Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов
Полномочия прокурора - это круг прав и обязанностей, которыми он наделен для осуществления надзора за исполнением законов и за законностью издаваемых правовых актов. Некоторые авторы полагают, что полномочия - это только права, с чем нельзя согласиться. Как правильно отмечается в одном из учебников «Прокурорский надзор в Российской Федерации», права не отделяются от обязанностей85, и это вытекает из социальной сущности прокурорского надзора. Наличие у прокурора прав требует, чтобы они корреспондировались с соответствующими обязанностями. С помощью полномочий прокурор выявляет, устраняет и предупреждает нарушения закона, выявляет причины правонарушений и условия, им способствующие, а также привлекает к ответственности лиц, совершивших эти нарушения.
Статья 22 Закона «О прокуратуре РФ» устанавливает полномочия прокурора по надзору за исполнением законов. Эти полномочия можно классифицировать делением на три основные группы. Первая группа - полномочия по выявлению нарушений закона; вторая группа - полномочия по устранению нарушений закона; третья группа - полномочия по предупреждению нарушений закона.
К числу полномочий по выявлению нарушений закона относится полномочие прокурора - право иметь доступ к документам и материалам органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, и требовать от руководителей и других должностных лиц этих органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Оба этих полномочия необходимы для реализации такого основного полномочия, как право проверять исполнение законов в связи с
Прокурорский надзор в Российской Федерации. /Под ред. А.А. Чу-вилева, М., 1999. С.123.
поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
Для того, чтобы иметь возможность осуществлять беспрепятственно проведение проверок исполнения законов, прокурор имеет право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п.1 ст. 21 Федерального Закона «О прокуратуре РФ». Следует сказать, что право прокурора входить на территорию и в помещение органа, где должна производиться проверка, до принятия Закона «О прокуратуре РФ» нередко ограничивалось ведомственными инструкциями, пропускным режимом и, якобы, секретностью объектов, куда хотел пройти прокурор. Ему приходилось обращаться с просьбой в пропускное бюро, чтобы реализовать свое полномочие по проведению проверки, т.е. фактически была создана разрешительная система, а разрешение зависело от усмотрения должностных лиц, заинтересованных нередко в создании препятствий для прокурорской проверки. Между тем, это право прокурора является очень важным для того, чтобы своевременно выявить и пресечь допускаемое правонарушение. Невозможность пройти немедленно на территорию объекта не позволяет своевременно устанавливать факты правонарушений и создает обстановку для их укрытия от прокурора. Ныне в соответствующих ситуациях никакого другого документа, кроме служебного удостоверения, прокурору не требуется. В случае возникновения физических препятствий прокурор может прибегнуть к принуждению, обратившись за помощью к милиции, другим правоохранительным органам, а также возбудить против виновных в невыполнении обязательных требований прокурора производство об административном правонарушении или уголовное дело о воспрепятствовании прокурору в объективном, всестороннем и полном расследовании уголовного дела.
