Вопрос 115. Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса: понятие и система
Административные процессы — это властная деятельность публичной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальной формы и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов.
Признаки:
1. административный процесс – это вид юридического процесса, предназначенный для создания порядка реализации норм материального административного права, а так же норм других отраслей российского права определяющих виды полномочий и функций органов публичной власти и их должностных лиц;
2. административный процесс – правоприменительная деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а в некоторых случаях и судебная деятельность;
3. административный процесс осуществляется широким кругом субъектов административно-процессуальной деятельности, что обусловлено широтой определения самого административного процесса;
4. фактическим содержанием административного процесса является так называемая внешняя правоприменительная деятельность административных органов по разрешению в установленном порядке и в пределах их компетенции индивидуальных юридических дел, возникающих на основе различных материальных норм права;
5. административный процесс – это рассмотрение возникшего между участниками административно – правовых отношений спора об административном праве;
6. административный процесс – это, с одной стороны внесудебный порядок разрешения индивидуальных административных дел возникающих при реализации функций исполнительной власти и публичного управления на основе различных норм материального права, а с другой стороны – судебный порядок рассмотрения отдельных видов административных дел;
7. административно – процессуальные отношения регулируются нормами многих нормативных правовых актов. В их систему входят: федеральные законы и законы субъектов РФ; нормативно правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и исполнительными органами муниципальных образований;
8. административный процесс – это нормотворческая деятельность исполнительных органов государственной и муниципальной власти;
9. административный процесс – это не только порядок так называемого позитивного государственного или муниципального управления, но и процессуальная деятельность по применению мер государственного правового принуждения;
10. основными задачами административного процесса является:
· обеспечение законности осуществления органами публичного управления и их должностными лицами полномочий по реализации функций государственного управления, а так же реализации в полном объеме их компетенции;
· защита прав и свобод человека и гражданина;
· охрана законных интересов физических и юридических лиц,
· установлений гарантий правильного порядка реализации управленческих действий;
· определение процедуры применения административного принуждения и проведения контрольно – надзорных мероприятий;
11. структура и виды административного процесса обуславливают, как правило, два основных вида обеспечения законности совершаемых в рамках процессуальной деятельности действий.
12. Административные производства, находящиеся в структуре административного процесса, осуществляется на практике с соблюдением принципов административно – процессуальной деятельности.
Принципами административного процесса считаются установленные в законах и иных нормативных правовых актах основополагающие идеи о сущности, содержании, назначении и порядке осуществления исполнительными органами государственной власти и уполномоченными должностными лицами административно-процессуальной деятельности в целях реализации компетенции публичного управления, выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, применения административного принуждения.
Принципы административного процесса:
1. Законность (правомерность) и обоснованность осуществляемых управленческих действий (бездействия) и принимаемых уполномоченными должностными лицами решений;
2. Презумпция достоверности сведений о фактических обстоятельствах административного дела (спора), рассматриваемого уполномоченными должностными лицами;
3. Суверенность (самостоятельность и независимость) в определении исполнения установленных государственных функций, предоставлении государственных услуг, например, мер административного принуждения, что обусловлено конституционно-правовым принципом разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между публично-правовыми образованиями и их органами;
4. Равенство перед законом всех участников административно-правовых и административно-процессуальных отношений;
5. Обеспечение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, физических и юридических лиц.
6. Объективность при осуществлении административно-процессуальной деятельности и рассмотрении административных дел;
7. Ведение административного производства на государственном языке, т. е. на русском языке;
8. Обеспечение публичных интересов заключается в создании процессуальных форм и условий, способствующих осуществлению эффективного государственного управления, принятию решений в интересах общества и государства;
9. Соразмерность осуществляемых административными органами или уполномоченными должностными лицами любых действий той цели, на достижение которой они направлены;
10. Гласность осуществления государственного управления, понятие решений по административным делам, при применении административного принуждения;
11. Беспристрастность рассмотрения и разрешения административного дела;
12. Обеспечение права на защиту, обжалование и пересмотр административных актов (решений);
13. Ответственность уполномоченных должностных лиц и административных органов за причинение вреда осуществленными управленческими действиями или принятыми административными решениями;
14. Оперативность и экономичность совершения управленческих действий или принятия административных правовых актов.
Вопрос 116. Структура административного процесса. Субъекты административного процесса. Стадии административного процесса. Обеспечение законности в административном процессе. Понятие и виды административно – процессуальных производств.
