Тема 11. Конституционный статус

Федерального Собрания Российской Федерации

Семинар 4 часа

Учебные вопросы

1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: общая характеристика.

2. Государственная Дума: состав, структура, компетенция.

3. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.

4. Совет Федерации: состав, структура, компетенция.

5. Федеральный законодательный процесс.

Методические указания для курсантов

по подготовке к семинару

Изучение вопросов, связанных с правовым статусом Федерального Собрания, необходимо начинать с раскрытия содержания таких понятий как «парламентаризм» и «парламентские учреждения». Затем следует выявить и охарактеризовать основные этапы развития представительных органов власти в России с начала XX века до наших дней. При этом курсанты должны уяснить, что только после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации данные органы стали формироваться демократическим путем.

Говоря о структуре и порядке деятельности палат Федерального Собрания, необходимо более подробно остановиться на характеристике таких вопросов как: роль Председателей Государственной Думы и Совета Федерации в организации их работы; правовой статус советов обеих палат; значение решений, принимаемых их комитетами и комиссиями; порядок формирования в Государственной Думе фракций и депутатских групп. Также следует охарактеризовать основные формы деятельности Государственной Думы и Совета Федерации, порядок принятия обеими палатами своих решений.

Отдельно следует остановиться на основаниях и порядке досрочного прекращения полномочий Государственной Думы необходимо уяснить общее значение данного института для отечественной конституционной практики. Затем, основываясь на положениях ст. ст. 111, 117 Конституции Российской Федерации, курсанты должны охарактеризовать права и обязанности каждого субъекта, участвующего в этом процессе.

Раскрывая содержание вопроса о законодательном процессе, необходимо, прежде всего, определить его основные стадии, перечислить субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, охарактеризовать их права и обязанности на каждой из выделенных стадий. Также следует пояснить, в чем отличие порядка принятия федеральных законов от порядка принятия федеральных конституционных законов, каковы правовые последствия отклонения законов Советом Федерации, а также в чем заключается право отлагательного вето, которым может воспользоваться Президент Российской Федерации.

Задания для самостоятельной работы

1. Составить схему: «Структура Государственной Думы ФС РФ».

2. Составить схему: Структура Совета Федерации ФС РФ».

3. Законспектировать основные стадии федерального законодательного процесса.

Рекомендуемые источники

Основные источники

Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. газета. – 1993. – 25 дек.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. Федерального закона от 21 октября 2011 г. № 289-ФЗ) // СЗ РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-Ф3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 28. – Ст. 3466.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. Федерального закона 17 октября 2011 г. № 273-ФЗ) // СЗ РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3336.

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. Федерального закона 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ) // СЗ РФ. – 2006. – № 1. – Ст. 7.

Постановление Государственной Думы от 22 января 1998 г. № 2134. – 11 ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. постановления Государственной Думы от
14 января 2011 г. № 4752-5 ГД) // СЗ РФ. – 1999. – № 39. – Ст. 4588.

Постановление Совета Федерации от 30 января 2002 г.
№ 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. постановления Совета Федерации от 15 декабря 2010 г. № 556-СФ) // СЗ РФ. – 2002. – № 7. – Ст. 635.

Положение об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – Утверждено распоряжением Председателя Государственной Думы от 16 февраля 2004 г. – № 18р. – 1, согласовано Советом Государственной Думы (протокол № 7 от 12 февраля 2004 г.) // Сайт Государственной Думы в сети «Интернет».

Положение об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – Утверждено решением Совета палаты от 13 июня 2002 г. – (протокол № 20/16–СП).

Авакьян С. А. Конституционное право России: учебный курс: в 2-х т. – М., 2007.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – 5-е изд., изм. и доп. – М., 2007.

Безруков А. В. Правотворческий процесс: Россия и зарубежный опыт: учебное пособие / А. В. Безруков, С. А. Пунтус. – 2009.

Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.

Чиркин В. Е. Конституционное право в России: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.

Дополнительные источники

Абрамова А. И. Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе // ЖРП. – 2008. – № 7.

Авакьян С. А. Федеральное Собрание – парламент России. – 1999.

Баранов В. М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление. // ЖРП. – 2008. – № 2.

Безруков А. В. Законодательная инициатива: проблемы реализации и взаимодействия законодателей // КиМП. – 2008. – № 10.

Варлен М. В. Парламентарий как понятийная категория конституционного права // Современное право. – 2009. – № 9.

Галицков В., Савоськин А. Контрольные полномочия Государственной Думы РФ. В контексте поправок к Конституции от 30 декабря 2008г. // Закон и право. – 2009. – № 8.

Казакова А. А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: конституционно-правовые основы формирования и деятельности. – 2009.

Кивле Г. А., Сомов М. Д. Прецеденты в системе парламентаризма // КиМП. – 2009. – № 16.

Милушева Т. В., Ишеков К. А. К вопросу об ответственности государства в сфере законотворчества // КиМП. – 2009. – № 8.

Овсепян А. Г. Понятие и признаки парламентского контроля (теоретическая характеристика) // КиМП. – 2011. – № 3.

Разбаш О. Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов // КиМП. – 2009. – № 18.

Фатьянова Е. В. Контрольные функции палат Федерального Собрания в сфере финансов // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 8.

Чердаков С. В. К вопросу о возможности пересмотра Конституции Федеральным Собранием РФ // КиМП. – 2009. – № 4.

Вопросы для самоконтроля

1. Чьи интересы представляет (должны представлять) палаты Федерального Собрания с учетом разных способов их формирования?

2. Для чего формируются комитеты и комиссии палат Федерального Собрания?

3. В чем назначение первого, второго и третьего чтений законопроектов в Государственной Думе?

4. Какие законопроекты рассматриваются более чем в трех чтениях?

Наши рекомендации