Толкования права способы уяснения и виды разьяснения.

В процессе реализации права и особенно в правопримене­нии важную роль играет толкование норм права. Дело в том, что прежде чем применить правовую норму, правопримените-лю необходимо уяснить для себя, а в ряде случае и разъяснить другим ее подлинный смысл. Отсюдатолкование права — это сложная познавательная деятельность субъектов (органов госу­дарства, должностных лиц, общественных организаций, граждан, специалистов-практиков, ученых и др.), направленная на надле­жащее уяснение содержания норм и их разъяснение. Цель толко­вания — правильное, точное и единообразное понимание и применение закона.

Толкование норм права состоит из двух взаимосвязанных стадий — уяснение и разъяснение.

1. Толкование-уяснение — это процесс понимания смыс­ла и содержания нормы, уяснения требований закона для конкретного правоприменителя («для себя»). Здесь ста­вится цель разобраться в требованиях закона, уяснить его и пополнить свои правовые знания.

2. Толкование-разъяснение — это процесс объяснения смысла и содержания нормы права, доведения до дру­гих участников правоприменительного процесса госу­дарственной воли законодателя («для других»). Разъяс­нение помогает другим правильно ориентироваться в правовых требованиях, понимать содержание действу­ющих нормативно-правовых актов или отдельных пра­вовых норм.

Понимание толкования права предполагает знание объек­та и предмета толкования. Объектом толкования нормы права является текст нормативно-правового акта, который соответ­ствует данной регулируемой ситуации и в нем выражена толкуе­мая норма. Предмет толкования — это искомое регулятивно-правовое значение нормы права, которое подлежит реализации в данном конкретном случае. Другими словами, предметом тол­кования правовой нормы является подлинное, т. е. истинное, настоящее содержание толкуемой нормы в конкретной ситуации ее реализации. При толковании выясняется то, что сказа­но в данном нормативно-правовом акте, вытекает из его сло­весной формулировки, а не то, что хотел или имел в виду зако­нодатель. Таким образом, результаты толкования должны сводиться к выявлению государственной воли законодателя, выраженной в словесных формулировках нормативно-право­вого акта.

Существуют различные типологии процесса толкования норм права. Критериями, позволяющими выявить виды тол­кования, выступают:

— субъекты толкования;

— способы толкования;

— результат (объем) толкования.

Рассмотрим особенности одного из видов толкования — по субъектам разъяснения правового акта. Субъектом толкования может выступить любое лицо, однако юридическое значение толкования, его обязательность для правоприменителей при этом будет неодинакова. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму права. Итак, по субъектам толко­вание подразделяется на официальное и неофициальное.

Дляофициального толкования характерны следующие при­знаки:

— оно производится уполномоченными на то субъектами (как правило, это правотворческие органы и высшие су­дебные органы);

— официальное толкование излагается в определенном акте официального толкования и никогда не проводит­ся устно;

— оно является юридически значимым, вызывает право­вые последствия;

— имеет общеобязательное значение для всех субъектов права;

— официальное толкование направляет правопримените­лей на единообразное понимание и применение зако­нодательства.

В зависимости от содержания и направленности даваемых разъяснений официальное толкование может быть норматив­ным (общим) и казуальным (индивидуальным).

Нормативное толкование распространяется на неопреде­ленный круг лиц и на неограниченное количество случаев и предназначено для общего руководства в процессе применения права. Для нормативного толкования характерны государствен­ная обязательность, общий характер и возможность неоднократ­ного использования в юридической практике. Нормативное тол­кование законов дается обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по оп­ределенной категории дел. Нормативное толкование не созда­ет новых правовых норм и применяется тогда, когда нормы недостаточно совершенны по форме, интерпретируемые акты содержат правотворческие ошибки в виде нечетких формули­ровок и т. д.

В зависимости от органа, который дает разъяснение нор­мативно-правовых актов, официальное нормативное толкова­ние подразделяется на два вида: аутентичное (авторское) и ле­гальное (делегированное).

Аутентичное толкование дается органом, издавшим толку­емый нормативный акт (например, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет). Специаль­ного полномочия для аутентичного толкования не требуется, так как оно вытекает из правотворческого полномочия органа.

Легальным называется толкование, которое делается не за­конодательными органами, а по их поручению иными органа­ми власти, например, судебными. Так, действующая Консти­туция РФ предоставляет право Конституционному Суду РФ давать толкование Конституции РФ, а Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ — разъяснения по вопросам судебной практики.

Казуальное толкование — это разъяснение смысла нормы права, даваемое компетентным государственным органом при­менительно к конкретному случаю (казусу). Казуальное тол­кование относится к официальному виду толкования, так как влечет за собой определенные правовые последствия. Оно фор­мально обязательно только для конкретного дела и характери­зуется однократным использованием. Казуальное толкование чаще всего содержится в мотивировочной части правоприме-нительного акта, например, судебного решения по гражданс- 11 кому делу, в актах надзора юрисдикционных и административ­ных органов.

В большинстве случаев официальному толкованию пред­шествует неофициальное. Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, которое осуществляется не уполно­моченными на то субъектами. Ими являются научные учреж­дения, ученые, адвокаты, политические партии и обществен­ные организации. Любой гражданин вправе толковать закон. Но авторитет такого толкования зависит от уровня правовых знаний интерпретатора, от обоснованности и аргументирован-ности его выводов и т. д. Неофициальное толкование необяза­тельно для других субъектов, оно не является юридически зна-

Ячимым.

Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное,

профессиональное и доктринальное (научное).

Обыденное толкование — это пояснения и мнения в отно­шении законов, юридической практики, которые даются лю­бым человеком на основе непосредственного житейского опы­та, его правопонимания и правосознания. Для такого толкования характерны заблуждения, поверхностные суждения. Однако зачастую оно не лишено здравого смысла и играет определен­ную роль в решении юридических дел, в реализации субъек­тивных прав, в соблюдении гражданами запретов, исполнении юридических обязанностей и т. д.

Профессиональное толкование основано на знаниях в об­ласти права и политики и исходит от юристов-практиков. Так,

(разъяснение норм права осуществляют судьи, прокуроры, но­тариусы, адвокаты, консультанты в судах, редакциях юриди­ческих журналов, в специальных консультациях и т. д. Такое разъяснение не является юридически обязательным. Доктринальное толкование — это разъяснения, коммента­рии, которые дают специальные научно-исследовательские учреждения, ученые-юристы, научные работники, преподава­тели в статьях, монографиях, в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т.д. Особенность доктринального толкования заключается в том, что оно содержит наиболее глу­бокий и точный анализ действующего законодательства, пра­вильно раскрывает суть и содержание норм права.

Неофициальное толкование по форме выражения может быть как устным (юридические советы, рекомендации, давае­мые на приеме граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях, в ответах на письма, за­просы, жалобы и т. д.).

Наши рекомендации