее установленных и общеобязательных правил, дополнительных запрещающих и обязывающих предписаний, более широким применением разрешительного и запретительного способов реализации прав и свобод, осуществления какой-либо деятельности, сочетаемых при необходимости со специальным стимулированием, ограничением правосубъектности индивидуальных и коллективных субъектов, которые в своей совокупности могут составлять отдельный институт административного права;

характеризуется детальным процессуальным закреплением действий и взаимодействия субъектов права;

обеспечивается уполномоченными государственными органами, специально создаваемыми или наделенными специальными полномочиями;

обеспечивается специальными организационными, материальными, финансовыми, техническими средствами;

характеризуется строгим контролем и повышенной ответственностью за надлежащее соблюдение режимных норм правопорядка в целом в сфере действия особого режима.

Правовое регулирование в правовых режимах осуществляется либо составной частью общих тематических законов и подзаконных актов, либо специальными актами. Один или несколько специальных актов такого рода создают юридическую основу для серии оперативных актов управления.

Административно-правовые режимы могут классифицироваться по ряду оснований:

по назначению: для обеспечения безопасности; обеспечения отдельных видов деятельности, обращения с предметами, представляющими повышенную опасность (оружие, наркотические и психотропные вещества, взрывчатые вещества) и т.п.;

по подведомственности: федеральные режимы, региональные режимы, местные режимы, устанавливаемые и регулируемые соответственно федеральными региональными или местными органами публичной власти;

по объектам: территориальные режимы (например, закрытых административно- территориальных единиц, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ), объектовые режимы (объектов атомной энергетики, водохранилищ, следственных изоляторов), природные (особо охраняемых природных территорий, курортов);

по содержанию функции государственного управления или виду деятельности: противопожарный, таможенный;

по характеру порождающих факторов: социальные, природные, биологические, технические;

по времени действия: краткосрочные и долгосрочные;

по возможности предсказания времени наступления: прогнозируемые и непрогнозируемые.

Часто выделяются три группы административно-правовых режимов, отличающихся по их целям:

режимы для определенных состояний государства и обеспечения его безопасности (чрезвычайного, военного положения, охраны государственных границ, таможенных границ, регулирования внешнеторговой деятельности, включая протекционизм и др.);

функциональные административно-правовые режимы для обеспечения реализации функций управления (например, управление экологией);

учетно-легализующие режимы (официальная регистрация юридических и физических лиц, лицензирование видов деятельности и т.п.).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В каких случаях сотрудник полиции вправе применить огнестрельное оружие и специальные средства?

2. Приведите пример применения метода поощрения в административном праве (со ссылками на законодательство).

3. В чем сущность метода убеждения в административном праве?

4. В каком случае может проводиться досмотр транспортных средств?

5. Назовите основания и порядок административного задержания.

6. В чем отличие освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения?

7. В чем отличие привода от доставления?

8. Назовите виды административных режимов.

9. Решите задачи.

1. Сержант полиции Петухов, внештатный сотрудник полиции Конбелов и дружинник Попов задержали особо опасного преступника, который оказал им вооружённое сопротивление. Петухов, Конбелов и Попов не пострадали. Какие поощрительные меры и кем могут быть применены?

2. Главный государственный санитарный врач г. Екатеринбурга принял решение о временном отстранении от работы ряда работников одного из предприятий общественного питания, являющихся носителями возбудителей инфекционного заболевания. Правомерны ли действия должностного лица. К каким мерам принуждения относится это решение

Какими нормативным актом это регулируется?

3. Студент Ивлёв отнёс к мерам административного пресечения:

— изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения;

— применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

— административное выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

— личный досмотр;

— принудительное лечение;

— административный надзор за лицами прибывшими из мест лишения свободы;

— отчисление из учебного заведения;

— запрещение движения на участке улицы, пользование которым угрожает безопасности движения;

— административное задержание;

— административный арест;

Какие ошибки допущены в ответе?

10. Решите тестовые задания.

1. По общему правилу срок административного задержания составляет:

А) 48 часов

Б) 72 часа

В) 3 часа

Г) 15 суток

2. К мерам административного пресечения не относится:

А) личный досмотр

Б) административное задержание

В) увольнение с государственной службы

Г) карантин

3. В административном праве различают следующие виды поощрения:

А) моральное

Б) материальное

В) коллективное

Г) статусное

4. В использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных и других мер для формирования или изменения воли управляемого субъекта проявляется:

А) метод убеждения

Б) метод поощрения

В) метод принуждения

Г) метод пресечения

5. Административно-предупредительными называются меры, которые:

А) направлены на прекращение противоправного поведения (поведения, характеризующегося внешними признаками противоправности)

Б) применяются в административном праве к лицам, признанным в установленном порядке виновными в совершении деяний, содержащих признаки составов правонарушений

В) имеют своей целью возмещение причиненного противоправными действиями ущерба, восстановление положения вещей, существовавшего до совершения правонарушения и чаще всего носят материальный характер

Г) применяются до наступления неблагоприятных последствий чьего-либо асоциального или антисоциального поведения, т.е. в отношении заведомо законопослушных субъектов

РАЗДЕЛ 4.

Наши рекомендации