Участие прокурора в пересмотре судом дел по вновь открывшимся обстоятельствам
Основной задачей процедуры возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам является проверка правильности постановленного хозяйственным судом судебного акта и его отмена при наличии к тому оснований с учетом вновь открывшихся обстоятельств.
При рассмотрении вопроса о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам хозяйственным судам первой, кассационной и надзорной инстанций следует исходить из того, что перечень оснований для такого возобновления приведен в ст. 221 ХПК, а именно:
1)обстоятельства, опровергающие выводы хозяйственного суда по делу, которые не были и не могли быть известны заявителю и хозяйственному суду;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные в связи с данным делом;
4)отмена судебного акта хозяйственного или другого суда либо постановления иного органа, послуживших основанием к принятию данного судебного акта хозяйственного суда, и принятие противоположного по содержанию (полностью или в части) соответствующего акта;
5) иные обстоятельства, предусмотренные законодательными актами.
Заявление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано не позднее месячного срока со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств. Для внесения представления сроки не устанавливаются. Заявление (представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам должно содержать:
1) наименование хозяйственного суда, в который подается заявление или представление;
2) обоснованную просьбу о возбуждении производства о возобновлении дела;
3) указание на судебный акт, подлежащий отмене, и основания его отмены;
4)доказательства, подтверждающие наличие вновь открывшихся обстоятельств и момент их открытия;
5) доказательства, подтверждающие направление копий заявления либо представления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле;
6) наименование и подпись заявителя или должностного лица, подающих заявление либо представление, а также дату их подачи.
О возбуждении производства о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам выносится определение.
50.Прокурор в административном процессе: задачи, функции, формы участия, полномочия.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь прокуратура осуществляет надзор
за соответствием закону судебных решений по делам об административных правонарушениях.
Согласно ст. 14. 6 15 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь прокурорский надзор за исполнением законодательства органами, исполняющими постановления о наложении административных взысканий, осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами.
В силу Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь постановление
по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором: что осуществляя надзор за ведением административного процесса, прокурор в пределах своей компетенции:
1) требует от должностного лица органа, ведущего административный процесс, представления мате-
риалов об административном правонарушении;
2) дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, направляет их органам, ведущим административный процесс;
3) санкционирует производство процессуальных действий и применение мер обеспечения административного процесса в случаях и порядке, установленных Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь;
4) проверяет законность применения административного задержания физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, и иных мер обеспечения административного процесса, а также наложения административных взысканий;
5) освобождает своим постановлением физическое лицо, незаконно подвергнутое административному задержанию;
6) отменяет своим постановлением противоречащие законодательным актам Республики Беларусь
постановления о производстве процессуальных действий и применении мер обеспечения административного процесса, за исключением постановлений, вынесенных судом;
и т.д..
Поручения, постановления и указания прокурора по делу об административном правонарушении направляются органу, ведущему административный процесс, и подлежат рассмотрению и исполнению всрок, установленный прокурором .
Прокурор как субъект хозяйственных процессуальных отношений. Процессуальное положение прокурора в хозяйственном процессе. Полномочия прокуроров при рассмотрении дел хозяйственными судами. Иск прокурора в хозяйственный суд в защиту государственных и общественных интересов, интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц.
В соответствии со ст.6 ГПК право на обращение в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов юр.лиц, и.п., организаций, не являющихся юр.лицами (в том числе и коллективов работников), в случаях, предусмотренных законодательными актами имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы. Согласно ст.33 закона О прокуратуре, ст.66 ГПК, прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции предъявляет в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов, в том числе:
1)подает заявление об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов или д.л., которыми затрагиваются права и законные интересы юр.лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной и экономической деятельности
2)предъявляет иск о признании недействительными сделок, совершенными государственными органами, органами местного управления и самоуправления, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юр.лицами, в уставном фонде которых есть доля государственной собственности
Прокурор вправе предъявить в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты интересов юр.лиц, и.п. и других лиц с их согласия. Иск направляют
1)в ВХС РБ – генеральный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители
2)в другие хозяйственные суды – генеральный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним, прокуроры городов, районов, приравненные к ним и их заместители
Прокурор, предъявивший иск, пользуется процессуальными правами и несет обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Истцом в таком случае является лицо, в целях защиты интересов которого прокурором предъявлен иск. Если иск предъявлен прокурором в защиту государственных интересов, то истцом является РБ или АТЕ РБ в лице соответствующих государственных органов. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу. Принятый хозяйственным судом отказ истца от иска, который был предъявлен в целях защиты его интересов прокурором, влечет за собой прекращение производства по делу. Отказ истца от иска с заключением мирового соглашения по иску, предъявленному прокурором в целях защиты государственных и общественных интересов не влекут за собой прекращение производства по делу. Участие прокурора в рассмотрении дела, возбужденного по его иску обязательно. Прокурор, предъявивший иск пользуется правами и обязанностями истца (кроме права заключения мирового соглашения) в том числе и обжалования (опротестования) судебного постановления в апелляционном и кассационном порядке. Возбужденное по инициативе прокурора дело рассматривается хозяйственным судом по существу.
