Законодательный процесс в РБ
Процесс законотворчества (законодательный процесс)– деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и иных субъектов по принятию законов.
Стадии законотворческого процесса:
1) планирование законотворческого процесса;
2) законодательная инициатива;
3) подготовка проекта закона;
4) принятие закона;
5) включение закона в Национальный реестр правовых актов;
6) опубликование закона.
Планирование законодательного процесса включает в себя разработку государственных программ и ежегодных планов подготовки проектов законов. Это основа законодательного процесса. Планы и программы утверждаются Президентом и содержат названия и виды законов, а также государственные органы, ответственные за их подготовку, сроки подготовки.
Правом законодательной инициативы обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50
Стадия подготовки проекта закона, по общему правилу, предшествует стадии законодательной инициативы и может предшествовать либо протекать параллельно со стадией планирования тысяч человек.
Проект закона в порядке законодательной инициативы направляется для принятия в Парламент на имя Председателя Палаты представителей
Рассмотрение проектов в Палате представителей осуществляется, как правило, в двух чтениях.
При первом чтении:
1) заслушивается доклад субъекта законодательной инициативы, внесшего проект и содоклад головной комиссии;
2) обсуждается концепция, направленность и структура законопроекта, основные институты и целесообразность его принятия;
3) при наличии альтернативных проектов выбирается проект, который ляжет в основу при рассмотрении во втором чтении.
По результатам обсуждения нижняя палата голосованием (простым большинством) принимает либо отклоняет проект, о чем издается постановление.
После первого чтения законопроект передается на доработку в ту же или иную комиссию и может быть вынесен на народное обсуждение (между первым и вторым чтением).
Во втором чтении:
1) выступает председатель головной комиссии с докладом;
2) принимается наименование будущего закона;
3) законопроект обсуждается постатейно, по главам, по разделам или в целом;
4) каждая статья, глава, раздел или проект в целом ставятся на голосование;
5) в случае раздельного голосования проект в последующем ставится на голосование в целом.
В результате голосования (простым или квалифицированным большинством) палата принимает решение о принятии проекта закона, либо о его отклонении, либо о направлении его на доработку.
При отклонении рассмотрение данного законопроекта возможно после повторного его внесения в Парламент в порядке законодательной инициативы. Такой проект рассматривается как новый.
Принятый текст проекта передается в течение 5 дней направляется на рассмотрение в Совет Республики, где должен быть одобрен или отклонен в 20-дневный срок. Решение принимается простым или квалифицированным большинством голосов в форме постановления. Верхняя палата не может вносить изменения и дополнения в текст проекта. Если законопроект не был рассмотрен в названный срок, он считается одобренным.
По решению Президента или по его поручению Правительства законопроект может быть признан срочным. Это влечет необходимость его рассмотрения в течение 10 дней в каждой палате.
Законопроект становится законом после его принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики.
Принятый закон направляется в течение 10 дней на подпись Президенту. Если Президента не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель закон считается подписанным. Вместе с тем закон не считается подписанным и не ступает в силу, если он не мог быть возвращен В Парламент в связи с окончанием сессии («карманное вето»).
Дата принятия закона – дата подписания Президентом либо последний день срока, когда закон должен быть подписан им или возвращен в Парламент. Закон вступает в силу через 10 дней с момента (дня) официального опубликования, если иной срок не установлен в самом законе.