Под структурой административного процесса понимается совокупность составляющих его элементов. Это процессуальные действия и группы действий, объединённые по каким-либо общим основаниям и признакам. В административном праве нет единства мнений относительно структуры административного процесса. Критериев построения структуры несколько:
· в зависимости от объема и степени реализации процессуальной формы, полноты законодательного регулирования процессуальных действий;
· в зависимости от содержания процессуальных действий и юридических дел;
· в зависимости от последовательности совершения действий, цельности и завершенности отдельных групп процессуальной деятельности.
В административном процессе нет единой процессуальной формы, в которой бы могли осуществляться все составляющие его виды деятельности. Существенные отличия правотворческой, правонаделительной и юридической деятельности находят выражение в различном порядке ведения юридических дел, особенностях процедур и совокупности требований, предъявляемых к действиям участников процесса. И это вполне обоснованно, поскольку речь идет о разных способах осуществления публичной власти. Поэтому, административные дела, разрешаемые в рамках единого административного процесса отличаются и по содержанию, целям, результатам, и по процессуальным правилам ведения дела. Сходные по своим характеристикам дела относятся к конкретному виду производства. Административное производство – нормативно урегулированная система процессуальных действий, используемая уполномоченными субъектами разрешении административных дел, имеющих единый предмет и содержание. Следует отметить, что термин «производство» в административном праве применяется не только для обозначения определенного порядка разрешения административного дела, но и для обозначения стадий производства и процесса, например, исполнительное производство.
Административные производства отличаются по степени нормативного регулирования порядка разрешения дел, то есть степени процессуализации. В одних случаях производство имеет достаточно развитую и единообразную процессуальную форму разрешения дел, например, дисциплинарные производства, производства по жалобам граждан, или высокую степень процессуальной организации, например, производство по делам об административных правонарушениях. В других случаях разрешения административных дел обеспечено процессуальными нормами неудовлетворительно. Отдельные производства находятся в стадии становления нормативно-процессуальной основы, имеют недостаточно развитое строение, что дает основание для обозначения их термином «процедуры». Сторонники юрисдикционного понимания административного процесса порядок рассмотрения не юрисдикционных дел называют, процедурами или процедурными производствами, тем самым ограничивают их от юрисдикционных производств.
Административные процесс состоит из тех групп (видов, типов) производств, которые называются также видами административного процесса. Каждая группа производств имеет сходство процессуальной формы и юридического результата, некоторые общие правила разрешения административных дел, но основной объединяющий признак – вид процессуальной деятельности: правотворческая, правонаделительная, юрисдикционная.
Административно-правотворческие производства – деятельность субъектов публичного управления по принятию нормативных административных актов. В порядке, установленном административно-процессуальным нормам. Правотворческий результат – принятие правоустановленного подзаконного нормативного акта достигается за счет соблюдения и применения процессуальных правил. Это производства:
· по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
· по принятию приказов, постановлений, инструкций и иных нормативных актов министров и других центральных федеральных органов исполнительной власти;
· по принятию нормативных актов главами исполнительной власти и правительствами субъектов федерации;
· по изданию локальных нормативных актов руководителями государственных учреждений и организаций;
· по изданию нормативных актов органами и должностными лицами местного самоуправления.
Административно-правонаделительные (административно-распорядительные) производства – деятельность субъектов публичного управления по принятию и исполнению распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов и иных актов, осуществляемая в процессуальной форме. К ним относятся:
1. регистрационные производства (граждан по месту жительства и пребывания, мигрантов, транспортных средств, оружия и т.п.);
2. лицензионно-разрешительные (решения на занятие отдельными видами деятельности, допусков к деятельности, на использование объектов, квотирование и т.д.);
3. производства по стандартизации, сертификации, аттестации товаров и услуг, аккредитация учреждений, производства по присуждению ученых званий и ученых степеней, нострификационные производства, производства по установлению инвалидности и иные экспериментально-удостоверительные производства;
4. производства по распределению ресурсов, государственных услуг, помощи (денежных средств, квартир и т.п.),и приватизационные производства и иные правопредставительственные производства;
5. конкурсные производства (по размещению государственных заказов, часть приватизационных производств и иные);
6. кадровые производства (приём и увольнение со службы, призывные, аттестационные, иные служебные);
7. производство по заявлениям граждан и обращениям организаций по реализации принадлежащих им прав в сфере публичного управления;
8. производства по применению мер поощрения (внеслужебных отношений) и другие производства (процедуры), возникающие в связи с необходимостью реализации законных субъектных прав и обязанностей участников материальных правоотношений в специальной административно-процессуальной форме.
