Систематизация законодательства: основные формы
Систематизация – упорядочивание и приведение в систему действующих НП актов с целью удобства пользования.
Виды систематизации:
1) Инкорпорация. Объединение нормативных актов без изменения их содержания, переработки и редактирования. Р-том может быть сборник или собрание НП актов по тематическому, хронологическому и другим признакам:
а) официальная. Осуществляется компетентными органами и в порядке, определенном законодательством
б) неофициальная. Осуществляется юр. и физ. лицами в учебных, научных и других целях.
2) Кодификация. Объединение НП актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. При ней производится качественная переработка действующих юр. норм, устраняется дублирование, противоречия, пробелы и правовом регулировании, отменяются устаревшие нормы и тд:
а) отраслевая. Кодифицируются нормы опред. отрасли права
б) специальная. Кодифицируются нормы какого-либо правового института
3) Консолидация. Объединение НП актов без изменений их содержания в единый акт, в котором каждый НП акт теряет свое самостоятельное юр. значение. При этом нормы права, содержащиеся в прежних НП актах, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия.
4) Учет. Деятельность по сбору, хранению и поддерживанию в контрольном состоянии НП актов, а также деятельность поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой инфы, взятой на учет:
а) Журнальный учет.Фиксация реквизитов НП актов в спец. журналах:
I. хронологическая
II. алфавитно-предметная или системно-предметная
III. тематико-предметная
б) Картотечный учет. Создание разного рода картотек, т.е. систем карточек, упорядоченных по опред. классифицирующим признакам:
I. хронологическая
II. алфавитно-предметное
III. предметно-отраслевая
в) Автоматизированный учет.Проводится с применением современной комп. техники и новейших достижений информатики
Правовая реформа в РБ
1992 год. Кризисное состояние об-ва , дефицит и уровень квалификации юр. кадров обуславливают необходимость поэтапного проведения судебно-правовой реформы
Цели:
1) Создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового гос-ва
2) Утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов
3) Воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям.
Подготовительный этап:
1) Внесение изменений в действующее законодательство:
а) о предоставлении права судьям районных судов единолично рассматривать определенные категории гражданских и уголовных дел
б) об усилении ответственности участников процесса за неявку без уважительных причин в суд и органы предварительного расследования
в) о возможности кассационного обжалования и опротестования решений и приговоров, вынесенных Верховным Судом РБ
г) о разрешении частной нотариальной практики, предусмотрев прием экзаменов у претендентов спец. квалификационными комиссиями при органах юстиции и выдачу им лицензий на право занятия нотариальной деятельности и тд
2) Разработка и принятие законов РБ:
а) о Конституционном Суде
б) о прокуратуре
в) об адвокатуре
г) о судоустройстве и правовом статусе судей
д) о Следственном комитете
е) Гражданского и Уголовного кодексов
ж) Гражданско-процессуального и Уголовно-процессуального кодексов
з) Кодекса об административных правонарушениях и Административно-процессуального кодекса
Переходный этап предусматривает реализацию важнейших принципов реформы и завершение организационных мероприятий по созданию основных элементов новой системы органов юстиции.
Завершающий этап предполагает реализацию конечных целей судебно-правовой реформы и создание системы юстиции, действующей на основе нового законодательства.
Судебная система РБ должна строиться на следующих началах:
1) децентрализация за счет функционального разделения организационных форм судебной власти
2) максимального приближения суда к населению
3) обеспечения компетентности и профессионализма в судебной деятельности
4) сочетания единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел
5) участия народа в отправлении правосудия в кач-ве присяжных заседателей и тд.