Прокурор выступая в целях защиты интересов юр.лица, и.п., организации, не являющейся юр.лицом, граждан вправе предъявить в хозяйственный суд иск только с их согласия. Отсутствие такого согласия или просьбы при рассмотрении иска, предъявленного прокурором является основанием для оставления такого заявления без рассмотрения.
Постановление судебного исполнителя, а также его действия по исполнению исполнительного документа хозяйственного суда могут также быть опротестованы прокурором в хозяйственный суд, при котором состоит судебный исполнитель в порядке, установленном ГПК.
Право обращения в ВХС закреплено за генеральным прокурором, прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами и их заместителями. Прокуроры городов, районов вправе направлять исковые заявления в хозяйственные суды областей.
Соблюдение прокурором досудебного порядка урегулирования споров не обязательно. На прокурора не распространяется требование об уплате государственной пошлины.
Участие прокурора в суде первой инстанции по хозяйственным делам. Участие прокурора в заседании хозяйственного суда, пересматривающего решения в апелляционном и кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Заключение прокурора, его содержание и предъявляемые к нему требования.
ГПК предусматривает возможность обращения прокурора в хозяйственный суд в следующих формах:
1)искового заявления по хозяйственным (экономическим спорам) и иным вопросам, возникающим по гражданским правоотношениям
2)заявление по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, а также по делам об экономической несостоятельности, от установлении юр. фактов
3)заявление о возбуждении приказного производства
В соответствии со ст.16 закона О прокуратуре и п.3 Постановления Пленума ВХС от 28.10.2005г. №22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве» компетенция прокурора на предъявление в хозяйственные суды исков определяется территорией АТЕ РБ, на которой расположена соответствующая прокуратура, а также подведомственностью дел хозяйственным судам и правилам подсудности.
В соответствии со ст.45 закона О прокуратуре, нижестоящий прокурор может по письменному поручению вышестоящего прокурора принимать участие в рассмотрении дел, связанной с предпринимательской и иной хозяйственной деятельности по первой инстанции ВХС, хозяйственными судами областей и г.Минска, специализированными хозяйственными судами. Прокурор, участвующий в деле при установлении нарушений законодательства в зависимости от характера нарушений в пределах своей компетенции обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами в хозяйственный суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов и.п. и организаций, общественных и государственных интересов.
Прокурор, предъявивший иск (заявление), не является истцом в материально-правовом смысле. В соответствии с ХПК прокурор, предъявивший иск (заявление), пользуется проц.правами и несет проц.обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Истцом (заявителем) в таком случае является лицо, в целях зашиты интересов которого прокурором предъявлен иск (заявление). Если иск (заявление) предъявлен прокурором в целях защиты гос.интересов, то истцом явл. РБ или АТЕ в лице соотв.гос.органов.
Согласно ХПК прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, может заявить ходатайства, в том числе об истребовании новых док-в и по всем другим вопросам, связанным с разбир-вом дела. Ходатайства разрешаются судом после заслушивания мнения других лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения ходатайств суд выносит определение.
Хоз.суд рассм-ет дело по существу в соответствии с правилами, предусм. ХПК.