Административно-юрисдикционные производства – деятельность субъектов публичного управления и судов по разрешению споров, возникающих в сфере управления, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме. К ним относятся производства
1. по делам об административных правонарушениях;
2. дисциплинарное производство;
3. по административным жалобам граждан;
4. производство по административно-правовым спорам, (процедуры разрешения служебных споров, производство по оспаривании действий и без действий органов и должностных лиц органов публичной власти);
5. исполнительное производство;
6. производство по реализации института материальной ответственности;
7. контрольно-надзорные производства;
8. оперативно-розыскное производство;
9. производство по применению мер административного принуждения, не связанных с наказанием (помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания, применение мер принудительного лечения, помещения в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и т.д.)
Возможна классификация видов административно-процессуальной деятельности таким образом, при котором более совершенные административных дел, имеющие высокую степень нормативного обеспечения, относятся к административным производствам, все иные – к административным процедурам. Производств при подобной группировке оказывается менее десяти, а ограничение их от процедур весьма условно и динамично.
Административный процесс представляет собой определенную законодательством логическую последовательность действий участников процесса. Действия объединены очередностью совершения, ближайшей целью, общим промежуточным результатом, имеющим значение для разрешения административного дела. Поэтому в административных производствах и административном процессе различают стадии, а в отдельных производствах и этапы стадий. Таким образом, административный процесс состоит из административных производств, имеющих многоуровневую структуру: действия – этапы – стадии.
Стадия – относительно обособленная часть административного производства, состоящая из объединенных ближайшими целями и задачами производства действий участников процесса, результаты которой имеют значение для решения по административному делу в целом и оформлены соответствующим процессуальным документов.
Анализ административных производств позволяет сделать вывод, что в них имеется различное число стадий. В максимально развернутом виде производство включает стадии:
1. возбуждение производств по административному делу;
2. установление фактических обстоятельств дела;
3. рассмотрение дела;
4. принятие решения по делу;
5. пересмотр решения по делу;
6. исполнение решения по делу.
Три из названных являются обязательным стадиями производства по административному делу: возбуждение дела, принятие решения и исполнение решения по делу. Иные стадии в зависимости от сложности административного дела и волеизъявления участников могут либо совмещаться с основными стадиями, либо отсутствовать в производстве. Поэтому они называются факультативными стадиями. Каждая стадия имеет свои особенности.
Возбуждение производства по административному делу состоит в том, что субъект, уполномоченный вести дело получает информацию от заинтересованных участников производства или из иных источников, которая является поводом к возбуждению дела. Информация, как правило, поступает в установленной форме устной или письменной: заявление, жалоба, ходатайство, рапорт, иные официальные документы, или неофициальная информация (сообщения СМИ и т.п.). Информация надлежащим образом учитывается, регистрируется и передается уполномоченным лицом, как правило, руководителю органа власти или учреждения для предварительной, в том числе и юридической оценке и принятия управленческого решения по порядку дальнейшей работы с первичной информацией. В отдельных производствах (контрольно-надзорных, об административных правонарушениях) первичная информация оформляется. По делам о принятии нормативных актов управление принимает решения в виде протоколов и других документов по инициативе уполномоченных лиц о подготовке нормативного акта, исполнителях, сроках и других обстоятельствах движения дела. По правоприменительным делам стадия завершается принятием решения о возбуждении (отказа в возбуждении) дела в виде резолюции руководителя о движении дела либо в виде отдельного документа (протокола, постановления, акта, определения и т. п.) с последующим направлениям по подведомственности.
Стадия установления фактических обстоятельств дела в зависимости от вида производства может включать проверки подданных документов и соблюдение нормативных требований (например, при лицензировании), служебной проверки (по дисциплинарным производствам), проведение экспертиз и иных исследований (при проведении конкурсов, аттестации учреждений, сертификации товаров и услуг, установление факта инвалидности и т. п.), изучение личных и профессиональных качеств граждан (кадровое производство, производства о допусках и др.), проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях и иные действия, направленные на получение фактической информации, имеющей значения для принятия объективного решения по делу. Стадия завершается принятием промежуточного решения (заключения, акта, ходатайства, постановления, представления и т. п.) либо проекта решения по делу. Материалы проверок и иных действий по установлению фактических обстоятельств вместе с итоговым документом по стадии направляются должностному лицу либо органу на расследование. По правотворческим производствам на этой стадии и создается проект нормативного акта управления, пояснительная записка к нему, экспертные заключения и другие документы.
