Подходы к изучению сущности права

1. Классовый.Право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса, право в этом случае используется в интересах господствующего класса.

2. Социальный.Право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии

3. Религиозный.Интересы религии доминируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях.

Национальный

Расовый и др

В условиях современного цивилизованного демократического государства сущность права состоит в регулировании общественных отношений, в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой наиболее полно реализуются все формы демократии, экономической свободы, свобода личности, из общественной жизни исключается произвол и своеволие.

Право и справедливость.

Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости.

Право по своей природе есть регулятор, действующий на основе применения равных мер к различным субъектам. И в этом состоит справедливость права, ибо такое регулирование основано на принципах соразмерности, сбалансированности интересов, равного несения того или иного бремени.

Противоречиямежду правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть обеспечен прежде всего в процессе издания государством нормативно-правовых актов.
Таким образом, право, с одной стороны, должно основываться на моральных началах правды и справедливости, а с другой - быть формой возведения справедливости в закон жизни общества.

Право и свобода

Право и свобода соотносимые и взаимосвязанные

Свобода - способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть ограничивается определенными рамками.

С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках.

Правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы.

Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединении, общества в целом.

Право - это всегда ограничение свободы личности.

Таким образом образовался правовой парадокс: право ограничивает свободу человека, чтобы эту свободу гарантировать.

Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство.

Право, ценности и интересы

Вопрос о соотношении ценностей и прав человека возник в древности, когда античный мир стал осмысливать как проблемы прав человека, так и проблемы его бытия.

Права человека, как и право в целом, несмотря на их принадлежность к определенной социальной системе, восходят к категории общечеловеческих ценностей.Концепция прав человека воплощает важнейшие социально-политические и духовные ценности человечества. Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие. Права человека - одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, так как нарушение прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегуманизирует его.

Признание верховенства общечеловеческих ценностей и интересов над всеми иными потребовало от отечественного обществознания, в том числе правоведения очень серьезного переосмысления, а в ряде случаев прямого пересмотра позиций, мотивировок и суждений в части, например, наших представлений о международном праве, его примате при установлении целого ряда внутригосударственных правовых норм, а также об информированности населения о них . Права человека, как право в целом, несмотря на их принадлежность к определенной социальной системе, восходят к категории важнейших общечеловеческих ценностей.

Представляется важным, что права человека не дают оценку интересам личности, а защищают, отстаивают и разграничивают эти интересы.

право является "нормой интересов, подлежащих охранению"

Право и экономика

Экономика – опред. соц. сфера, а именно диалектическое сочетание соц. отношений и соц. деятельности, связан.с производством, обменом и распределением мат. благ.

Связи права и экономики следует оценивать, учитывая необходимость как гос-правового регулирования эконом. процессов, так и соблюдения прав и свобод человека в эконом. сфере.

В настоящее время баланс между экономикой и правом, гос-правовым регулированием экономики соотнос. с идеей соц. государства.

Направления исп. правов. формы в экономике по Лазареву:

1) опредлен. целей эконом. развития

2) закрепление равноправия всех форм собственност.

3) определ. круга субъектов рыноч. отношений

4) вытеснение порочных средств ведения хоз-ва и коммерции

5) продуман. налогов. политика

6) формиров. правовых механизмов и процедур разреш. конфликтов в сфере экономики

7) установ. юр. санкций за эконом. правонарушения

Право всегда выступало важнейшим гарантом собственности, свободы предприниматель­ства.

Право осущ. регулирование правомерных дейст­вий участников экономических отношений.

Правовые санкции устанавливаются за совершение в сфере экономики умышленных преступлений.

Важнейшей право­вой формой отношений права и экономики был и остается договор, в котором стороны имеют права и обязанности, и в котором они определя­ют условия наступления тех или иных правовых последствий (ре­зультата).

Право и политика

Политика –искусство управления об-вом, которое характеризует отношение по поводу власти между классами, партиями; между гос-вом с одной стороны и народом с другой.

Право возникло и развивалось вместе с гос-вом – главным институтом политики.

Политические отношения:

1) Внутриорганизованные. Отношения между членами политического объединения по поводу удовлетвор. корпоратив. интересов с помощью гос. власти

2) Межинституциональные. Отношения между классами, нациями и др. соц. объединениями по поводу борьбы за власть, координац. действий по поводу участ. в формиров. органов гос. власти и управления

3) Отношения между субъектами полит. системы. По поводу управ. об-вом как единым соц-полит. организмом.

Полит. нормы могут вырабатываться на всех уровнях отношений. На первом уровне – программные док-ты и декларации, на втором – межпартийные соглашения, на третьем – общенац. гос-властных решениях.

Право является инструментом политики. Его нормы устанавл. такие методы правового регулиров. обществ. отношений, который соответств. политике гос-ва, реализац. стоящих перед ней задач и целей.

Общее для гос политики и права: они формируются в соответств. с господств. полит. сознанием, складывающ. на основе полит. идеологии господ. полит. сил, находящ. у власти.

Политика- основа права. Она определяет его содержание, опосредует влияние иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важных средств реализации политики, отражает эконом. интересы полит. сил, стоящ. у власти, не непосредственно, а через политику гос-ва.