Пересмотр кассационной инстанцией обжалованного или опротестованного решения хозяйственного суда, не вступившего в законную силу, имеет целью проверить его законность и обоснованность. Это позволяет быстро устранить допущенные судами ошибки и нарушения законности. Решение суда может быть обжаловано и опротестовано как в полном объеме, так и в любой его части.
Прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе принести кассационный протест на незаконное или необоснованное решение хозяйственного суда независимо от обжалования его сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Протест прокурора может быть принесен из-за несогласия с выводами суда о распределении судебных расходов между сторонами, допущении немедленного исполнения, порядке и сроках исполнения судебного решения. Протест должен содержать:1. наименование кассационной инстанции хозяйственного суда, которой адресуется протест;2.имя (наименование) лица, подающего протест, и лиц, участвующих в деле;3. наименование хозяйственного суда, принявшего решение, на которое подастся протест, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;4.требования прокурора, подавшего протест, с указанием на нарушения или неправильное применение норм материального либо процессуального права; 5.несоответствие изложенных в решении выводов фактическим обстоятельствам дела; 6.перечень прилагаемых к жалобе (протесту) документов;
Кассационный протест подписывается прокурором. В протесте указывается, в чем заключается нарушение или неправильное применение норм материального, процессуального права и почему имеет место несоответствие изложенных в решении выводов фактическим, конкретным обстоятельствам дела, и доводы, опровергающие правильность вынесенного судом решения.О принятии кассационного протеста к производству кассационная инстанция хозяйственного суда выносит определение, в котором указываются время и место рассмотрения кассационного протеста.Определение направляется лицам, участвующим в деле.Прокурор, принесший кассационный протест, вправе отозвать его до вынесения кассационной инстанцией постановления.Разрешая вопрос о принятии кассационного протеста, кассационная инстанция тщательно проверяет, соблюдены ли установленные законом условия и порядок возбуждения кассационного производства, в частности: обладает ли лицо, подавшее протест, правом кассационного опротестования; не вступило ли решение, на которое подан протест, в законную силу и подлежит ли оно обжалованию и опротестованию в кассационном порядке; соблюдены ли требования закона, предъявляемые к содержанию кассационного протеста. Если кассационное производство возбуждается по кассационной жалобе, кассационная инстанция также проверяет соблюдение условий и порядка его возбуждения.Кассационная жалоба или протест могут быть поданы не только на решение суда в целом, но и на его часть, в частности мотивировочную, независимо оттого, повлияли ли изложенные в решении выводы о тех или иных фактах на разрешение дела по существу, либо на резолютивную - по вопросу распределения расходов между сторонами, порядка и сроков исполнения решения, и др.Если кассационная жалоба или протест поданы не на решение суда в целом, а только на его отдельную часть, то в этом случае решение все равно не вступает в законную силу. Кассационная жалоба (протест) возвращается хозяйственным судом,если:*она не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не указаны либо не подтверждены должным образом, либо лицом, должностное положение которого не указано, или недееспособным лицом; *не приложены документы, подтверждающие направление копии лицам, участвующим в деле;*не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере;*подана по истечении срока для кассационного обжалования и не со-держит ходатайства о восстановлении пропущенного срока либо в удовлетворении такого ходатайства отказано; *форма и содержание жалобы не соответствуют требованиям ст. 178 ХПК;*до направления лицам, участвующим в деле, определения о принятии кассационной жалобы к производству от стороны поступило заявление о возвращении жалобы;*жалоба подана лицом, не имеющим права на ее подачу.
Хоз.суд, рассмотревший спор по первой инстанции, после принятия кассационной жалобы (протеста) по истечении срока, установленного для кассационного обжалования или опротестования, направляет дело в соответствующую кассационную инстанцию, уведомляя об этом лиц, участвующих в деле.Кассационная инстанция хозяйственного суда проверяет законность и обоснованность решения в полном объеме.Она вправе: • оставить решение хозяйственного суда первой инстанции без изменения, а необоснованную кассационную жалобу (протест) — без удовлетворения;отменить решение хозяйственного суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в хозяйственный суд первой инстанции;2.отменить решение хозяйственного суда первой инстанции полностью или в части и принять новое решение;
3.изменить решение хозяйственного суда первой инстанции;
4.отменить решение хозяйственного суда первой инстанции и прекратить производство по делу или оставить иск (заявление) без рассмотрения полностью или в части.