Следующим важным полномочием прокурора является его право требовать от руководителей и других должностных лиц органов, где проводятся проверки, выделения специалистов для выяснения возникших при надзорных проверках и в других случаях вопросов. Выделение таких специалистов цозволяет прокурору получить консультации по вопросам их компетенции, так как прокурор может не знать специфики деятельности проверяемых по вопросам надзора органов. В соответствии с законом СССР «О прокуратуре СССР» прокурор также имел это право
требовать выделения специалистов,86 но он не был ограничен необходимостью требовать выделения специалистов только от руководителей и других должностных лиц того органа или организации, где он проводил проверку, что имело важное значение, поскольку специалисты проверяемого органа могли быть заинтересованными и не дать объективную консультацию. Редакция закона 1979 года позволяла прокурору требовать выделения специалиста из любого государственного органа, учреждения, предприятия или организации, что давало основание считать выделяемого специалиста независимым в даче консультаций. В прежней практике право требовать выделения специалистов использовалось прокурорами для проведения независимых (от проверяемого органа) проверок и ревизий, что было уместным и правомерным с точки зрения необходимости получения нужной информации о правонарушениях в проверяемом организации. Ныне такие варианты стали нереальными из-за коммерциализации деятельности независимых организаций. Независимые специалисты могут проводить проверки за соответствующую оплату, но прокуратура зачастую не располагает для этого необходимыми финансовыми средствами ввиду отсутствия таковых в бюджетных ассигнованиях. При невыполнении требований прокурора о представлении документов, статданных, выделении специалистов, он может привлечь должностное лицо к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Право требовать необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения обусловлено соблюдением определенных правил, установленных Законом «О государственной тайне».87 Исходя из положений этого закона, сведения, имеющиеся в документах, .содержащих государственную тайну, могут быть представлены прокурору, если он имеет соответствующий допуск. Определенные обязанности возникают у прокуроров, ознакомленных с сведениями, содержащими служебную или коммерческую тайну. Разглашение этих сведений может повлечь ответственность, в том числе и гражданско-правовую, предусмотренную статьей 139 ГК РФ. В то же время Правительством РФ установлен перечень сведений, не являющихся коммерческой тайной. К таким сведениям, в частности, относятся учредительные документы, устав юридического лица, лицензии, отчетные данные о финансово-хозяйственной деятельности, об
Советская прокуратура. М., 1981. С.245. СЗ. РФ. 1997. № 41. Ст. 4673; 2003. № 27 (ч.1). Ст. 2700.
уплате налогов, о штатном составе, сведения, относящиеся к охране труда, сведения об участии должностных лиц в предпринимательской деятельности и т.д."8
Важным полномочием прокурора является его право требовать проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных организаций. Понятие подкон-трольности и подведомственности предполагает, что прокурор может требовать проведения рсвичий или специальных проверок только от тех органов или ведомств, которые осуществляют нормативно установленный контроль или у кого в ведении находятся проверяемые организации. Например, Федеральная служба по экологическому надзору контролирует соблюдение законов об охране окружающей среды на определенных территориях, находящимися на ней предприятиями. Прокурор вправе при наличии сведений о нарушении указанных законов потребовать от органов этой службы проведения проверок в соответствующих организациях. Или, прокурор вправе предложить проведение проверок о соблюдении законодательства по защите прав потребителей территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, для выявления нарушений, связанных с выпуском и продажей товаров потребления, или выполнения услуг населению.
Органам местного самоуправления, имеющим в своем ведомственном подчинении муниципальные предприятия, прокурор вправе поручить проверки или ревизии на этих предприятиях н т.д.
Требование прокурора о назначении проверки или ревизии может быть оформлено в письменной форме письмом или постановлением
В части 4 ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ» указано, что должностные лица обязаны приступить к выполнению требования прокурора или его заместителя о проведении проверки и ревизии незамедлительно. Однако, в ней нет указания, как, например, было сказано в Законе «О прокуратуре СССР», в какой срок должно быть выполнено его требование. Ныне в ст. 6 Закона РФ установлено, что требование прокурора подлежит безусловному исполнению в установленный срок. Поскольку законодатель умолчал, кем устанавливается этот срок, прокурор, пору-
'СП.РФ. 1992. №1-2.
чившии проверку или ревизию, вправе его установить по своему усмотрению. Конечно, такие сроки должны определяться в пределах разумного. При умышленном невыполнении этого законного требования прокурором может быть возбуждено в отношении не исполнившего его (требования) должностного лица производство об административном правонарушении на основании ст. ст. 17.7 и 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
К числу полномочий по выявлению нарушений закона относится право прокурора вызывать должностных лиц или граждан для объяснений по поводу нарушения закона. Вызов является необходимым для проверки ставшими известными фактов правонарушений и закрепления возможных доказательств. В большинстве случаев правильным является вызов непосредственно в прокуратуру. Но в тех случаях, когда одновременно с вызовом необходим просмотр и анализ значительного объема документов, ознакомление с другими данными, возможно взятие объяснения по месту работы должностного или другого физического лица. При неявке по вызову прокурора должностного лица для дачи объяснений по поводу нарушений закона без уважительных причин, он может понести административную ответственность на основании ч, 3 п.1 ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ» по ст. 17.7 КоАП РФ.