Стадия рассмотрения административного дела охватывает действия, направленные на исследование и оценку всех обстоятельств дела, формирование верного варианта решения по делу. Коллективный орган или уполномоченное лицо, исследуя материалы дела и непосредственно получая информацию от участников производства, устанавливает обстоятельства дела и дает им юридическую оценку. Завершается стадия формированием юридической оценке фактических обстоятельств дела, резолютивной постановкой задачи в виде резолюции соответствующим исполнителям по подготовке проекта решения (приказа, лицензии, сертификата, удостоверения, заключения, ответа, постановления, протокола и т. п.) или собственно подготовке проекта решения, в нормотворческих процедурах на этой стадии правовой акт управления проходит согласование с заинтересованными субъектами управления.
Стадия принятия решения по административному делу – центральная стадия, поскольку в ней принимается решение по делу, то есть индивидуально-правовой акт управления, акт правосудия или нормативный акт. Отличаясь по юридическим свойствам, он является юридическим результатом по административному делу. Его содержание определяется юридической оценкой исследованных фактических обстоятельств дела, процессуальные форма – особенностями производства, установленными процессуальными нормами. Дела распорядительные завершаются чаще всего принятием приказа, либо подписанием правонаделительных документов. Юрисдикционные – принятием постановления или определение по делу, о решении спора или применение наказания, административного принуждения, приказом или в иной форме. Принятие решения, сопровождается итоговой юридической оценкой всех обстоятельств дела. Правотворческие производства завершаются подписанием окончательного сформулированного с учетом мнения согласовавших его субъектов текста нормативно-правового акта управления. Решение по делу доводиться до сведения заинтересованных лиц, а нормативные, не содержащие информацию с ограниченным доступом, публикуются.
Пересмотр решения по административному делу – факультативная стадия административного процесса. Возникает по инициативе заинтересованных участников производства, оформляется в виде жалобы или заявления, либо по инициативе органов административного надзора – вышестоящих должностных лиц, специальных контрольно-надзорных органов (служб) в системе исполнительной власти и протестов прокуроров. Решения могут быть пересмотрены административными органами, рассматривавшими дело или судами. Пересмотр решения состоит в проверке законности и обоснованности вынесенного решения. Пересмотр решения не всегда влечет приостановления исполнения решения. Возможен пересмотр решения и после его исполнения.
Стадия исполнения решения по административному делу состоит в совершение действий, направленных на реализацию предписаний, содержащихся в решении по делу. По правоприменительным делам исполнение завершается публикацией нормативных актов государственного управления. Соблюдение правил, содержащихся в этих актах, участниками регулируемых правоотношений находится за пределами данного производства. Исполнение юрисдикционных решений заключается в применении наказания в совершении действий по установлению ограничений, изъятию материальных благ, ухудшению организационно-служебного положения и других. Решение по правонаделительным производством исполняются посредством выдачи соответствующих правоустанавливающих, регистрационных, лицензионных, разрешительных и иных подтверждающих и дающих субъективное право документов, вручение наград и предметов поощрения, заключения контрактов, предоставление доступа к иным благам. После исполнения решения производство по административному делу прекращается, а к материалам дела приобщаются исполнительные документы.
Классификация административных производств и их внутреннее строение основана на особенностях характера конкретных дел, тех свойствах, которые типичны для соответствующей категории дел. Унификация процессуальной формы дел одного вида достигается посредством целенаправленного правового регулирования административных производств и процедур.
Вопрос 117. Административно – процессуальное право: предмет, метод и задачи. Источники административно – процессуального права. Система административно – процессуального права. Административно – процессуальные норма в системе норм права.
Административно-процессуальное право — большая группа норм, регулирующих процедуры властной деятельности и находящихся в системе административного права. К сожалению, это пока не упорядоченная, не систематизированная группа норм. Поэтому говорить о ней как о подотрасли, как системе сложившихся институтов в рамках административно-правовой отрасли права преждевременно.