Предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними
Задачи милиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних относятся к числу проблем, вызывающих особую озабоченность общества и государства. Приходится констатировать, что на протяжении последних 30 лет темпы прироста преступности среди несовершеннолетних устойчиво превышают аналогичный показатель среди взрослых в среднем в 2,5 раза. Ежегодно при участии несовершеннолетних совершается около 200 тыс. преступлений, из них около тридцати процентов — в составе группы. Каждый третий несовершеннолетний совершил преступление в состоянии опьянения, каждый пятый на момент совершения преступления не учился и не работал. Треть осужденных несовершеннолетних после отбытия наказания вновь совершают преступления.
В преступности несовершеннолетних в последнее время все заметнее проступают тревожные тенденции: она приобретает отчетливо выраженный агрессивный и корыстный характер; продолжается ее «омоложение» (уже треть преступлений совершается подростками до 15 лет); частым явлением в ряде регионов страны становятся массовые драки между враждующими группировками подростков.
Несовершеннолетними совершается большое количество административных правонарушений. Пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция - эти негативные явления в среде несовершеннолетних, к сожалению, достаточно распространены. Ежегодно в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает свыше 600 тыс. подростков-правонарушителей и более 100 тыс. родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение детей.
В подавляющем большинстве главным условием совершения несовершеннолетними правонарушений являетсяих безнадзорность, т.е. отсутствие или значительное ослабление наблюдения и контроля за формированием личности и поведением несовершеннолетних со стороны семьи, а также государственных и общественных организаций.
Кризисное положение в экономике, социальная напряженность, нестабильность российского законодательства, запущенность профилактической работы дают основание сделать вывод о том, что в ближайшее время не удастся решить весь комплекс проблем, порождающих безнадзорность и правонарушения подростков. Более того, прогноз, к сожалению, таков, что в предстоящие годы ослабление семейного надзора, системы организации досуга и другие факторы повлекут за собой увеличение преступности несовершеннолетних на 8—12 процентов. Более высокими темпами будет происходить и включение малолетних (лиц в возрасте до 14 лет) в совершение противоправных посягательств.
Нарастание негативных тенденций в динамике преступности среди несовершеннолетних происходит на фоне постоянных реорганизаций государственных и негосударственных структур, призванных осуществлять социальную реабилитацию, воспитательную и профилактическую работу в отношении несовершеннолетних. Органы и учреждения, на которые возложены охрана прав, обучение и воспитание несовершеннолетних, с запозданием реагируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, в силу различных обстоятельств лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязавших их родителей. Общество пока еще нащупывает основные пути формирования единой государственной политики, позволяющей в комплексе решать проблемы детства и юношества, социальной и правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и находящихся в трудной жизненной ситуации: оставшихся без попечения родителей; жертв насилия; несовершеннолетних преступников и правонарушителей 1Важный этап на пути решения этой задачи открылся с принятием Указа Президента Российской Федерации от б сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»2. Данный нормативный акт предусматривает создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Такую систему образуют комиссии по защите прав несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения и иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
Отсюда видно, что органы внутренних дел являются хотя и, несомненно, важным, но лишь одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это понятно, ибо основным содержанием работы по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплекс разнообразных мероприятий социально-экономического, организационного, воспитательного характера. Правовые же меры, тем более административно-принудительные меры, должны играть лишь вспомогательную роль.
Центральное место в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних. В соответствии с названным выше Указом Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти субъектов федерации, при городских, районных (в городе) администрациях призваны координировать действия государственных органов и общественных объединений по предупреждению безнадзорности и преступлений несовершеннолетних. Согласно положению о комиссиях к их ведению также относятся:
а) устройство и охрана прав несовершеннолетних; б) рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних; в) осуществление государственного контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях МВД, специальных учебно и лечебно-воспитательных учреждениях.
Большую роль в деле предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних призваны играть специализированные учреждения (службы) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаваемые в структуре органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Эта же цель реализуется деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений (СУВУ) органов образования для детей и подростков с девиантным поведением. К ним относятся специальные общеобразовательные школы и специальные профессионально-технические училища. В СУВУ открытого типа принимаются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, имеющие устойчивое противоправное поведение либо подвергшиеся любым формам психологического насилия, либо отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения и испытывающие трудности в общении с родителями. В СУВУ закрытого типа (в них установлен специальный режим) направляются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения и требующие специального педагогического подхода.
