Толкования права способы уяснения и виды разьяснения.
В процессе реализации права и особенно в правоприменении важную роль играет толкование норм права. Дело в том, что прежде чем применить правовую норму, правопримените-лю необходимо уяснить для себя, а в ряде случае и разъяснить другим ее подлинный смысл. Отсюдатолкование права — это сложная познавательная деятельность субъектов (органов государства, должностных лиц, общественных организаций, граждан, специалистов-практиков, ученых и др.), направленная на надлежащее уяснение содержания норм и их разъяснение. Цель толкования — правильное, точное и единообразное понимание и применение закона.
Толкование норм права состоит из двух взаимосвязанных стадий — уяснение и разъяснение.
1. Толкование-уяснение — это процесс понимания смысла и содержания нормы, уяснения требований закона для конкретного правоприменителя («для себя»). Здесь ставится цель разобраться в требованиях закона, уяснить его и пополнить свои правовые знания.
2. Толкование-разъяснение — это процесс объяснения смысла и содержания нормы права, доведения до других участников правоприменительного процесса государственной воли законодателя («для других»). Разъяснение помогает другим правильно ориентироваться в правовых требованиях, понимать содержание действующих нормативно-правовых актов или отдельных правовых норм.
Понимание толкования права предполагает знание объекта и предмета толкования. Объектом толкования нормы права является текст нормативно-правового акта, который соответствует данной регулируемой ситуации и в нем выражена толкуемая норма. Предмет толкования — это искомое регулятивно-правовое значение нормы права, которое подлежит реализации в данном конкретном случае. Другими словами, предметом толкования правовой нормы является подлинное, т. е. истинное, настоящее содержание толкуемой нормы в конкретной ситуации ее реализации. При толковании выясняется то, что сказано в данном нормативно-правовом акте, вытекает из его словесной формулировки, а не то, что хотел или имел в виду законодатель. Таким образом, результаты толкования должны сводиться к выявлению государственной воли законодателя, выраженной в словесных формулировках нормативно-правового акта.
Существуют различные типологии процесса толкования норм права. Критериями, позволяющими выявить виды толкования, выступают:
— субъекты толкования;
— способы толкования;
— результат (объем) толкования.
Рассмотрим особенности одного из видов толкования — по субъектам разъяснения правового акта. Субъектом толкования может выступить любое лицо, однако юридическое значение толкования, его обязательность для правоприменителей при этом будет неодинакова. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму права. Итак, по субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное.
Дляофициального толкования характерны следующие признаки:
— оно производится уполномоченными на то субъектами (как правило, это правотворческие органы и высшие судебные органы);
— официальное толкование излагается в определенном акте официального толкования и никогда не проводится устно;
— оно является юридически значимым, вызывает правовые последствия;
— имеет общеобязательное значение для всех субъектов права;
— официальное толкование направляет правоприменителей на единообразное понимание и применение законодательства.
В зависимости от содержания и направленности даваемых разъяснений официальное толкование может быть нормативным (общим) и казуальным (индивидуальным).
Нормативное толкование распространяется на неопределенный круг лиц и на неограниченное количество случаев и предназначено для общего руководства в процессе применения права. Для нормативного толкования характерны государственная обязательность, общий характер и возможность неоднократного использования в юридической практике. Нормативное толкование законов дается обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по определенной категории дел. Нормативное толкование не создает новых правовых норм и применяется тогда, когда нормы недостаточно совершенны по форме, интерпретируемые акты содержат правотворческие ошибки в виде нечетких формулировок и т. д.
В зависимости от органа, который дает разъяснение нормативно-правовых актов, официальное нормативное толкование подразделяется на два вида: аутентичное (авторское) и легальное (делегированное).
Аутентичное толкование дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт (например, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не требуется, так как оно вытекает из правотворческого полномочия органа.
Легальным называется толкование, которое делается не законодательными органами, а по их поручению иными органами власти, например, судебными. Так, действующая Конституция РФ предоставляет право Конституционному Суду РФ давать толкование Конституции РФ, а Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ — разъяснения по вопросам судебной практики.
Казуальное толкование — это разъяснение смысла нормы права, даваемое компетентным государственным органом применительно к конкретному случаю (казусу). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как влечет за собой определенные правовые последствия. Оно формально обязательно только для конкретного дела и характеризуется однократным использованием. Казуальное толкование чаще всего содержится в мотивировочной части правоприме-нительного акта, например, судебного решения по гражданс- 11 кому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов.
В большинстве случаев официальному толкованию предшествует неофициальное. Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, которое осуществляется не уполномоченными на то субъектами. Ими являются научные учреждения, ученые, адвокаты, политические партии и общественные организации. Любой гражданин вправе толковать закон. Но авторитет такого толкования зависит от уровня правовых знаний интерпретатора, от обоснованности и аргументирован-ности его выводов и т. д. Неофициальное толкование необязательно для других субъектов, оно не является юридически зна-
Ячимым.
Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное,
профессиональное и доктринальное (научное).
Обыденное толкование — это пояснения и мнения в отношении законов, юридической практики, которые даются любым человеком на основе непосредственного житейского опыта, его правопонимания и правосознания. Для такого толкования характерны заблуждения, поверхностные суждения. Однако зачастую оно не лишено здравого смысла и играет определенную роль в решении юридических дел, в реализации субъективных прав, в соблюдении гражданами запретов, исполнении юридических обязанностей и т. д.
Профессиональное толкование основано на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Так,
(разъяснение норм права осуществляют судьи, прокуроры, нотариусы, адвокаты, консультанты в судах, редакциях юридических журналов, в специальных консультациях и т. д. Такое разъяснение не является юридически обязательным. Доктринальное толкование — это разъяснения, комментарии, которые дают специальные научно-исследовательские учреждения, ученые-юристы, научные работники, преподаватели в статьях, монографиях, в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т.д. Особенность доктринального толкования заключается в том, что оно содержит наиболее глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно раскрывает суть и содержание норм права.
Неофициальное толкование по форме выражения может быть как устным (юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях, в ответах на письма, запросы, жалобы и т. д.).