Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах
Учебная дисциплина "Правоохранительные органы" изучает деятельность многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация их деятельности, полномочий и полномочий должностных лиц.
Для характеристики правовых актов о правоохранительных органах существенно важно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация актов, которые в совокупности образуют эту базу.
Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно из них — группировка по предмету (содержанию) группируемых актов независимо от их юридической силы. Другое — группировка актов по их юридическому значению.
Всю сумму рассматриваемых правовых актов в зависимости от их содержания (предмета) можно подразделить на следующие группы актов:
- общего характера;
- о судебной власти, правосудии и судах;
- об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих;
- о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;
- об организации выявления и расследования преступлений;
- об организации юридической помощи.
Все нормативные правовые акты составляют единую систему, которая отличается согласованностью и иерархической подчиненностью.
1. В России верхнюю позицию в иерархии нормативных актов занимает федеральная Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, а также международно-правовые договоры, принятые Российским государством в установленном порядке. Конституция РФ отводит важную роль вопросам определения правового статуса, полномочий, функций органов, занимающихся правоохранительной деятельностью.
Среди нормативных правовых актов международного характера, регламентирующих вопросы, связанные с правоохранительной деятельностью, можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Конвенцию о Защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и другие.
2.Следующую ступень в иерархии нормативных правовых актов занимают федеральные конституционные законы, среди которых необходимо назвать ФКЗ ОТ 12 июля 1994 г. О Конституционном Суде Российской Федерации», ФКЗ от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» и др.
3. На третьем уровне системы нормативных правовых источников находятся многочисленные федеральные законы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов. В качестве примера можно назвать ФЗ от 17 января 1992 г «О прокуратуре Российской Федерации» ФЗ от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях» и др.
4.Следующий уровень в системе источников занимают законодательные акты, принимаемые субъектами РФ в пределах их компетенции. Высшей юридической силой среди региональных нормативных правовых источников обладают конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения.
Регламентации порядка организации и деятельности правоохранительных органов также посвящены подзаконные акты федеральных органов государственной власти, среди которых следует назвать нормативные правовые акты палат федерального парламента, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, разъяснения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики, а также ведомственные нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов прокуратуры.
Контрольные вопросы:
1. Сформулируйте и поясните понятие «Правоохранительная деятельность».
2. Назовите задачи правоохранительных органов.
3. Раскройте функции и основные направления деятельности правоохранительных органов.
4. Какие нормативные акты регулируют деятельность правоохранительных органов в РФ?
5. Какие вопросы организации и деятельности судов регламентированы Конституцией?
6. Назовите федеральные конституционные законы о судах
7. Каким нормативным актом регламентируется деятельность прокуратуры?