Принятие Указа Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» создает предпосылки для решительного отказа от ставшего традиционным представления, будто безнадзорность несовершеннолетних — проблема исключительно милицейская. Однако на практике в силу ряда причин — объективных и субъективных — дело обстоит намного сложнее. Можно утверждать, что, несмотря на попытки реформирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основная тяжесть работы здесь по-прежнему лежит на милиции.
Вопросы предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решают практически все службы милиции. Так, аппараты уголовного розыска путем проведения оперативно-розыскных мероприятий предупреждают и пресекают правонарушения несовершеннолетних, деятельность преступных групп подростков, выявляют и разоблачают подстрекателей и организаторов преступлений несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в пьянство, наркоманию, токсикоманию, проституцию, азартные игры, бродяжничество и попрошайничество, осуществляют розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из СУВУ закрытого типа. Эту работу выполняют наиболее опытные сотрудники уголовного розыска, которые максимально освобождаются от выполнения других обязанностей. Служба государственной инспекции безопасности дорожного движения осуществляет разнообразные профилактические мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, нарушений правил дорожного движения, в том числе «рокерами», и т.п. Аппараты паспортно-визовой службы выявляют родителей, отрицательно влияющих на детей, а также нигде не работающих и не учащихся несовершеннолетних. Подразделения обеспечения общественного порядка при разработке единой дислокации учитывают структуру преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних,их особенности по месту, времени и лицам, места сбора групп подростков антиобщественной направленности; предупреждают и пресекают групповые преступные проявления со стороны несовершеннолетних, акты вандализма, нарушения антиалкогольного законодательства и другие уличные правонарушения; доставляют в подразделения органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, а там, где их нет, в ГОРОВД, заблудившихся детей; контролируют соблюдение правил поведения детей и подростков в общественных местах. Участковые инспектора милиции осуществляют профилактическую работу с неблагополучными семьями, в которых родители отрицательно влияют на воспитание детей, но дети не совершают правонарушений.
Для перечисленных, а также остальных служб милиции предупреждение и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются важной, но далеко не единственной задачей. В то же время в составе милиции имеются структуры, занятые решением только одной этой задачи, -подразделения городских, районных и линейных органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПППН) и центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП). Указанные организационные структуры милиции созданы на базе соответственно инспекций по делам несовершеннолетних и приемников-распределителей для несовершеннолетних. Однако законодательные акты, устанавливающие их правовое положение, пока не приняты. По этой причине сохраняет юридическую силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ряде мест ЦВИНП действуют под своим прежним названием. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» отделы (отделения) по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей входят в состав милиции общественной безопасности.
Правовое положение ПППН. В соответствии с нормативами, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209, одна должность инспектора ПППН вводится на 4—5 тыс. несовершеннолетних.
Старшие инспектора и инспектора по предупреждению правонарушений несовершеннолетних работают по зональному принципу.
ПППН осуществляют следующие функции:
1. Общая профилактика правонарушений несовершеннолетних. ПППН разрабатывают совместные планы мероприятий с другими службами милиции на случай групповых нарушений общественного порядка несовершеннолетними; с учетом складывающейся обстановки вносят предложения об изменении дислокации патрулей и постов для их приближения к дискотекам, клубам, подростковым общежитиям, СУВУ и другим местам концентрации молодежи; организуют систематические встречи, собрания «трудных» подростков,их родителей с руководством органов внутренних дел, представителями прокуратуры, а также открытые судебные заседания, на которых рассматриваются дела о лишении родительских прав с приглашением родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, злостно невыполняющих родительские обязанности;
обеспечивают дежурство в школах родительских патрулей. Совместно с работниками других служб и общественностью ПППН участвуют в мероприятиях по предупреждению правонарушений в период проведения выпускных вечеров в школах и ПТУ, в организации и проведении рейдов в местах сбора подростков-правонарушителей. Используя такие методы, как личный сыск, разведывательный опрос, помощь общественности, сотрудники ПППН вносят свой вклад и в дело раскрытия преступлений, совершенных несовершеннолетними.
