Правовая система общества: понятие и структура, классификация
Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.
Структура правовых систем:
1) правосознание;
2) правовая идеология;
3) правовая культура;
4) право;
5) законодательство (религиозные трактаты!);
6) правоотношения;
7) правопорядок;
8) юридическая практика и т. д.
Признаки, характеризующие элементы
структуры правовой системы:
1) неоднородность;
2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;
3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;
4) отражение состава юридических явлений;
5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;
6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;
7) функциональная взаимосвязь;
8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т. д.
Элементы структуры! правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.
Классификация правовых систем:
1) национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения.
Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;
2) правовая семья– это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.
Виды правовых семей:
а) англосаксонская (система общего права);
б) романо–германская (система континентального права);
в) традиционная (система обычного права);
г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);
3) группа правовых систем– группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право и т. д.).
ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
Англосаксонская правовая семья– система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.
Структура англосаксонской правовой семьи:
1) общее право;
2) «право справедливости»;
3) статутное право.
Основной источник системы общего права– правовой прецедент.
Вспомогательные и дополнительные источники права– статутное право и юридические обычаи.
Основатель права в англосаксонской правовой семье– суд.
Романо–германская правовая семья– система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии и др.
Основной источник системы континентального права– писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства. Появляются конституции, которые обладают высшей юридической силой и возглавляют правовые системы.
Большое значение приобретают кодифицированные нормативные акты и подзаконные нормативные акты.
Вспомогательные и дополнительные источники права– правовой обычай и юридический прецедент.
Традиционная правовая семья– система обычного права, которая объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки.
Основной источник системы обычного права– обычай, содержащий семейно–быто–вые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона.
Религиозная правовая семья– система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).
Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).
Основные источники мусульманского права:
1) Коран– священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;
2) Сунна– мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;
3) Иджма– соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;
4) Кияс– современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.
Основные источники индусского права:
1) Дхармашастры– религиозные правила поведения и древние законы;
2) Веды– священные тексты брахманизма;
3) Законы Ману– собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.
Творец права в религиозной правовой семье– Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.