Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
Закон о прокуратуре впервые наделил органы прокуратуры в лице Генеральной прокуратуры РФ значительными полномочиями по осуществлению международно-правового сотрудничества. В соответствии со ст. 2 этого Закона Генеральная прокуратура РФ - в пределах своей компетенции - осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
Такое взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными службами, иными компетентными органами зарубежных государств, а также с соответствующими международными организациями, включая Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности усилий по противодействию организованной, транснациональной, иной преступности, по оказанию правовой помощи.
Это направление деятельности органов и учреждений прокуратуры получило развитие и актуальность еще и в связи с конституционным закреплением (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) положения о вхождении правовой системы Российской Федерации в состав общемировой правовой системы, т.е. присоединению ее к общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международных договоров. Поэтому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом России, то применяются правила международного договора.
Прямое действие международных договоров на территории РФ, а также определение ими наряду с Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 3 Закона о прокуратуре) организации и порядка деятельности прокуратуры РФ налагают на органы прокуратуры не только обязанности по надзору за их соблюдением и исполнением, но и по участию в работе по их разработке.
Развитие международной деятельности Генеральной прокуратуры РФ осуществляется в соответствии с ее компетенцией по следующим направлениям:
- организация международного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ);
- организация международного сотрудничества в рамках Совета Европы;
- организация международного сотрудничества в рамках ООН и ряда других международных организаций;
- участие в разработке международных многосторонних и двусторонних договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи;
- экстрадиция.
Осуществляется международное сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ в форме налаживания связей с прокуратурами других государств. Используются такие формы взаимодействия, как обмен делегациями специалистов для передачи опыта, консультации по правовым вопросам, научные и научно-практические конференции, семинары, встречи Генеральных прокуроров и другие.
Правовую базу международной деятельности прокуратуры РФ составляют международно-правовые акты: договоры, конвенции, декларации, соглашения, заявления, обращения, иные документы, в том числе продолжающие действие в порядке правопреемства Россией договоры, заключенные СССР со многими странами, подтверждающие их действие до заключения новых договоров.
Во взаимодействиях со странами СНГ следует выделить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную в г. Минске 22 января 1993 г., кроме того - Соглашение между Генеральными прокурорами государств-участников. Протокол к данной конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных, а также иных действий по уголовным делам, вступивший в действие с января 2001 года.
Согласно требованиям этих международно-правовых актов поручения о выполнении процессуальных и иных действий, проведение которых в соответствии с законодательством запрашивающей договаривающейся стороны санкционировано прокурором (судом), направляются для исполнения на территории запрашиваемой договаривающейся стороны прокурором, осуществляющим надзор за следствием и дознанием по уголовному делу, по которому дается поручение.
Поручения по вопросам выполнения действий, требующих разрешения прокурора (суда) адресуются прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов органом следствия и дознания, к компетенции которого относится выполнение действий. В случаях, когда точное место выполнения процессуальных и иных действий неизвестно, поручение направляется в адрес Генеральной прокуратуры РФ, не имеющей областного деления, или же прокуратуры области (приравненной к ней прокуратуры), на территории которой они должны выполняться.
С момента вступления России в Совет Европы, а также подписания и ратификации Европейских конвенций «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» 1959 года и «О выдаче» 1957 года и соответствующих протоколов к ним, которые для Российской Федерации вступили в силу 9 марта 2000 года. Генеральной прокуратурой РФ выполняется значительный объем работы, как по реализации программы этого Совета, так и по оказанию взаимной правовой помощи и экстрадиции с европейскими странами.
В соответствии с Конвенцией 1959 года к вопросам оказания правовой помощи относятся:
- исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов;
- вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающей стороны свидетелей, экспертов и обвиняемых;
- передача выдержек из судебных материалов, информации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела;
- информирование государств-участников Конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии последующих мер в отношении их граждан.
В феврале 2000 г. Европейская Комиссия по проблемам преступности Совета Европы разработала типовую форму запроса о правовой помощи, в соответствии с которой запрос должен содержать ряд обязательных требований, в том числе наименование запрашивающего государства и органа, дату запроса, предмет запроса и т.п. реквизиты. Запрос может также содержать просьбу к запрашиваемой стороне, подтвердить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответы.
При оказании правовой помощи на основании Конвенции 1959 г., обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано:
- если просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим или связанным с политическим;
- если запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны;
- если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные случаи.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. о ратификации Конвенции «О выдаче» 1957 г. Генеральная прокуратура РФ является органом Российской Федерации, к компетенции которого отнесено решение вопроса о выдаче. Указанным Федеральным законом, предусмотрена возможность судебного обжалования лицом решения компетентного органа о его выдаче иностранному государству. Данная новация, также как возможность отказа в экстрадиции в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, отличают Конвенцию 1957 г. от Минской конвенции 1993 г. и обязывает распространять содержащиеся в ратифицированной Конвенции стандарты на взаимоотношения со странами СНГ.
Выполнение поручений на территории России в порядке оказания правовой помощи производится с соблюдением действующих законов, надзор за исполнением которых также осуществляется прокуратурой. Особенно это касается таких действий, как задержание, заключение под стражу лица, выдача которого требуется, освобождение из-под стражи.
Прокуратура, используя полномочия по взаимодействию с зарубежными странами, кроме обращений об оказании правовой помощи по уголовным делам, вправе обращаться к компетентным органам сотрудничающих с Россией стран и по иным вопросам:
- о предоставлении сведений об установлении адресов, места работы и доходов лиц, к которым предъявлены имущественные требования в установленном законом порядке;
- о признании, исполнении судебных решений по гражданским делам и другим.
Кроме многосторонних международных соглашений, прокуратура РФ укрепляет двусторонние связи с отдельными государствами. Особо следует выделить быстро развивающиеся связи между прокуратурами России и Китайской Народной Республики, результатом которых стало подписание двустороннего соглашения о сотрудничестве, проведение совместного совещания приграничных прокуроров двух стран, подписание протокола о взаимоотношениях между органами прокуратуры России и КНР в приграничной зоне.
Тема 13. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.