2. Индивидуальная профилактика правонарушений несовершеннолетних. Согласно законодательству работники ПППН выявляют и ставят на учет следующие категории несовершеннолетних: освобожденных из мест лишения свободы; осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия в предусмотренных законом случаях или вследствие акта об амнистии, а также совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности; обвиняемых в совершении преступлений и не заключенных под стражу в период предварительно следствия; вернувшихся из СУВУ закрытого типа, а также лечебно-воспитательных профилакториев (ЛВП); совершивших правонарушения, влекущие меры общественного воздействия или административного взыскания; употребляющих спиртные напитки либо допускающих немедицинское потребление наркотических средств, а также лекарственных или других средств, влекущих одурманивание, и др. Кроме того, учитываются родители, способствующие своим поведением правонарушениям детей.
В работе с несовершеннолетними иих родителями в основном используются организационные средства профилактического воздействия, такие, как проверка по месту жительства (учебы), беседы, закрепление шефов или общественных воспитателей и др.
Вместе с тем милиция в лице ПППН применяет самостоятельно или обеспечивает применение другими органами правовых средств предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. К ним относятся:
а) вызов в милицию несовершеннолетних и их родителей для выяснения обстоятельств правонарушений;
б) официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения, применяемое к несовершеннолетним правонарушителям, а такжек их родителям и лицам, их заменяющим;
в) доставление в орган внутренних дел на срок не более 3 часов несовершеннолетних, совершивших правонарушения, их личный осмотр. Разбирательство с доставленным несовершеннолетним правонарушителем проводит сотрудник ПППН, а в его отсутствие — оперативный дежурный. О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица,их заменяющие. Несовершеннолетние, находящиеся в состоянии опьянения, передаются под расписку в протоколе об административном правонарушении: родителям или лицам, их заменяющим;
представителям лечебных учреждений органов здравоохранения, если несовершеннолетний не достиг 14 лет, имеет телесные повреждения или его невозможно передать вышеуказанным лицам. О передаче несовершеннолетнего указанным лицам делается запись в книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган внутренних дел;
г) меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г., а также административные взыскания, предусмотренные КоАП РСФСР. К несовершеннолетним, совершившим административные правонарушения, по общему правилу, комиссиями по делам несовершеннолетних применяются меры воздействия, предусмотренные Положением о них: возложение обязанности принесения публичного извинения потерпевшему или возмещения причиненного материального ущерба, предупреждение, выговор, строгий выговор, штраф, передача под надзор родителей, передача на поруки, направление в специальное лечебно-воспитательное или учебно-воспитательное учреждение. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»1 направление подростков в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа осуществляется по решению суда на основании материалов, предоставляемых органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Указанная мера воздействия является наиболее строгой и применяется не только за административные правонарушения, но и в случае совершения несовершеннолетним общественно опасных деяний, когда он не привлекается к уголовной ответственности, а также при совершении иных антиобщественных поступков.
В отдельных случаях, предусмотренных ст. 14 КоАП РСФСР, несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет несут административную ответственность на общих основаниях. При этом к ним не может быть применен административный арест. Родители или лица, их заменяющие, за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию или обучению детей, а также в связи с совершением несовершеннолетним любого административного правонарушения подвергаются административной ответственности в соответствии с ч.4 ст. 162, ст.ст. 163, 164 КоАП РСФСР. Административные взыскания на несовершеннолетних, родителей или лиц, их заменяющих, налагают комиссии по делам несовершеннолетних в пределах санкции, установленной соответствующей статьей КоАП РСФСР. Вместо наложения административного взыскания комиссии по делам несовершеннолетних довольно широко используют предоставленное им право применять к нарушителям меры общественного воздействия: возложение обязанности принесения извинения потерпевшему, вынесение порицания, предупреждения, выговора или строгого выговора. Лишь в одном случае — при совершении подростками в возрасте от 14 до 16 лет мелкого хулиганства или хулиганства — штраф на родителей налагается начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел;
д) ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией;
е) направление в лечебно-воспитательный профилакторий для больных наркоманией несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет;
ж) ограничение дееспособности родителей;
з) отобрание детей у родителей или лишение их родительских прав;
и) выселение без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, еслиих совместное проживание с детьми невозможно. Последние меры (пп. «д», «е», «ж», «з», «и») применяются районным (городским) судом.
