Система нормативных актов в рф. отличие нормативного правового акта от акта применения права

Система нормативных актов– это совокупность правовых актов, которые характеризуются согласованностью, иерархичностью и дифференциацией по отраслям и институтам права.

Система нормативных актов в РФ включает в себя:

1) правовые акты общефедеральных органов;

2) акты субъектов РФ;

3) акты местного самоуправления;

4) акты прямого народного волеизъявления.

Классификация в системе нормативных актов:

1) в зависимости от субъекта правотворчества:

а) нормативные акты законодательных (представительных) органов;

б) нормативные акты исполнительных органов;

в) нормативные акты правоохранительных органов;

г) нормативные акты контрольно–надзорных органов и т. д.;

2) в зависимости от сферы действия:

а) общефедеральные;

б) акты субъектов РФ;

в) акты органов местного самоуправления;

3) в зависимости от срока действия:

а) акты неопределенно длительного действия;

б) временные акты;

4) в зависимости от способов установления государством:

а) принимаемые;

б) санкционированные;

в) признанные;

5) по юридической силе:

а) законы;

б) подзаконные нормативные акты.

Отличия нормативного правового акта от акта применения права:

1) нормативный правовой акт носит общий характер, а акт применения права – индивидуальный;

2) нормативный правовой акт регулирует определенный вид общественных отношений, а акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;

3) нормативный правовой акт применяется неоднократно, а акт применения права – однократно, так как носит разовый характер;

4) нормативный правовой акт не персонифицирован, он ориентирован на неопределенное количество лиц, которые оказались в типичных жизненных ситуациях, а акт применения права ориентирован на конкретных лиц, так как направлен на разрешение конкретной ситуации;

5) нормативный правовой акт является нормативной основой правового регулирования и устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права, а акт применения права реализует эти нормы, проводя общеобязательные нормативные предписания в сферу конкретных жизненных ситуаций;

6) нормативный правовой акт действует до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права прекращает свое действие после непосредственной реализации;

7) нормативный правовой акт устанавливает правовые предписания, а акт применения права только применяет содержащуюся в нем норму права.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАКОНОВ В РФ

Закон– это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным (представительным) органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом.

Основные признаки закона:

1) принятие только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта федерации или же непосредственно народом посредством референдума;

2) наличие высшей юридической силой, означающее, что содержание иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам, и никто не вправе отменять или изменять закон, за исключением органа государства, издавшего соответствующий закон;

3) регулирование наиболее важных, общественно значимых, общественных отношений;

4) содержание нормы исходного, первичного, основополагающего характера;

5) принятие в особом и официально утвержденном процессуальном порядке.

Виды законов:1) в зависимости от степени значимости в системе действующего законодательства:а) конституционные законы– законы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, а также служащие юридической базой для текущего законодательства:

– Конституция РФ – Основной Закон государства;

– законы, которые вносят в Конституцию РФ изменения и дополнения;

– федеральные конституционные законы, которые издаются лишь по предусмотренным Конституцией РФ вопросам, принимаются в особом порядке, обладают повышенной юридической силой и особенностью – на них не может быть наложено отлагательное вето Президента РФ;

б) основы законодательства– кодифицированные законы, которые занимают особое положение между конституционными и текущими законами и обладают следующими признаками;

в) текущие (обычные) законы– законы, которые не обладают особыми свойствами, создаются на основе конституционных законов и основ законодательства, выражаются в форме федеральных законов и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества:

– кодексы – законы, содержащие юридически цельные и внутренне согласованные совокупности норм права, которые регулируют определенные общественные отношения в различных сферах общественной жизни;

– чрезвычайные законы – законы, которые принимаются при экономических или социальных потрясениях;

г) в зависимости от сферы действия:

– общефедеральные;

– законы субъектов Федерации;

д) по отраслям права:

– государственно–правовые;

– уголовно–правовые;

– гражданско–правовые и т. д.

Наши рекомендации