При отказе от кассационной жалобы (протеста) лица, подавшего ее, и принятии судом такого отказа выносится определение о прекращении кассационного производства. Заявление об отказе от кассационной жалобы (протеста) рассматривается кассационной инстанцией в коллегиальном составе с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела. Суд вправе своим определением отклонить отказ от жалобы, если он противоречит закону или нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы. По результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста) принимается постановление, которое подписывается всеми судьями кассационной инстанции хозяйственного суда.В постановлении кассационной инстанции указывается о распределении судебных расходов между сторонами, участвующими в деле.Постановление кассационной инстанции направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением или вручается под рас-писку в пятидневный срок со дня его принятия.При отклонении кассационной жалобы (протеста) кассационная инстанция хозяйственного суда должна в своем постановлении указать мотивы, по которым доводы жалобы (протеста) признаны неправильными или не являются основанием к отмене решения.
Сущность и задачи прокурорского надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении.
Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении - это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора, направленная на обеспечение законности и обоснованности судебных постановлений всех судебных инстанций по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях, а также за соблюдением законодательства при их исполнении.
Прокуроры осуществляют надзор за соответствием закону судебных постановлений, вынесенных общими и хозяйственными судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных хозяйственными судами апелляционной инстанции.
Правовую основу прокурорского надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении составляют:
1)Конституция Республики Беларусь;
2)Закон «О прокуратуре Республики Беларусь»;
3)Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь;
4)Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
5)Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь;
6)Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
7)приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 31 марта 2006 г. № 6 «О реализации прокурорами полномочий в хозяйственном судопроизводстве» (с изменениями, внесенными приказами от 13 июня 2008 г. № 18; от 15 декабря 2008 г. № 75);
8)приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 6 сентября 2007 г. № 32 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при ведении административного процесса»;
9)приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 26 августа 2008 г, № 52 «Об организации поддержания государственного обвинения и повышения эффективности надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам» (с изменениями, внесенными приказом от 15 декабря 2008 г. № 75);
10)постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве»;
11)иные акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь.
Сущность прокурорского надзора в указанной отрасли заключается в обеспечении законности при судебном разбирательстве дел, принятии мер к своевременной отмене в установленном порядке незаконных и необоснованных приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, устранении нарушений законодательства при исполнении судебных постановлений.
Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста.
Прокуроры, осуществляющие надзор в этой отрасли, руководствуются законом и своим внутренним убеждением, основанным на исследовании всех обстоятельств дела. Прокурор пользуется процессуальной самостоятельностью и вправе определить свою позицию по любому вопросу, связанному с производством по делу. Никто, в том числе и вышестоящий прокурор, не может навязать прокурору, участвующему в судебном заседании, свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Это является одной из важнейших гарантий независимости и объективности прокурора, участвующего в судебном заседании. Вместе с тем протест прокурора на приговор, решение, определение, постановление суда может быть отозван вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом. Право вышестоящего прокурора отменить или изменить решение нижестоящего прокурора в том случае, если оно противоречит закону, обеспечивает единообразное понимание и применение закона. Конкретные задачи прокурорского надзора в этой отрасли обусловлены требованиями укрепления законности в области правосудия и особым положением суда в системе государственных органов.
Задачами прокурорского надзора в этой отрасли является обеспечение:
1)защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства;
2)защиты прав и законных интересов участников хозяйственной деятельности, укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере;
3)законности при осуществлении правосудия по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях;
4)соблюдения законодательства при исполнении приговоров, решений, определений, постановлений суда.
2.Объектом надзора является то, на что он направлен. Исходя из этого объектом прокурорского надзора в этой отрасли являются:
1)законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений суда;
2)исполнение законов участниками судебного заседания при рассмотрении судами уголовных, гражданских, хозяйственных дел, а также дел об административных правонарушениях;
3)соблюдение законодательства при исполнении судебных постановлений.
Таким образом, прокурорский надзор направлен не только на обеспечение законности и обоснованности вынесенных судами приговоров, решений, определений, постановлений, соблюдения законодательства при исполнении судебных постановлений, но и на обеспечение точного и единообразного исполнения норм материального и процессуального права составом суда и всеми участниками судебного заседания.