3. Первоначальное устройство оставшихся без родительского попечения детей. В ПППН доставляются заблудившиеся и подкинутые дети. О доставлении заблудившегося ребенка составляется акт в двух экземплярах, который подписывается сотрудником милиции и лицом, доставившим ребенка. О доставлении подкинутого ребенка акт составляется в трех экземплярах, который подписывается сотрудником милиции, лицом, доставившим ребенка, и понятыми. Первый экземпляр акта после регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях передается в уголовный розыск для установления лиц, виновных в оставлении ребенка в опасном для жизни состоянии, решения вопроса о возбуждении уголовного дела и производства неотложных следственных действий. Второй экземпляр акта направляется вместе с ребенком в детское лечебное или образовательное учреждение либо в ЦВИНП (при отсутствии специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации). Третий экземпляр акта с распиской должностного лица, принявшего ребенка, остается в ПППН.
Пока доставленные дети находятся в ПППН, сотрудники милиции принимают меры к обнаружению их родителей. Если будет установлено, что ребенок остался без попечения родителей, то инспектор ПППН сообщает об этом в семидневный срок в органы опеки и попечительства.
Подкинутые и заблудившиеся дети в возрасте от 3 лет помещаются в ЦВИНП, если в течение 8 часов не удалось установить их личность, либо родители их не обнаружены, либо не представилось возможным передатьим детей, а также если их передача связана с большими затратами времени или представляет опасность для жизни и здоровья детей. В последующем после оформления необходимых документов подкинутые и заблудившиеся дети направляются в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты).
Таким образом, деятельность ПППН по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних носит в основном административно-правовой характер и является необходимым условием эффективной работы других государственных и негосударственных структур, призванных решать
аналогичную задачу.
Правовое положение ЦВИНП. Рассматриваемые учреждения
предназначены для временного содержания детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, которые совершили правонарушения либо (при отсутствии специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации) которым необходимо оказание помощи со стороны государства и общества. В органах внутренних дел Российской Федерации в настоящее время функционируют 93 ЦВИНП, 11 из которых являются транзитными.
ЦВИНП выполняют следующие функции.
1. Прием и регистрация несовершеннолетних, доставленных в ЦВИНП. В ЦВИНП могут быть помещены: подкинутые и заблудившиеся дети; оставшиеся в возрасте до 16 лет без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае необходимости оказания им помощи со стороны государства и общества; направляемые в СУВУ закрытого типа или ЛВП (если есть основания полагать, что несовершеннолетний будет заниматься преступной деятельностью); самовольно оставившие семью в возрасте до 16 лет или в возрасте от 16 до 18 лет, личность которых не установлена, и нуждающиеся в надзоре и помощи; самовольно ушедшие из СУВУ, ЛВП, а также из других детских учреждений (детских домов, школ-интернатов); совершившие в возрасте от 11 до 14 лет общественно опасные деяния при необходимости немедленной изоляции.
Основаниями для приема в ЦВИНП служат акты о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка, составленные инспекторами ПППН, постановления о помещении несовершеннолетнего в ЦВИНП, утвержденные начальником органа внутренних дел, его заместителем (в ночное время в их отсутствие — начальником ПППН, его заместителем или оперативным дежурным), постановления комиссий по делам несовершеннолетних, постановления районных (городских) судов о направлении в СУВУ закрытого типа, ЛВП, письменные указания председателя комиссии по делам несовершеннолетних или руководителя районного (городского) органа образования.
На несовершеннолетних, помещенных в ЦВИНП, оформляются и ведутся учетные дела.
2. Обеспечение режима содержания. Перед помещением в ЦВИНП производится личный осмотр несовершеннолетнего в присутствии двух других сотрудников ЦВИНП. Во время осмотра подлежат изъятию запрещенные к хранению предметы, а также вещи, которые могут свидетельствовать о возможной причастности несовершеннолетних к преступлениям.
Несовершеннолетние содержатся в ЦВИНП в течение времени, необходимого для их устройства, но не свыше 30 суток. В исключительных случаях время содержания может быть продлено по решению комиссии по делам несовершеннолетних на срок не более 30 суток.
Содержатся несовершеннолетние в условиях, исключающих возможность самовольного ухода и совершения правонарушений. Несовершеннолетние правонарушители содержатся отдельно от других детей и подростков.
