Понятие и сущность Конституции (К).
Термин от лат «конституцио» – установление - зародился в Др. Риме и использовался для обозначения указов императоров.
Конституция – это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общ-ва и гос-ва, определяет субъекта гос-й власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые гос-м права, свободы и обязанности чел-ка и гражданина.
Сущность К: она выражает соц. компромисс, или согласие, достигаемый в момент её принятия различными соц-пол силами по коренному вопросу, к-й она решает, - ограничение пределов вмешат-ва гос-ва в жизнь общ-ва и индивида.
Выделяют юр., полит. и идеолог. функции.
От всех других правовых актов отличают следующие черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается (народ);
2) учредительный, первичный хар-р конст. установлений (для установл-я положений К не сущ. никаких прав-х ограничений);
3) всеохватывающий характер конст. регламентации (К охватывает все сферы жизни общества);
4) особые юр. св-ва: верховенство, высшая юр. сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны,т.д.
Конст. РФ по своей сущности является конституцией демокр. правового гос-ва, воплощением воли многонац-го рос. народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной ив учреждение таких основ жизни гос-ва и общества, к-ые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Юр. свойства К.
Черты К:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается (народ) - легитимность;
2) учредительный, первичный хар-р конст. установлений (для установления положений К не сущ. никаких правов. огранич-й);
3) всеохватывающий характер конституционной регламентации (Конституция охватывает все сферы жизни общества);
4) особые юр. св-ва: верховенство, высшая юр. сила, порядок принятия, внесения поправок, специфическ. формы охраны и т.д.
Юр. св-ва - особенности, позволяющие рассматривать её в качестве основного закона государства.
1) Верховенство (ч.1 ст.15). С принципами, нормами, заложенными в К концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Верховенство обеспеч-тся особым порядком её принятия и изменения, приданием конст нормам высшей юридической силы, повышенной правовой защиты конст предписаний.
2) Высшая юр. сила, прямое действие КРФ и применение на всей терр. РФ (ч.2 ст.15) Являются непосредственно действующими, не требуют принятия дополнит., конкретизирующих отраслевых правовых норм. Согласно постановлению Пленума ВС РФ от 31.10.95 «О некоторых вопросах применения судами КРФ при осущ-я правосудия». Органы гос. власти, местн. самоупр-ия, должност. лица, граждане и ихз объединения обязаны соблюд. К.
3) К – ядро правов. системы. Отправная точка всех отраслей рос. права. Определяющ. значение К проявл-ся как в ее содержательн. возд-ии на основ. принципы, заложенные в текущ. зак-ве, так и в ее роли, связ-ой с установлением роли права.
4) Особая охрана. Президент - гарант Конституции. Конст. суд.
5) Особый усложн. порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок.
6) Реальность. Соответствие конст. предписаний складывающимся в действительности обществ. отношений. К должна отражать степень развития обществ. отношений.
7) Программность. Сформулированные в ней принципы и цели опред. основные направления и задачи дальнейшего развития общ-ва и гос-ва.
8) Стабильность. Важн. качество устойчивости всей прав. системы, укрепления федеративных отнош-й, мех-змов осущ-ия гос. власти.
Структура К РФ.
Структура К - принятый в ней порядок посредством к-го устанавл-ся опред. система группировки однородных конституц. норм в разделы, главы и последовательность их расположения. Сост. из преамбулы и двух разделов. Раздел 1 включает 9 глав.
Преамбула (важное политическое и идеологическое значение, способствует адекватному восприятию К).
Первый раздел: 1) Основы К строя; 2) Права и свободы человека и гражданина; 3) Федеративное устройство; 4) Президент РФ; 5) Федеральное собрание; 6) Прав-во РФ; 7) Судебная власть; 8) Местное самоуправление; 9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Второй раздел именуется «Заключительные и переходные положения». Во 2 разделе: 1) закрепляются положения о введении новой К в действие, 2) фиксируются прекращение действия прежней К, 3) соотношение К и Федеративного договора, 4) порядок применения законов, действовавших до вступления в силу настоящей К, 5) основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Идеи: 1) первый раздел; 2) зафиксирован переход на парламентскую систему 3) глава о статусе През-та РФ; 4) Последовательно и чётко проведён принцип разделения властей. 5) Закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов РФ, принципа разграничения полномочий. 6) Отсутствует раздел о гос. плане эк. и соц. развития; 7) Название 2 главы показывает самоценность личности как таковой, без увязки её статуса непосредственно с гос-вом.
Порядок пересмотра К РФ.
К присуще качество стабильности, и изменения в ней должны требовать серьёзного обоснования. Новая К внесла новую терминологию «пересмотр» К и «поправки» к ней. Гл 9 носит название Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Пересмотр – измен-е положений гл.1, 2 и 9.
Поправки - к главам 3-8.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить ПРФ, ФС, ПрРФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Гос. Думы (ст134).
1.Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2.Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 К РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. которое принимает одно из двух решений: а) подтвердить неизменность Конституции РФ, процедура заканчивается; б) разработать проект новой Конституции;
3.Проект новой К может быть принят двумя путями: а) при наличии квалифицированного большинства в 2/3 от общего числа членов КС; б) вынесение проекта на всенародное голосование (референдум состоялся если приняло участие более 50%. Принята, если проголосует более 50% принявших участие в голосовании).