Вторая группа полномочий - устранение нарушений закона, включает: право прокурора или его заместителя возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении, а также требовать - привлечения к ответственности лиц, нарушивших закон.
Решение прокурора о возбуждении уголовного дела принимается, когда прокурор располагает достаточными данными, указывающими на признаки преступления. Это решение оформляется постановлением.
Основанием для возбуждения производства об административном правонарушении является установление прокурором достаточных данных о факте административного правонарушения. В этом случае прокурор или его заместитель выносит соответствующее постановление, в котором указываются данные, подтверждающие факт правонарушения, и дастся квалификация административного проступка. Постановление направляется органу, компетентному принять решение о привлечении к административной ответственности. "<;-•
В некоторых случаях прокурор может потребовать привлечения лиц. нарушивших закон, к дисциплинарной или имущественной ответственности. В законе нет указания, каким актом это осуществляется. Практика пошла по пути внесения прокурором представления, в котором наряду с другими вопросами ставятся и требования о привлечении к дисциплинарной или имущественной ответственности,
Следующим важным полномочием прокурора является его право освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений нссудсбных органов.
Осуществляя проверку законности административного задержания и установив, что для этого отсутствуют достаточные основания, прокурор своим постановлением освобождает незаконно подвергнутых административному задержанию лиц. В случае административного ареста лица судьей прокурор может внести протест судье суда субъекта Федерации.
В соответствии с частью 3 ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе принести протест или внести представление.
Протест приносится на незаконные правовые акты, как нормативные, так и иравоприменительные, с целью принятия мер для отмены или изменения актов, противоречащих закону или его нарушающих. Протест может быть внесен, как в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, так и в выше стоящий орган. Если прокурор не считает возможным опротестовать противоречащий закону правовой акт в указанном выше порядке, он обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании такого акта недействительным или недействующим. Так же действует прокурор, если его протест отклонен адресатом. Требования, предъявляемые к такому акту прокурора, изложены в ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ». Со стороны некоторых представительных и исполнительных органов государственной власти было предпринято обращение в Конституционный Суд с целью выяснить, обязан ли прокурор обращаться для отмены незаконного акта в орган или к должностному лицу, принявшим угот акт с целью сю отмены. По этому поводу было разъяснено, что право прокурора обратиться в суд не обязательно должно быть следствием отклонения протеста и является альтернативой его полномочия. Однако, введение в АПК РФ процедуры примирения позволяет органу, чей акт оказался обжалованным в
суд, согласиться на его отмену до рассмотрения дела в судебном заседании. В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ ответчик может в письменной форме сообщить о признании иска.
В тех случаях, когда прокурор выявляет нарушения закона, не заключающееся в издании конкретных правовых актов, а состоящие в неправомерной деятельности органа или должностного лица, он вносит представление об устранении нарушений закона. Такое представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, полномочному устранить допущенное нарушение. Следовательно, адресатом может быть, как сам правонарушающий орган или организация, так и вышестоящий или контролирующий орган. Это - вопрос усмотрения прокурора, и его решение зависит от особенностей допущенных правонарушений. Если прокурор видит, что нарушения носят злостный характер, или, что нарушители не склонны добровольно принять надлежащие меры, обоснованным будет внесение представления вышестоящему (контролирующем) органу.
Третья группа полномочий состоит в издании прокурором актов, направленных на предупреждение правонарушений.
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 23 декабря 1998 года установлено полномочие прокурора, позволяющее ему предупреждать правонарушения. Статьей 25-1 прокурору предоставлено право вынести предостережение о недопустимости нарушения закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Это предостережение объявляется в письменной форме соответствующим должностным лицам. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Право сделать предостережение имеют прокурор или его заместитель. Указанное полномочие позволяет прокурору более эффективно влиять на состояние законности, не дожидаться фактов реального нарушения законов.
Контрольные вопросы: ,*••
1.На какие группы можно разделить полномочия прокурора в общем надзоре?
2. Назовите общснадзорныс полномочия 1-ой группы и оха-рактеризуютс их.
3. Назовите общснадзорные полномочия 2-ой и 3-сй групп и охарактеризуйте их.