3. Профилактическая и воспитательная работа. Сотрудники ЦВИНП осуществляют профилактику правонарушений со стороны несовершеннолетних, доставленных в ЦВИНП, а также за его пределами во время проведения целевых оперативно-профилактических мероприятий и рейдов, направленных на пресечение и предупреждение безнадзорности подростков. Устанавливая причины и условия, способствующие безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, ЦВИНП направляет информацию в государственные органы и общественные объединения с предложениями об их устранении.
Для оказания помощи ЦВИНП в воспитательной работе организуется шефство предприятий, учреждений, организаций. Оно выражается в оказании помощи в организации занятости несовершеннолетних общественно полезным трудом и их культурного досуга. Для организации работы шефов и наставников при ЦВИНП создаются советы общественности из представителей органов местного самоуправления, общественных объединений, шефов и наставников.
4. Выявление преступлений и лиц, их совершивших. Эта функция реализуется в процессе выяснения условий жизни и воспитания несовершеннолетних, причин самовольного прекращенияимиработы, учебы, ухода из семьи. Установив факты совершения преступлений, лиц, принимавших в них участие, находящихся в розыске, пропавших без вести, места сбыта похищенного, случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, должностные лица ЦВИНП немедленно направляют в аппараты уголовного розыска сообщение обо всех обстоятельствах, имеющих значение для раскрытия преступлений.
Нередко раскрытию преступлений способствует выяснение обстоятельств, при которых у несовершеннолетних оказываются крупные суммы денег, ценные бумаги, вещи, оружие, наркотические средства, виноводочные изделия и т.п.
Имеют место случаи, когда под видом несовершеннолетних в ЦВИНП попадают взрослые лица: совершившие преступления, скрывающиеся от следствия и суда, бежавшие из мест лишения свободы, дезертиры. В связи с этим особое внимание уделяется лицам, умышленно скрывающим свои биографические данные, пытающимся совершить побег, длительное время не занятым работой или учебой, не имеющим места жительства.
Если будет установлено, что доставленный достиг 18 лет, он немедленно передается оперативному дежурному органа внутренних дел для решения вопроса о его водворении с санкции прокурора в центр социальной реабилитации (приемник-распределитель ОВД для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество) либо для принятия иных законных мер.
5. Устройство несовершеннолетних. Несовершеннолетние, имеющие родителей или лиц,их заменяющих, возвращаются, как правило, в семью в сопровождении должностных лиц ЦВИНП либо передаются родителям или лицам, их заменяющим. Несовершеннолетние старше 16 лет и имеющие паспорта могут направляться к родителям самостоятельно.
Если возвращение несовершеннолетнего к месту прежнего жительства невозможно в силу отсутствия надлежащих условий для дальнейшего воспитания, то об этом работники ЦВИНП сообщают в комиссию по делам несовершеннолетних по месту его жительства для решения вопроса о трудовом и бытовом устройстве, а также совместно с органами опеки и попечительства принимают меры к устройству несовершеннолетнего.
Несовершеннолетние, на которых получены путевки для помещения в СУВУ, лечебные и иные учреждения, направляются в них в сопровождении должностных лиц ЦВИНП.
Передача несовершеннолетних родителям или лицам,их заменяющим, представителям соответствующих учреждений или в другие ЦВИНП оформляется актом.
Таким образом, ЦВИНП — это специальное учреждение милиции общественной безопасности, обеспечивающее возможность применения административно-правовых и иных мер воздействия к несовершеннолетним правонарушителям и предупреждения новых нарушений с их стороны, а также организующее (при отсутствии специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации) устройство детей
и подростков, которым необходима помощь со стороны государства и общества.
В заключение следует отметить, что государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних переживает в настоящий момент трудный период своего реформирования. Одним из результатов проводимых преобразований является некоторое сужение нынешних милицейских функций, часть которых отойдет к другим государственным и негосударственным структурам. Однако, несомненно, что и впредь милиция останется в числе основных субъектов непосредственной реализации правовых мер предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Охарактеризуйте административно-правовые средства предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Каковы функции подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних?
3. Во всех ли случаях родители или лица, их заменяющие, несут административную ответственность за совершение их несовершеннолетними детьми правонарушений?
4. Можно ли считать помещение несовершеннолетнего в ЦВИНП разновидностью административного задержания?