Место и роль общей теории права в системе общественных и юридических наук.
Предмет общей теории права.
Право как социальное явление, как объект юриспруденции, имеет множество сторон, изучаемых соответствующими юридическими науками. Общая теория права, как свидетельствует об этом ее название, имеет дело с познанием права в самой общей, а значит наиболее значимой, сущностной его характеристике. Она исследует самое важное в праве и, следовательно, должна дать ответ на вопрос, что есть право, как, почему и для чего оно появилось, как оно развивается и действует, каковы его закономерности.
При определении предмета общей теории права следует исходить из того, что конечной целью всякой науки является познание закономерностей исследуемого объекта. В свою очередь, любая сущность конкретизируется в содержании и проявляется в соответствующей форме. предметом общей теории права являются сущность, содержание и форма права, закономерности его возникновения, развития и функционирования. Общая теория права как наука в русле своего предмета охватывает широкий круг проблем, связанных с природой права, его закономерностями, принципами, нормами, формами как в их общей характеристике, так и в глубоком исследовании каждой проблемы во всех взаимосвязях и взаимоотношениях.
Методы общей теории права
Метод общей теории права – это совокупность приемов и
способов, с помощью которых осуществляется процесс получения
объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях пра
вовых явлений. Методологический арсенал общей теории права достаточно
сложен.:
1) всеобщий философский метод. Его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания;
2) общие методы – анализ и синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые также используются во всех конкретных науках, однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;
3) специальные методы – статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;
4) частные методы правовой науки. К их числу относят методы толкования права,
которые предназначены для раскрытия содержания норм права, выявления воли законодателя, выраженной в правовых установлениях; конкретно-социологические методы – наблюдение, анкетирование, анализ письменных источников (документов);
социально-психологические методы – тесты, шкалы и другие методы, представляющие собой разновидность конкретно-социологических методов.
В метод общей теории права наряду с теоретическим входят также историко-правовой и прогностический методы.
Историко-правовой метод является основным способом познавания предмета истории государства и права, истории политических и правовых учений.Прогностический метод представляет собой совокупность приемов, позволяющих составить научно обоснованные прогнозы о будущих состояниях правовых явлений.
Различные подходы к пониманию права (позитивистско-нормативистская, естественноправовая и социологическая теории).
Предмет общей теории права.
Право как социальное явление, как объект юриспруденции, имеет множество сторон, изучаемых соответствующими юридическими науками. Общая теория права, как свидетельствует об этом ее название, имеет дело с познанием права в самой общей, а значит наиболее значимой, сущностной его характеристике. Она исследует самое важное в праве и, следовательно, должна дать ответ на вопрос, что есть право, как, почему и для чего оно появилось, как оно развивается и действует, каковы его закономерности.
При определении предмета общей теории права следует исходить из того, что конечной целью всякой науки является познание закономерностей исследуемого объекта. В свою очередь, любая сущность конкретизируется в содержании и проявляется в соответствующей форме. предметом общей теории права являются сущность, содержание и форма права, закономерности его возникновения, развития и функционирования. Общая теория права как наука в русле своего предмета охватывает широкий круг проблем, связанных с природой права, его закономерностями, принципами, нормами, формами как в их общей характеристике, так и в глубоком исследовании каждой проблемы во всех взаимосвязях и взаимоотношениях.
Методы общей теории права
Метод общей теории права – это совокупность приемов и
способов, с помощью которых осуществляется процесс получения
объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях пра
вовых явлений. Методологический арсенал общей теории права достаточно
сложен.:
1) всеобщий философский метод. Его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания;
2) общие методы – анализ и синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые также используются во всех конкретных науках, однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;
3) специальные методы – статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;
4) частные методы правовой науки. К их числу относят методы толкования права,
которые предназначены для раскрытия содержания норм права, выявления воли законодателя, выраженной в правовых установлениях; конкретно-социологические методы – наблюдение, анкетирование, анализ письменных источников (документов);
социально-психологические методы – тесты, шкалы и другие методы, представляющие собой разновидность конкретно-социологических методов.
В метод общей теории права наряду с теоретическим входят также историко-правовой и прогностический методы.
Историко-правовой метод является основным способом познавания предмета истории государства и права, истории политических и правовых учений.Прогностический метод представляет собой совокупность приемов, позволяющих составить научно обоснованные прогнозы о будущих состояниях правовых явлений.
Место и роль общей теории права в системе общественных и юридических наук.
Общая теория права – наука общественная, поскольку она изучает определенную сферу общественной жизни – государство и право. В отличие от других общественных наук, непосредственно не изучающих государственно-правовые явления, общая теория права – это наука юридическая. Государство и право изучаются не только юридическими, но и другими общественными науками. Для характеристики связи между общей теорией права и различными общественными науками важны два принципиальных положения. Во-первых, изучая государственно-правовые явления невозможно абстрагироваться от остальной социальной действительности. Во-вторых, юридическая действительность настолько переплетена с другими явлениями, что исследование самых разных сфер общественной жизни – экономической, культурной, политической и т.д. – также будет неполным без обращения к данным юридических наук, и прежде всего - к общей теории права как к общей, фундаментальной юридической науке. Таким образом, связь теории государства и права с различными общественными науками носит двусторонний характер. С одной стороны, общая теория права использует достижения общественных наук, с другой – последние учитывают в той или иной степени разработки по общей теории права. Юридические науки также относятся к общественным, и сделанный выше вывод здесь также сохраняет свое значение. Рассмотрим подробнее систему юридических наук.
4.Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе.
Власть и социальные нормы в первобытном обществе — различные формы институтов власти и общеобязательных норм поведения, сформировавшиеся на первобытной стадии развития общества. Для этого периода существования человечества характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным. члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, поэтому политическая власть как таковая в таком обществе отсутствовала. Однако властные институты всё же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, но это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться[1]. Такая власть называется потестарной (лат. potestas — мощь, сила). Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях[1].
Эти нормы, как правило, выполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного)[1].