Лицензионное производство

Лицензирование осуществляется на основании специального федерального закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нем устанавливается порядок лицензионного производства

Стадии

(1) подача заявки, Лицензирование начинается с инициативы соискателя лицензии, который подает заявку в лицензирующий орган по форме и с приложением тех документов, которые определены положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Существует устойчивое словосочетание – лицензионные требования и условия. Документы, которые должны подаваться при заявке на выдачу лицензии, связаны с лицензионными требованиями и условиями – они должны подтверждать соблюдение лицензионных требований и условий. Поскольку лицензирование – это форма контроля за безопасности, лицензионные требования и условия связаны с контролем за тем, насколько конкретная организация способна обеспечить в своей профессиональной предпринимательской деятельности требования безопасноти этой самой деятельности.

Интересно, что закон «О лицензировании..» в качестве субъектов устанавливает любых предпринимателей, т. е. и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но в положениях о лицензировании некоторых видов деятельности или в специальных законах, регулирующих лицензировании отдельных видов деятельности, установлено, что соискателем лицензии может выступать только юридическое лицо. С точки зрения например гражданского законодательства для такой позиции нет абсолютно никаких оснований и законодателя часто критикуют за подобный подход, но законодатель считает, что возможностей по организации условий безопасного осуществления конкретного вида деятельности у ЮЛ больше.

При подаче заявки демонстрируется наличие необходимого оборудования, помещений, их соответствие установленным обязательным стандартам, наличие необходимого персонала, квалифицированных сотрудников, которые уровнем своей квалификации способны обеспечить безопасность осуществления определенного вида деятельности.

(2) проверка соблюдения лицензионных требований и условий. Она может осуществляться в двух формах.

1. Формальная проверка - проверка документов

2. Фактическая проверка – непосредственное инспектирование того юридического лица, которое подало заявку на получение лицензии. Лицензирующий орган имеет право осмотреть помещения, оборудование, проверить, есть ли оно вообще или существует только на бумаге.

(3) принятие решения о выдаче лицензии, максимум 45 дней. Лицензирование предполагает принятие административного акта, лицензия – это административный акт. В этом отношении лицензирование предполагает определенное усмотрение государственного органа, которое выражается в возможности оценки соответствия лицензионным требованиям и условиям и принятия решения Почему лицензия это не ЮЗД. Потому что само по себе наличие обстоятельств, которые делают осуществление деятельности безопасным, не являются юридически значимым обстоятельством – у ЮЛ могут быть в наличии все необходимые ресурсы, оборудование, помещения, квалифицированные работники, но сам факт отсутствия лицензии не позволяет осуществлять соответствующий тип деятельности. Это принципиально в том числе для квалификации осуществления деятельности без лицензии, которое образует состав преступления.

На проверку соответствия отводится 45 дней.

Существует путаница в словоупотреблении: довольно часто в обыденной речи лицензией называют документ. Но в законе разводятся понятия лицензии (и под ней понимается разрешение на осуществление определенного вида деятельности) и документа, подтверждающего наличие лицензии. В частности, документ, подтверждающий наличие лицензии может быть переоформлен в случае, например, реорганизации ЮЛ – в этом отношении сама лицензия продолжает действовать, только переоформляется документ, подтверждающий ее наличие.

(4) исполнение решения путем выдачи документа, подтверждающего наличие лицензии. Для разрешительной системы в целом и для лицензирования в частности не характерно установление никаких реестров, регистров или кадастров лицензий, хотя некоторые лицензирующие органы ведут реестры лицензий и формально предполагается, что приняв решение орган должен будет внести в соответствующий реестр сведения о выдаче лицензии, но для большинства видов деятельности – это просто выдача документа, подтверждающего наличие лицензии.

(5) контроль за соблюдением лицензионных условий. Аттестация как форма проверки соблюдения лицензионных условий. Самое наверное принципиальное и то, что отличает разрешительную систему, в частности лицензирование, от других форм административной деятельности это то, что само по себе принятие решения и его исполнение не означает завершение лицензионной процедуры. Лицензионная процедура продолжается на протяжении всех 5 лет (максимальный срок, на который выдается лицензия), на которые выдана лицензия. à

à Лицензионные отношения не ограничиваются только отношениями по выдаче лицензии и контролю, предваряющему выдачу лицензии, но распространяются на те отношения, которые связаны с контролем за деятельностью, на осуществление которой лицензия уже выдана. Лицензирующий орган может периодически проводить проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, в частности, контролировать, не уволила ли организация на следующий день после получения лицензии всех тех самых квалифицированных работников, которые позволили выдать ей лицензию. Соответственно, контроль является если не самой, то одной из самых существенных частей лицензионной системы и этот последующий контроль позволяет сохранять лицензионные отношения и принимать меры по приостановлению осуществления деятельности, которая может представлять угрозу для окружающих. Это приостановление осуществляется путем приостановления действия лицензии

(6) приостановление действия лицензии и отмена действия лицензии – в судебном порядке. В законе есть процедурные гарантии которые касаются приостановления лицензии и отмены лицензии. Это две процедуры, причем самое принципиальное их отличие заключается в том, что приостановить действие лицензии может сам лицензирующий орган в административном порядке (конечно, у него для этого должны быть сформулированные в законе основания и его решение может быть обжаловано в суде, но все равно принципиально это решение, принимаемое в административном порядке).

Отмена лицензии – это решение, которое может быть принято только судом. Соответственно, если лицензирующий орган считает необходимым отменить действие лицензии, закон предусматривает, что лицензию можно только сначала приостановить, а уже потом обращаться в суд с заявлением об отмене лицензии (Считается, что орган должен приостановить действие лицензии и только убедившись, что это не помогает, он уже обращается в суд)

Если говорить о практике, то приостановление встречается, а вот отмена лицензии встречается очень редко – буквально единицы случаев по всей РФ, когда в судебном порядке действие лицензии отменялось. Когда отменяли лицензирование строительной деятельности много говорили, что нет эффективной реализации полномочий, предусмотренных законом. Озвучивались такие цифры – были выданы десятки тысяч лицензий на осуществление строительной деятельности, из них на этот период (2008 год) было приостановлено около 100 лицензий, отменено в судебном порядке – 6. à видно, что эти механизмы скорее являются потенциальной угрозой, но мало реализуются на практике. О причинах в нашей стране говорить не принято, но с другой стороны заклеймить закон о лицензировании как порождающий коррупцию трудно меры контроля все равно должны осуществляться, а определенного усмотрения контролирующего в такой системе как разрешительная избежать просто невозможно.

У ЮЛ есть альтернатива – упрощенный порядок лицензирования. Есть альтернативы в виде

1. страхование профессиональной ответственности. Страхование ответственности позволяет заменить контроль, который осуществляется органами исполнительной власти, контролем, который осуществляет по сути дела страховая компания (считается, что страховая компания, которая рискует своими деньгами будет проверять не менее, а скорее всего – гораздо более тщательно, чем лицензирующий орган) Если страховая компания застраховала профессиональные риски, то дальше нет необходимости проводить подробные проверки, достаточно проверить наличие соответствующей страховки и после этого выдать лицензию.

2. подтверждение соответствия международным стандартам. Это действует в отношении далеко не всех видов деятельности, но в отношении некоторых видов подтверждение соответствия стандартам ISO 9000 позволяет заменить лицензирование на получение международного сертификата. Получение международного сертификата является основанием выдачи лицензии без проведения проверки просто путем формально контроля.

При упрощенном порядке решение принимается в 15 дней, проверки не проводятся

Наши рекомендации