Понятие источника (формы )права
Существуют следующие источники права:
1) в идеальном смысле слова (правосознание);
2) в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений);
3) в формальном смысле слова (формы права).
Первой формой права стал правовой обычай– правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.
Второй формой права является судебный прецедент– решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом при решении дела.
Третьим источником права является нормативный договор– соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные.
Источником в международном праве является международный договор. Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные.
. Общие принципы права – это исходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве.
Пятая форма права – юридическая доктрина,выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.
Юридическая доктрина как источник права:
1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей;
2) разрабатывает юридические термины и конструкции;
3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;
4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права.
Шестая форма права – религиозные догмы,имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт– принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
28.Понятие, признаки, виды , нормативно-правовых актов. Источники права – это внешние формы выражения и закрепления правовых норм. В теории права выделяются следующие источники права: Правовой обычай – это обычаи, которым государство придало общеобязательное значение, и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Источником права обычай признан Конвенцией ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980г. Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, ставшее образцом при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Является основным источником в системе общего права, включающей право Англии и других стран, взявших английское право за образец.· Нормативно-правовой договор – это двустороннее или многостороннее соглашение, содержащее нормы права. Наиболее распространенным договором является коллективный договор на предприятии между администрацией и трудовым коллективом. В качестве основного источника нормативно-правовой договор выступает в международном праве. Нормативно-правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами и положениями. В Республике Беларусь нормативно-правовой акт является основным источником права.
Главной классификацией нормативно-правовых актов является их классификация по юридической силе. Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих. Последние принимаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими органами. Классификация нормативно-правовых актов: 1. Конституция и конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу. 2. Международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь. 3. Законы, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона. 4. Указы Президента, изданные на основе закона. 5. Постановления Правительства. 6. Нормативные акты министерств, гоcударственных комитетов.7. Акты местных органов управления и самоуправления.
Правотворчество – это процесс создания, изменения или отмены правовых норм компетентными государственными или иными органами.
Органы правотворчества:
· законодательная ветвь власти: парламент (Национальное Собрание) – издает законы и постановления; · исполнительная ветвь власти: Совет Министров, министерства, госкомитеты издают постановления, распоряжения, инструкции и другие акты на основе Конституции, законов, декретов и указов Президента; местные органы власти и управления – местные Советы депутатов, исполкомы, администрации районов в пределах своей компетенции принимают правовые акты в форме решений;
· организации – субъекты хозяйствования издают локальные акты: коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка.
29.Юридическая сила нормативно правового акта Конст-ия РБ обладает высшей юрид-ой силой. Законы, декреты, указы и иные акты гос-ных органов (долж-ых лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конст-ей РБ. В случае расхождения закона, декрета, указа или иного НПА с Конст-ей РБ действует Конст-ия РБ. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Законы, декреты, указы имеют большую юрид-ую силу по отношению к постановл-ям палат Парламента – Нац-го собрания РБ, СМ РБ, Пленума Верх-го Суда РБ, Пленума Высшего Хозяйст-ого Суда РБ, актам Генер-го прокурора РБ и иным НПА. Законы, декреты, указы и постановления СМ РБ имеют большую юрид-ую силу по отношению к НПА министерств, иных респуб-их органов гос-го управления и Наци-го банка РБ.Кодексы имеют большую юрид-кую силу по отношению к другим законам. Гражд-ий кодекс РБ имеет большую юрид-кую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражд-го права. Юрид-я сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил опред-ся юрид-ой силой НПА, кот-м они утверждаются. НПА вышестоящего гос-го органа (долж-ого лица) имеет большую юрид-кую силу по отношению к НПА нижестоящего гос-ого органа (долж-го лица). Новый НПАимеет большую юрид-кую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу НПА того же гос-ого органа (долж-го лица. НПА, принятый (изданный) гос-ым органом (долж-ым лицом), имеет большую юрид-ю силу по отношению к НПА гос-ого органа (долж-го лица) одного уровня, если гос-ый орган (долж-ое лицо), принявший (издавший) такой акт, спец-о уполномочен на регулирование определ-ой области общественных отношений.Стр-ые подразделения гос-ых органов не вправе принимать акты норм-го хар-ра, если иное не определено законод-ми актами РБ.
30. Структура нормативного правового акта
Реквизиты нормативных правовых актов Обязат-и реквизитами НПА явл-ся:1)вид акта (закон декрет, указ, постановление и др.);2)название, обозначающее предмет регулировании 3)дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер;4) подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие НПА 5)Название НПА - отражает предмет правового регулирования НПА и его основное содержание.
Струк-ми элементами НПАявл-ся преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.
Преамбула– вступ-ю часть, содержащую инф-ию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Вкл-е нормативных предписаний в преамбулу не допускается. ТекстНПА в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, кот могут объединяться в главы и разделы. Законы, кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные НПА – на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему НПА. Статьи и пункты НПА–основные структурные элементы НПА , содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь название, отражающее их содержание.Статьи НПА могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на абзацы; пункты – на подпункты, части или абзацы; подпункты – на части или абзацы.Главы НПА– струк-ые элементы НПА, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, кот пишется прописными буквами и размещается в центре строки.Разделы НПА– струк-ые элементы НПА, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки. Абзац НПА– часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой. Подпункты НПА– абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.Часть НПА– струк-ый элемент НПА, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква.
Отдельными структурными элементами НПА(его структурных элементов) могут быть подстрочные примечания к ним. Подстрочные примечания используются в тех случаях, когда пояснения или сокращенные наименования не могут быть помещены в текст нормативного правового акта (его структурных элементов).