Функции права

Функция права –основ. направ. юр. воздействия на обществ. отношения, опред. сущность и соу. назначением права в жизни об-ва.

Особенности ф-ций:

1) производны от сущности права и опред. назнач. права в об-ве.

2) ф-ции права – такие направ. его воздейств. на обществ. отношения, потребность в осущ. которых порожд. необход. существ. права как соц. явления

3) выражают наиб. существ., главн. черты права и направ. на осущ. задач, стоящих перед объектив. правом на данном этапе развития об-ва

4) это направления его активного действия, упорядоч. опред. вид обществ. отношений

5)постоянство как необход. признак ф-ции хара-ет непрерывность , длительность ее действия.

Виды ф-ций:

1) внешние:

а) социальные:

i) политическая. Право в своих нормах закреп. полит. строй об-ва, механизм ф-ционир. гос-ва, регламент. полит. отношения, регулир. деятельность субъектов полит. системы и тд.

ii) экономическая. Право, устанав. правила игры в эконом сфере, упорядоч. производ. отношения, закре. формы собственности, определ. механизм рапред. обществ. богатства и тд

iii)воспитательная. Право, отражая опред. идеологию, оказывает специфич. педагогич. воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомер. действия.

2) внутренние (исходящие из сущности):

а) регулятивная. Установление позитивных правил поведения, организация обществ. отношений, координ. соц. взаимосвязей:

i) статистическая. Воздействие права на обществ. отнош. достигается путем их закреп. в тех или иных правовых институтах.

ii)динамическая.Направление правового воздействия, выражающ. в установл. позитивных правил поведения, предоставл. субъективных прав и возлож. юр. обязанностей на субъекты права

б) охранительная. Направление правового воздействия, связ. с охраной регулир. правом отношений путем возмож. применения к правонаруш. преусмотр. в норма права мер принудит. воздействия.

Все ф-ции права реализуются единственно возможным способом:путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, .е. посредством опред. конкрет. прав и обязанностей членов об-ва

Принципы права

Принципы права- это основн. исходные начала, положения, идеи, выражающ. сущность права как специфич. соц. регулятора. Они воплощ. закономерности права, его природу и соц. назначение, представляют собой наиб. общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Виды принципов:

1) общеправовые:

а) справедливость.Означает соответствие между ролью лица в об-ве и его соц-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п

б) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов.

3 основных выражения равенства в Конституции :

1)Все равны перед законом и судом.

2) Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и тд

3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

в) гуманизм. Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство.

г) демократизм.В правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представит. и непосред. народовластия, с помощью которых граждане могут участв. в управ. гос. и обществ. делами, защищать свои права и свободы;

д) единство прав и обязанностей. Нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав

е) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

ж) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы соц. управ., которые свойственны различ. регуляторам, особенно праву.

2) межотраслевые:

а) принцип неотвратимости ответственности

б) принцип состязательности и гласности судопроизводства и тд

3) отраслевые:

а) гражданское право - принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

б) уголовное право - презумпция невиновности «Человек не виновен, пока не доказано обратное».

в) трудовое право - принцип свободы труда;

г) земельное право - принцип целевого характера использования земли и т.п.

Принципы права участв. в регулировании обществ. отошений, тк они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу.

Понятие и признаки права

Право –система общеобяз., формально опред., установл. и охраняем. гос-вом правил поведения, направ. на регулиров. обществ. отношений в соответств. с принятыми в данном об-ве принципами жизнедеятельности.

Нет единого подхода к опред. понятия права.

В юр. смысле выдел.:

1) объективное право.Система общеобяз., формально опред. юр. норм, устанавливаемых и обеспеч. гос-вом и направ. на урегулирование обществ. отношений. Система юр. норм.

2) субъективное право. Мера юр. возможного поведения, призванная удовлетв. собств. интересы лица. Конкретные юр. возможности, возникающ. на основе объективного права.

Признаки права –совокуп. его основных черт, придающ. ему характер особенной господств. системы нормт. регулирования в об-ве.

Признаки и черты права:

1) Право – совокуп., система норм. Она складывается из однопорядковых, взаимосвяз. и взаимодейств. элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть целостной и непротиворечив.

2) Право – не просто система норм, а система норм. установл. или санкционир. гос-вом. В мире существ. множество систем соц. норм, но только система правовых норм исход. от гос-ва, а не от об-ва, являясь воплощ. воли гос-ва.

3) Право – регулят. соц. значимого поведения человека, разновидность соц. норм. Оно управ. соц. сферой, которая включает в себя: людей, отнош. между ними, поведение субъектов обществ. отнош.

4) Право всегда система норм или правил поведения, носящ. общеобяз. характер.

5) Право носит общезнач. (общий) характер. Нормы права – неперсонифицированные правила поведения, обращены ко всему и каждому.

6) Формальная неопределенность. Нормы права офиц. закреплены в законах, иных норм. актах, которые подлежат единообразному толкованию.

7) Нормативность права. Означает, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиб. устойчивы, характериз. повторяемость.

8) Право всегда выражает гос. волю, которая воплощает в себе волю класса, правящ. группы, народа, общества или нации.

Наши рекомендации