Участники уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, защищающие свои интересы, либо их представители, защищающие эти интересы от их имени, могут реагировать на нарушения закона, допущенные в судебном заседании, но могут и не делать этого. Закон не обязывает их к этому. Реагируя на допускаемые в судебном заседании нарушения закона, они действуют в защиту собственных или представляемых интересов. Прокурор же действует в судебном заседании от имени государства. Поэтому он не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона, независимо от того, кем они допущены: судом, гражданским истцом, гражданским ответчиком, представителями, защитником, обвиняемым, потерпевшим, другими участниками гражданского, хозяйственного, уголовного судопроизводства. В частности, в соответствии со ст. 23 ГПК прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Согласно ч. 6 ст. 34 УПК прокурор, участвуя в судебном заседании в качестве государственного обвинителя, вправе протестовать против действий другой стороны, возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего, требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены. По смыслу закона, прокурор, также как и в гражданском судопроизводстве, на всех стадиях уголовного и хозяйственного судопроизводства обязан принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Своим участием в судебном заседании прокурор способствует обеспечению соблюдения прав и законных интересов участников процесса, точному исполнению процессуального законодательства.
Прокурор, действуя в судебном заседании в соответствии с требованиями закона, не может оставить без реагирования любые нарушения закона судом и другими участниками судебного заседания. Суд также наделен правом контролировать законность действий прокурора в судебном заседании и реагировать в установленном законом порядке на любые действия прокурора, которые признает незаконными и нарушающими правила правосудия. Это обусловливает процессуальное положение прокурора в судебном заседании и свидетельствует о том, что функция надзора отделена от функции правосудия, осуществляемой только судом.
Если нарушение закона не было устранено в процессе судебного заседания, прокурор обязан принести протест на незаконный или необоснованный судебный акт.
Прокурор не наделен правом отменять или изменять незаконные или необоснованные судебные акты. Заключение прокурора и высказанные им мнения по возникающим во время судебного заседания вопросам не обязательны для суда, рассматривающего дело. Они учитываются судом лишь в меру их обоснованности. Прокурор не вправе также давать указания суду о выполнении каких-либо действий. Таким правом обладают вышестоящие судебные органы.
В ст. 32 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» указано, что предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.
Вместе с тем следует отметить, что предметом надзора являются не законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений судов, соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению, а сами эти судебные акты, правовые акты органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению, которые должны соответствовать закону, а также действия участников судебных заседаний и лиц, исполняющих судебные постановления. Поэтому предметом надзора в этой отрасли являются:
1) приговоры, решения, определения и постановления общих и хозяйственных судов;
2) акты, выносимые органами и должностными лицами при исполнении судебных постановлений;
3) действия участников судебного заседания.
4) действия должностных лиц при осуществлении исполнительного производства по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях.
3. Таким образом, полномочия прокуроров при осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении определены уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным и процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии с указанным законодательством прокуpop в пределах своей компетенции вправе, а в случаях, предусмотренных законом, и обязан участвовать в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключения по гражданским делам; в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные» кассационные и надзорные протесты на приговоры, решения, определения и постановления суда; направлять в суд заключения по уголовным делам и представления по гражданским и хозяйственным делам о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений; истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому приговор, решение, определение или постановление вступили в законную силу, и приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста; отзывать принесенный им протест на приговор, решение, определение или постановление суда до начала рассмотрения протеста судом; проверять законность исполнения приговоров, решений, определений и постановлений по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях.
Согласно Хозяйственному процессуальному кодексу прокурор вправе также приносить апелляционные протесты на решения хозяйственных судов.
Свои полномочия в уголовном, гражданском, хозяйственном и процессуально-исполнительном судопроизводстве об административных правонарушениях прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь.
К числу правовых актов, способствующих устранению нарушений законодательства, допущенных при рассмотрении судами уголовных, гражданских, хозяйственных дел и дел об административных правонарушениях относятся: заявления, ходатайства, заключения, протесты и представления прокуроров. Указанные правовые средства прокурорского реагирования на установленные нарушения процессуального законодательства органически взаимосвязаны.
54.Акты прокурорского надзора, выносимые прокурором в процессе осуществления надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении.